Перейти к основному содержанию

226 просмотров

В Шымкенте инспекторы труда выявили 328 нарушений законодательства по труду

Каждая госпроверка выявляет какие-либо нарушения

Фото: Shutterstock

В ходе 332 проверок действующих крупных предприятий и субъектов МСБ Шымкента практически в каждой выявлены нарушения действующего законодательства. Более всего, 248 фактов, в сфере трудовых отношений. 27 нарушений зафиксировано в области безопасности и охраны труда, передает корреспондент Kursiv.kz.

В 2019 году на предприятиях и организациях Шымкента произошел 51 несчастный случай, в которых 9 человек погибло, а 22 получили тяжелые травмы. Это меньше показателей 2018 года с 62 несчастными случаями и 13 погибшими.  

«Если происходит чрезвычайная ситуация, связанная с безопасностью и охраной труда, то нам поступает сообщение. Если ЧС сопровождается травматизмом на предприятии, то его владелец в течение 24 часов обязан сообщить о произошедшем. Если случай тяжелый, то создается комиссия из представителей работодателя, работников и государственного инспектора труда. Факты изучаются, а затем материалы передается в органы внутренних дел. В основном, вина за произошедшие несчастные случаи лежит на работодателе. По закону, именно работодатель должен исключить любой риск, который может привести к травматизму или угрозе жизни и здоровью работника», - пояснил руководитель управления инспекции труда и миграции Шымкента Бауржан Калжанов.  

8 ноября 2019 года около девяти вечера при проведении земляных работ на рытье котлована для фундамента многоэтажных домов произошел обвал грунта. На глубине 20 метров под слоем земли оказались 3 машины спецтехники с водителями, работниками  ТОО «ЮгСтройСервис-Н».

Из-под завала был спасен только один человек, 93 года рождения. Двое других скончались на месте. Созданная комиссия расследовала происшествие.  

«При расследовании изучается виновность работника и работодателя. Если работодатель, то кто именно. Потому что на большом производстве должна быть специальная служба по технике безопасности, вестись документация, проводиться инструктаж. В данном конкретном случае инспекция по труду пришла к выводу, что полностью, 100%, виноват работодатель. Руководство ТОО «ЮгСтройСервис-Н» с этим не согласно, но мы с такой пропорцией передали дело в полицию», - рассказал о порядке работы руководитель управления инспекции труда и миграции Шымкента. 

Семьям погибших работодатель уже выплатил материальную помощь на похороны в размере 1 млн тенге. Но в инспекции пояснили, что и детям, оставшимся без отцов, положена компенсация от компании до их совершеннолетия. Впрочем, выводы комиссии зачастую оспариваются.

Так, руководство ТОО «МурАз» уже длительное время судится, не признавая виновность руководства в ЧП. Тогда на газонаполнительной станции при переливе газа с автовоза, произошло возгорание, а в дальнейшем взрыв. В результате  человек погиб. В инспекции по труду посчитали, что в этом случае вина работодателя. 

Сухая статистика

Из 248 нарушений, выявленными государственными инспекторами по труду, 78 по срокам выплаты заработной платы, 18 случаев незаконного увольнения работников, 20 фактов привлечения к труду без оформления трудовых договоров.  На виновников были наложены  90 штрафов на сумму более 10,5 млн тенге из которых больше половины взыскано. По 20 штрафам на 3,6 млн тенге материалы направлены судебным исполнителям для принудительного взыскания. В 2019 году предприятия Шымкента сократили задолженность по заработной плате перед своими работниками до менее 14 млн тенге перед 73 сотрудниками. В 2018 году долг перед 1293 работниками 10 предприятий составлял 193 млн тенге.  

Суд да дело

Логическим продолжением работы инспекторов по труду в составе специальной комиссии и материалов полицейского расследования ЧП на производстве является рассмотрение материалов в судебных инстанциях. Почти два десятка фактов незаконного увольнения работников выявлено специалистами инспекции. Суд Абайского района г. Шымкент 18 сентября 2019 года отказал в удовлетворении иска к ТОО «КазТрансГаз Өнімдері» четырем сотрудникам предприятия о признании незаконным приказа о прекращении трудовых отношений, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за вынужденный прогул. Истцы обжаловали решение. Суд апелляционной инстанции отменил решение Абайского суда и принял новое решение об удовлетворении исковых требований истцов.  

«В апелляции мы пришли к выводу, что работодатель - ТОО «КазТрансГаз Өнімдері» нарушил сразу несколько норм Трудового кодекса от 2015 года. Трудовой договор был заключен на один год. Но в следующем году договор не был расторгнут. Это считается пролонгацией. Один из уволенных находился в трудовом отпуске. По остальным трем: 28 сентября 2018 года был издан приказ о прекращении с ними трудовых отношений. Но, несмотря на это, 2 октября они находились на работе. Это, вероятно, говорит  о том, что приказ о расторжении был сделан задним числом», - пояснила позицию суда судья городского суда Тамара Смайылова. 

Как рассказала служитель Фемиды, о прекращении трудовых отношений работодатель должен был заранее известить работников, до издания приказа. Между тем, у них есть уведомление о прекращении трудовой деятельности и тем же днем датируется приказ. 

«Уведомления о прекращении трудовых отношений работникам не были вручены. Администрация предприятия составила акт об отказе от подписания уведомления. При этом отправили по почте в тот же день, что издали приказ. Мы посчитали это незаконным, нарушением трудового законодательства. Восстановили работников на рабочих местах и взыскали заработную плату с ТОО за шесть месяцев прогулов», - рассказала собеседник «Курсива». 

Руководство   ТОО «КазТрансГаз Өнімдері» обжаловало постановление в кассационном порядке. На сегодняшний  день постановление апелляционной инстанции остается в силе. Но даже при наличии решения суда, уволенных работников, по словам судьи, не восстанавливали и не допускали к работе. Пришлось судебному исполнителю в принудительном порядке исполнить решение суда.  

На защите закона

В третьем мегаполисе республики работают 20 748 предприятий. Из них около полутора сотен крупных, больше 340 средних и 20 264 малых. За 2019 год более 5,5 тысяч обращений граждан и учреждений было рассмотрено специалистами инспекции труда. 

«В штате инспекции 6 инспекторов, включая руководителя. Это самый низкий показатель по республике. Это немного, особенно если исходить из рекомендаций МОТ, что в РК на 15 тысяч работников должен быть один инспектор», - с сожалением констатировал руководитель управления инспекции труда и миграции Шымкента Бауржан Калжанов. 

banner_wsj.gif

462 просмотра

Как помешать хакерам разрушить вашу удаленную работу

Советы экспертов

Фото: Shutterstock

Эксперты в области кибербезопасности фиксируют обострение цифровых угроз на фоне коронавирусной пандемии, к чему не готова львиная доля казахстанских компаний - с переходом бизнеса и госучреждений на удаленный принцип работы критически ослабла их способность отражать атаки хакеров. «Вирусное» давление на бизнес растет. Какие меры безопасности надо внедрять в этих условиях? «Курсив» узнал у экспертов – как в таких условиях правильно организовать удаленку.  

Хакеры активизировались  

Мошенники тонко подстраиваются под ожидания компаний, переживающих не лучшие времена из-за расширения карантина и замирания деловой активности. Об этом свидетельствует производитель антивирусного ПО «Лаборатория Касперского». Письма с вирусами, имитирующие деловую переписку, стали привычными за последние три года. Но сейчас получатель, испытывающий тревогу за будущее бизнеса, стал особенно уязвим перед такой маскировкой. Трудно устоять перед соблазном открыть письмо, обещающее срочный контракт. В «Лаборатория Касперского» констатируют: число таких рассылок растет и есть все признаки того, что атаки строятся на основе структурированных списков компаний. 

Статистика казахстанского «Центра анализа и расследования кибератак» (ЦАРКА) показывает, что с началом пандемии коронавируса ежедневно регистрируются до сотни новых доменных имен, обыгрывающих название нового заболевания. Эти домены используют мошенники, чтобы рассылать зараженные вирусами фишинговые сообщения, которые выглядят как новостные медицинские сводки или реклама новых антивирусных программ. Президент ЦАРКА Олжас Сатиев отмечает высокую эффективность такой маскировки.   

В кризис бизнес жертвует безопасностью 

Эксперт в области кибербезопасности Виктор Покусов может назвать от силы пять казахстанских компаний, которые еще в феврале серьезно рассматривали возможность повторения у нас в стране китайского сценария борьбы с коронавирусом. Однако даже эта пятерка не смогла предвидеть всей глубины проблем, с которыми пришлось столкнуться в реальности.  

Общая проблема рынка – отсутствие в компаниях специальных протоколов безопасности, по которым сотрудники должны действовать в чрезвычайной ситуации. Директор компании «Informsecurity» Игорь Чернов говорит, что с переводом работников на удаленный режим работы конфиденциальная информация циркулирует через обычные интернет-соединения вместо защищенных внутренних сетей.  

Информационная безопасность – первое, чем жертвуют компании в критической ситуации, подтверждает Виктор Покусов. Для иллюстрации он приводит данные, которые собрал во время кризиса 2008 года. Управленцы бизнеса не учитывали того, что сотрудники готовятся к худшему сценарию и на всякий случай собирают досье на партнеров компании. «Современный бизнес – это информация о деловых партнерах, у кого купил и кому продал. Я на практике наблюдал, как компании сокращали сотрудников, и они открывали компанию-конкурента», - говорит Покусов. Если сотрудник не работает, важно сразу отправлять его в отпуск, если работает – лучше не просто сохранять зарплату, но и доплачивать за лояльность.  

Олжас Сатиев считает ошибочной практику удаленной работы вне подготовленной сети. Через домашний компьютер злоумышленнику легко получить доступ ко всей инфраструктуре бизнеса. Также удаленный формат работы облегчает цели организаторов DDoS-атак, блокирующих сайты перегрузкой. При централизованной организации бизнеса можно снять проблему, отключив всех удаленных пользователей, а в условиях удаленной работы отключение работников становится критичным. 

Другая недооцененная бизнесом опасность – нарушение связи. Виктор Покусов приводит пример крупной производственной компании, которая остановилась после того, как в порядке эксперимента работникам на один день отключили сотовую связь и электронную переписку.  

Как оперативно перестроить работу компании 

Чтобы бизнес был готов к любым поворотам событий, руководство должно изучить и внедрить политику непрерывности бизнеса, считает Виктор Покусов. Суть ее в том, чтобы каждый работник понимал свои действия на случай чрезвычайной ситуации.  

Если такой готовности нет, в первую очередь надо подавить панику, которая вызывает ошибки. Далее надо составить план перехода на удаленную работу. Он должен включать использование доступных технологий, обеспечивающих безопасность инфраструктуры, документации и сотрудников.  

Сотрудники должны понимать степень важности документации, с которой работают, уметь оценивать инструменты коммуникации. Например, не следует пользоваться почтовыми службами, чьи серверы обслуживаются за границей. По этой же причине не стоит проводить видеоконференции с помощью skype или zoom. К сожалению, свидетельствует Виктор Покусов, этим инструментам доверяют много стратегической конфиденциальной информации даже компании среднего бизнеса и компании квазигосударственного сектора.  

Олжас Сатиев показывает отсутствие паттернов поведения в критической ситуации на другом примере. Отправляя сотрудников на удаленную работу, компании не предупреждают их о необходимости воздержаться от посещения развлекательных сайтов – а это несет прямую угрозу заражения вирусами сети компании и хищения всех данных. В условиях, когда работа в онлайн-пространстве стала для компаний критически важной, владельцы бизнеса как минимум должны позаботиться об установке антивирусов и обновлении программного обеспечения на станциях сотрудников.   

Виктор Покусов настаивает на использовании инструментов контроля за действиями сотрудников, внедрения для них определенных правил. Чтобы контроль был правомерным, компания должна обеспечить работников своими компьютерами. Ведь если они работают на личной технике, компания не сможет доказать право владения рабочей документацией. На компьютеры компании можно установить программы мониторинга действий, ввести ограничения на вывод файлов на сторонние накопители, установить систему шифрования, обеспечить связь с корпоративным хранилищем документов.  

9 правил от «Битрикс»   

«Битрикс24» - это сервис, который помогает организовать и оптимизировать работу бизнеса по всему миру. Компания – создатель сервиса сама давно использует подход удаленного управления. Вот рекомендации по переводу бизнеса на удаленный режим работы от директор «Битрикс24» в Казахстане Сармантая Касенова.  

1. Самый важный ресурс – люди. Пандемия коронавируса, глобальная рецессия и карантин вызывают у людей стресс. В такой ситуации сама идея о том, что сотрудникам придется поменять свою рабочую атмосферу тревожна. Поговорите со своими людьми, обсудите с ними опасность момента. Дистанционная работа - хороший способ остаться на плаву и не подвергать сотрудников необоснованному риску. Современным компаниям, имеющим все возможности и инструменты, будет легко перейти в онлайн. Компаниям, которые  требуют физического присутствия, это будет сделать сложнее.  

2. У каждой компании свои ключевые рабочие процессы. Определите их, проверьте, смогут ли все ваши ключевые процессы выполняться в удаленном режиме.   

3. Разберите с сотрудниками их рабочие процессы. Для некоторых дистанционная работа может быть организована просто, будет достаточно ноутбука и стабильного подключения к интернету. Кому-то могут понадобиться дополнительный канал связи или перевозка оборудования. Это лучше решать заранее.  

4. Определите процессы, привязанные к офису. Как правило, это что-то связанное с бумажными документами. Для «Битрикс», например, это еще и работа партнерского и клиентского отдела. Какие-то процессы на время дистанционной работы будут замедляться, отправкой несрочных писем придется и вовсе пожертвовать.  

5. Упростите рабочие процессы. Консультируйте клиентов онлайн, перейдите на электронный документооборот, отказавшись на время от бумаг. Так вы увидите сложные бюрократические процессы и сможете их оптимизировать в будущем.  

6. Проверьте все каналы связи. Убедитесь, что коллеги могут бесперебойно пользоваться корпоративным порталом, телефонией, почтой и мессенджером. Все обращения в вашу компанию должны фиксироваться, чтобы не терять клиентов.   

7. Подготовьте консультантов. Важно объяснять клиентам, что компания временно не может предоставить им продукты или услуги, которые связаны с работой в офисе. Все сотрудники должны быть готовы к изменениям.  

8. Помогите сотрудникам с организацией дистанционного рабочего места с налаженным каналом связи, организуйте перевозку оборудования. Самое главное - обеспечить непрерывность рабочих процессов. 

9.  Будьте на связи со своей командой. Коллектив - элемент социальный, сотрудники привыкли быть в офисе вместе. Для кого-то изоляция и отсутствие привычных коммуникаций с коллегами может быть стрессом. Не забывайте, что простое человеческое общение раскрепощает и сближает. Вы можете создать чат для неформального общения, где сможете разговаривать, созваниваться, шутить и просто чувствовать себя частью одного коллектива.   

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif