1472 просмотра

Снэки из будущего

В новых вендинговых автоматах можно не только купить свежую здоровую пищу, но и приготовить ее на заказ

Фото: Briggo

Сложно представить, что при виде вендингового аппарата можно ощутить какие-то радостные чувства. Однако именно такие эмоции возникли у эндокринолога и специалиста по коррекции веса нью-йоркской больницы Маунт-Синай Дины Адимулам, когда она впервые увидела аппарат Farmer’s Fridge.

Благодаря внешней отделке под беленое дерево, гигантскому сенсорному экрану и встроенному отсеку для мусора, он выглядит совершенно иначе, чем обычные вендинговые аппараты. Вместо конфет и чипсов он выдает йогуртовые десерты, красочные баночки с салатами и вкусняшки вроде ананасово-кокосового чиа-пудинга (который для Адимулам скоро станет любимым).

«Я лечащий врач и работаю даже тогда, когда кафетерий уже закрыт, и обычно у меня не очень большой выбор. А этот вариант просто словно глоток свежего воздуха», – говорит она. 

Долгое время вендинговые аппараты были каналом сбыта не­здоровой еды – газированных напитков, соленых снэков и конфет с практически неограниченным сроком годности. Это облегчало работу компании-оператора, но в целом такая продукция была мало пригодной для перекусов. Сегодня благодаря ресторанам быстрого питания, где за $10 подают свежеприготовленные блюда (иногда местные), ожидания потребителей в отношении качества и удобства повышаются.

Это, наряду с ограниченным рынком труда (дешевле содержать вендинговые аппараты, чем платить людям), стало движущей силой для инноваций. 

«Люди хотят хороших вещей. И им нужно удобство», – говорит Джош Фюрштайн, генеральный директор компании Truebird, в офисе которой на территории военно-морской верфи в Бруклине в январе появился на свет робот-бариста. «Ожидание в очереди в кафе или ресторане отнимает время, кроме того, туда нужно еще прийти. Люди же хотят иметь доступ к тому, что им нужно, в режиме 24/7», – отмечает он.

Да, это так. Но лично я, тем не менее, была настроена скептически. Трудно выкинуть из памяти воспоминания о несвежем бутерброде с сыром или чашке отвратительного кофе в автомате.

Однако я была поражена качеством бутербродов и салатов, которые попробовала из торговых автоматов нового поколения. И в этом я не одинока.

Журналист Сэм Фромарц пишет о защите окружающей среды, а еще он профессиональный пекарь и автор книги In Search of the Perfect Loaf («В поисках идеального хлеба»). Фромарц решил попробовать еду из Farmer’s Fridge, когда увидел группу стюардесс, стоящих в очереди у автомата в чикагском аэропорту О’Хара.

«Я тогда подумал, что они наверняка знают, что делают, поэтому тоже встал в очередь», – рассказывает он. Он все еще восторгается салатом «Харвест» из яблок сорта Хани Крисп, сладкого картофеля, различной зелени и кускуса: «Салат был отменный!». «Настоящая еда в аэропорту. Кто бы мог подумать?» – добавляет он.

Все новые автоматы можно разделить на две категории: традиционные торговые автоматы, но с лучшей едой, и роботы, которые готовят еду на заказ.

im-153422.jpg

В первую группу входит Farmer’s Fridge с более чем 400 автоматами в офисных зданиях, больницах и фуд-кортах в шести американских штатах. Другой стартап из Нью-Йорка – Fresh Bow – имеет семь точек продаж и также относится к этой категории. У обеих компаний есть центральные комбинаты питания, где еда готовится ежедневно. Кухня Farmer’s Fridge в Чикаго площадью 50 тыс. кв. футов снабжает продукцией все автоматы компании; в другие штаты пища доставляется в автомобилях-рефрижераторах. Комбинат питания Fresh Bowl в Нижнем Манхэттене обслуживает семь своих аппаратов в Нью-Йорке. Примечательно, что обе компании заполняют свои автоматы продукцией, опираясь на последние данные о продажах – стоит задача доставлять только те товары, которые вероятнее всего будут проданы в этот же день.

По оценкам Farmer’s Fridge, в среднем салаты в компании готовятся, доставляются до автоматов и продаются в течение 36 часов, что намного быстрее аналогичных процессов в продуктовых магазинах. Кроме того, Farmer’s Fridge не станет продавать салат по истечении 48 часов. Учитывая, что новые торговые автоматы подключены к интернету, компании могут удаленно управлять запасами продуктов и контролировать условия хранения пищи. К примеру, чтобы обеспечить без­опасное хранение еды, Farmer’s Fridge снимает температурные показания каждые пять минут; автоматы самостоятельно отслеживают, как долго находится внутри каждое блюдо, и не станут выдавать его после того, как истечет срок годности.

При помощи собственного приложения компания может даже сообщить потребителям, есть ли их любимая чашка с тайской лапшой в соседнем автомате. Кроме того, Fresh Bowl поставила перед собой задачу снизить объем отходов от пищевой упаковки – именно на нее в США, по данным американского Агентства по охране окружающей среды, приходится 23% вывозимого на свалки мусора. Все салаты и снэки Fresh Bowl поставляются в стеклянной таре; за каждую возвращенную в автомат банку клиент получает бонус в размере $2 на следующую покупку.

В среднем около 85% покупателей возвращают баночки Fresh Bowl.

Ко второй категории автоматов – тех, которые могут готовить еду на заказ – относится калифорнийский стартап Chowbotics. У него есть больше сотни роботизированных машин по приготовлению салатов – в компании их называют

«Салли» – и еще сотни таких аппаратов должны появиться на рынке в этом году. Каждая «Салли» имеет 22 отделения, где хранится свежая зелень, овощи, фрукты, орехи и многое другое. Заказ можно сделать при помощи сенсорного экрана, куда в режиме реального времени – пока готовится блюдо – выводится информация о его питательной ценности. По словам Гаретта ДиСтефано, заведующего столовой Массачусетского университета, заказавшего «Салли» в этом году, для студентов сегодня очень важно иметь возможность выбирать здоровую пищу и подбирать блюда индивидуально под себя.

«Кроме того, я пробовал эту еду, и по вкусу она действительно хороша», – отмечает он. 

Еще один стартап – Le Bread Xpress из Сан-Франциско – изначально создавался с целью разработать автомат, способный выпекать багеты парижского качества. И хотя первая машина действительно могла похвастаться своим качеством (приготовленный ею хрустящий багет с легкостью прошел слепое тестирование вкуса, проведенное газетой San Francisco Chronicle), основателю компании Бенуа Эрве в конечном счете пришлось столкнуться с тем фактом, что американцы не покупают багеты в торговых центрах настолько часто, чтобы обеспечить успех торгового автомата, полностью посвященного одному продукту. В этом году его компания поменяла стратегию, представив в корпоративных столовых сразу пять машин Bake Xpress, которые готовят более широкий ассортимент продуктов, включая круассаны, пиццу и пирог с заварным кремом. К концу 2020 года Эрве планирует выпустить на рынок до 100 таких аппаратов.

Наибольший всплеск популярности в сегменте современных торговых машин приходится на кофе. Компания Briggo из Остина создала так называемые кофейные домики, которые выглядят как элитные тележки с кофе. Аппарат может готовить до 100 напитков в час, бариста при этом не требуется. Такие тележки уже можно встретить в зданиях крупных компаний, в продуктовых магазинах и в некоторых аэропортах. К апрелю 2021 года компания планирует установить подобные кофе-машины еще в 25 аэропортах. Между тем элегантный аппарат нового игрока на этом рынке – Truebird – использует для обжарки кофе высококлассные ростеры, вроде Stumptown, а затем в течение всего пары минут после получения заказа перемалывает их, взбивает паром свежее молоко и готовит капучино.

Более того, благодаря меньшим издержкам на оплату труда и оплату налогов, цена такого кофе ($3,25) выгоднее, чем в специализированных кофейнях. В планах Truebird в течение текущего года открыть в Нью-Йорке дополнительные точки продаж.

Несмотря на то, что некоторые такие автоматы можно встретить в общественных местах (к примеру, аппарат Fresh Bowl стоит в транспортно-пересадочном узле нью-йоркского метро «Фултон-центр»), большинство из них сегодня установлены в корпоративных офисах, в больницах и студенческих городках. Впрочем, уже сейчас генеральный директор Farmer’s Fridge Люк Сондерс присматривается к стадионам, музеям и заправочным станциям как к возможным будущим объектам для размещения своих аппаратов.

«Торговые автоматы со здоровой пищей больше не оксюморон. По сути, доступные и вкусные блюда – это новый стандарт качества», – говорит Сондерс.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

162 просмотра

В Казахстане официальные показатели безработицы не меняются с июля 2018 года

Пострадавшие из-за ЧП и карантина в статистику так и не попали

Фото: Офелия Жакаева

Власти стараются не называть безработными миллионы тех, кто фактически потерял работу во время режима ЧС, действовавшего с 16 марта по 11 мая. 

Те, кто остались без работы во время режима ЧС и карантина в Казахстане, полноценно в статистику так и не попали. Единственным ориентиром, позволяющим предположить реальное количество людей, чьи доходы в это время сократились практически до нуля, являются данные по выплате 42 500 тенге. Основанием для получения этой суммы была как раз временная или постоянная потеря работы.

Претендовали на меру поддержки более 8 млн человек при общем официальном числе занятых в стране 8,8 млн человек. Реально соцвыплату смогли получить 4,6 млн. Хотя в числе тех, кто получил выплату, были и не нуждавшиеся в ней, а подавшие заявку «интереса ради», а среди тех, кто не получил, – реальные безработные, все-таки именно количество получателей показывает относительно релевантные данные о тех, кто остался без работы. 

Число официальных безработных увеличилось среди прочего и благодаря упрощению требований к претендентам на соцвыплату. Государство позволило получить 42 500 тенге и тем, кто ранее не работал официально и впервые уплатил единый совокупный платеж (ЕСП) в размере одного месячного расчетного показателя 2778 тенге. Напомним, что ЕСП предназначен для физических лиц, которые оказывают услуги или продают что-либо со своего подсобного хозяйства и получают доход в размере менее 1175 МРП (3,3 млн тенге) в год, обходясь без наемных работников. 11 мая на итоговом заседании госкомиссии по обеспечению режима ЧС президент Касым-Жомарт Токаев сообщил, что более 40% получивших 42 500 тенге – это люди, впервые уплатившие ЕСП. Доказательством служит и увеличившееся количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков в ЕНПФ – с 10,1 млн на 1 апреля до 10,9 млн на 1 мая. 

4,2 млн «временно вне занятости»

На заседании правительства в начале июня министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов сообщил, что в марте – апреле в республике «временно осталось вне занятости» 4,2 млн человек. Больше всего пострадали работники сферы торговли и услуг в крупных городах. Тут стоит отметить, что официальный уровень безработицы не менялся с III квартала 2018 года, замерев на отметке 4,8%. В I квартале 2020 года уровень безработицы составил 442,4 тыс. человек при общей численности рабочей силы 9,2 млн человек (учитываются лица от 15 лет). 

В мае, по оценке Минтруда, число «временно оставшихся вне занятости» работников снизилось с 4,2 до 1,146 млн человек. В июне должно сократиться до 1,063 млн человек, а в июле – и вовсе до 514 тыс. человек, вернувшись если не на уровень I квартала 2020 года, то хотя бы к относительно близким цифрам. Минтруда прогнозирует, что в декабре число безработных будет составлять 565 тыс. человек, а уровень безработицы – 6,1%.

«Мы думаем, что с июля на рынке труда мы стабилизируем ситуа­цию, и до конца года уровень безработицы составит 6,1%», – сказал Нурымбетов. 

По данным на 29 июня (информация снова от министра труда и соцзащиты), в центрах занятости в целом на учете состояли 320 тыс. человек, из них 181 тыс. зарегистрированы в качестве безработных.

«На сегодня безработное население без доходов и возможности работать мы оцениваем в 735 тыс. человек», – сказал Нурымбетов «Курсиву».

Получение взамен зарплаты соцвыплаты в размере 42 500 тенге, по данным Комстата, практически не отразилось на среднедушевых номинальных денежных доходах населения – в апреле они выросли по сравнению с мартом на 5,7% и достигли 110 тыс. тенге. Но у Минтруда, правда, другие цифры.

«По оценке наших экспертов, среднедушевой доход населения в апреле составил 59 тыс. тенге», – сообщил Нурымбетов. 

Сработает ли старое оружие против новой напасти

Для создания новых рабочих мест правительство собирается пустить в ход инструменты из старого арсенала. В частности, речь идет о Государственной программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы «Енбек». Только по программе «Енбек», объем финансирования которой должен составить 176 млрд тенге, в этом году планируется охватить 600 тыс. человек: прямо по вакансиям трудоустроят 280 тыс. человек, просубсидировано будет 211 тыс. рабочих мест, 58 тыс. человек будут обучены различным специальностям, а 51 тыс. человек будут обучены предпринимательству. Из упомянутых 600 тыс. уже можно вычесть 184 тыс. человек, которые были трудоустроены по программе в январе – мае. 

Другой программой, которая привлечет безработных, станет «Нурлы жол». С ее помощью предполагается трудоустроить 200 тыс. человек. Программы «Цифровой Казахстан» и «Нурлы жер» помогут найти работу еще 50 тыс. и 47 тыс. казахстанцев соответственно. По программе «Дорожная карта занятости – 2020» планируется трудоустроить 255 тыс. человек, в том числе 58 тыс. – в жилищно-коммунальном хозяйстве, 46 тыс. – в благо­устройстве. Средняя зарплата работников, по данным Минтруда, составит 90 тыс. тенге.

Нынешний кризис высвободил не работников строительной отрасли, как это было, например, в 2008 году, а сотрудников фитнес-клубов, развлекательных центров и кинотеатров, а работу им государство по старинке предлагает в дорожном строительстве или ЖКХ. И это с высокой вероятностью создаст диспропорцию на рынке труда. К тому же и небольшие зарплаты вряд ли смогут привлечь работников из сферы услуг, потерявших работу в карантин, отметил директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев. По его мнению, существующие официальные данные о безработице в Казахстане далеки от реальности.

«Совершенно очевидно, что официальный уровень безработицы не отражает реальность. В него никто не верит, включая само правительство и самого министра труда», – сказал он «Курсиву». 

Два года назад Минтруда должно было привести свою статистическую методологию в соответствие с последними рекомендациями Международной организации труда, но, как отметил Ошакбаев, есть большие сомнения в том, что это реально было сделано. Косвенным подтверждением он назвал тот факт, что безработица долгое время остается на уровне ниже 5%.

«Кроме того, все мы знаем, что другие показатели – занятости, доходов – тоже могут быть искажены. Сравните их с тем, что фактически АСП (адресная социальная помощь. – «Курсив») получили 2,2 млн человек, с теми 4,4 млн человек, кто получил 42 500 тенге. Соответственно, это люди, которые потеряли доходы, и это совершенно не коррелирует со статистическими показателями безработицы и доходов», – сообщил Ошакбаев, назвав статистику по рынку труда «сильно искаженной».

В соседней России государство стимулирует бизнес сохранять рабочие места в пострадавших от карантинных мер отраслях льготными, под 2%, кредитами на выплату зарплаты. Максимальный объем кредита ограничен суммой в шесть минимальных размеров оплаты труда на сотрудника (422 852 тенге по курсу Нацбанка на конец июня, федеральный МРОТ в РФ –12 130 рублей). Ощутимая оговорка: если предприятие в течение года сохранит 90% персонала, то государство погасит за бизнес и кредит, и проценты по нему. Подобная мера, отметил Ошакбаев, могла бы сработать и в Казахстане, сократив число «временно оставшихся вне занятости».

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg