Перейти к основному содержанию

3260 просмотров

Помощник руководителя как исчезающий вид

Профессиям, которые давали женщинам без высшего образования возможность работать, приходит конец

Фото: Getty Images

Когда-то в каждом офисе был исполнительный ассистент, он же – помощник руководителя. Теперь все чаще офисы обходятся без них. 

Сокращение числа профессий, служивших надежной карьерой для женщин без высшего образования, происходит медленно, однако по масштабам сопоставимо с сокращением рабочих мест среди «синих воротничков». 

Технологии и автоматизация сделали ненужными сотрудников, которые подавали бумаги или отвечали на телефонные звонки. Новое поколение корпоративных лидеров не против планировать встречи и заказывать авиабилеты самостоятельно. Радуясь возможности сократить расходы, многие компании отказались от административного персонала – часть из тех сотрудников, кто сумел удержаться на рабочем месте, получили другие задачи, а на некоторые позиции были наняты люди «на удаленке» из тех частей страны, где уровень зарплат ниже. 

С 2000 года в США исчезло более 1,6 млн рабочих мест для секретарей и помощников по административным вопросам, сокращение составляет почти 40% и вполне сопоставимо с сокращениями в производственной сфере. Но эти увольнения не привлекли к себе большого внимания. В отличие от закрытия завода, когда без работы остаются сразу тысячи американцев, рабочие места в традиционно женском секторе сокращаются постепенно, хотя и неумолимо. 

Screenshot_1_0.png

В 2015 году 42-летняя Джессика Шифман ушла с должности исполнительного ассистента Национальной хоккейной лиги, чтобы ухаживать за больным родственником. Тогда она полагала, что без особого труда найдет другую работу. 

Через год она устроилась на работу в компанию Anheuser-Busch, где была потрясена офисом формата open space, практически полным отсутствием шкафов для бумаг и телефонных аппаратов на столах. Там было всего несколько помощников, и это была временная работа на четыре месяца. С последующей работы Шифман также была уволена и вот уже два года ищет постоянную работу.

«Я хочу найти такую работу, откуда мне потом не придется уходить, чтобы искать новое место в течение еще двух лет», – говорит она. 

Она даже съездила в офис НХЛ в надежде, что там есть какая-нибудь вакансия для нее, однако таковой не оказалось. 

За годы работы в хоккейной лиге Джессика на память выучила привычки своего босса – от салата, который он любит, до предпочтений в одежде. На последних позициях она покидала рабочее место еще до того, как смогла узнать такие подробности о пристрастиях своих руководителей.

«Для того чтобы выстроить тесные взаимоотношения с людьми, попросту не хватает времени», – говорит Джессика Шифман. 

Представитель компании Anheuser-Busch утверждает, что из 3,5 тыс. сотрудников североамериканского подразделения Anheuser-Busch InBev SA только у 30–40 топ-менеджеров есть исполнительные ассистенты. 
Узнать подробности о работе помощников руководителей не слишком просто. Действующие и бывшие ассистенты опасаются последствий, если поделятся информацией о своих обязанностях или уровне заработной платы. Зачастую при увольнении они подписывают соглашение о неразглашении. Этот материал подготовлен по итогам бесед с дюжиной исполнительных помощников из разных секторов (некоторые из них еще работают, другие ищут работу), а также с руководителями компаний. 

Многим из тех женщин, чья должность была упразднена, сейчас по 50–60 лет. Для части из них сегодня доступна лишь низкооплачиваемая работа, и зачастую это физический труд – им предлагают, например, раскладывать товар на полках или перевозить пассажиров. Работники, которые заменили их на прежних позициях, зачастую моложе и имеют высшее образование; другие зарабатывают вдвое меньше, оказывая административную поддержку большему числу руководителей. 

Подобная модель действует в компании Ernst & Young. 

Американское подразделение этой крупнейшей аудиторской фирмы наняло 460 исполнительных помощников, работающих удаленно в пяти недорогих городах, включая Таксон (штат Аризона) и Луисвилл (штат Кентукки). И именно они оказывают поддержку руководителям в Манхэттене и Лос-Анджелесе, а многие традиционные исполнительные ассистенты из Ernst & Young ушли. 

Ernst & Young запустила пилотную программу по удаленному сопровождению работы руководителей в 2014 году. Именно тогда здесь осознали, что из-за частых командировок большую часть своего времени партнеры фирмы проводили вне офиса, в котором находились их помощники, рассказывает Меган Хобсон, партнер Ernst & Young, в чьи обязанности входит общий контроль административной деятельности компании.

«Если руководитель находится вне офиса, а туда приезжает его помощник, разве это не странно?» – отмечает она. 

По словам Хобсон, в настоящее время компания нанимает большую часть исполнительных ассистентов в удаленных call-центрах. Число традиционных ассистентов сокращается за счет их добровольного ухода в обмен на компенсацию и высвобождает финансовые ресурсы на программы сотрудничества с удаленными call-центрами. 

Речь не идет о круглосуточной административной поддержке партнеров и директоров, объясняет Меган Хобсон. Если у кого-то вдруг отменили рейс, он должен звонить в туристическое агентство самостоятельно. Решать свои личные проблемы тоже придется самостоятельно – в химчистку за вещами ассистент больше не поедет, отмечает она. 

«Эта модель предлагает исполнительным помощникам новые преимущества и больше возможностей, а также полностью отвечает изменяющимся потребностям бизнеса», – говорит представитель Ernst & Young, утверждая, что при найме на работу возраст не играет никакой роли. 

Ряд бывших ассистентов в Ernst & Young рассказали, что несколько лет назад начали подозревать, что их позиции в компании могут оказаться под угрозой. Это произошло после того, как фирма потребовала, чтобы они прошли тестирование навыков работы с Power Point и Excel. В конце 2016 года некоторые ассистенты были уволены, рассказывают бывшие помощники. 

По данным представителя Ernst & Young, после запуска удаленных call-центров общее число исполнительных ассистентов в компании выросло на 16%; информации о том, как много традиционных ассистентов покинули компанию, он не предоставил. 

«Раньше без нас ничего не происходило. Когда-то мы играли очень важную роль», – говорит бывший исполнительный ассистент, подписавшая соглашение о неразглашении.

В 2018 году она получила компенсацию в обмен на увольнение по собственному желанию, проработав в Ernst & Young почти 30 лет.

«Мы – вымирающий вид», – признает она. 

Ernst & Young устраивала вечеринки по случаю выхода исполнительных помощников на пенсию и дарила им подарочные карты Tiffany & Co стоимостью $500. Одна из женщин рассказывает, что просто продала эту карту за наличные – так поступили еще несколько человек, переживавших за своевременную оплату своих счетов. 

Многие исполнительные ассистенты из различных отраслей говорят о том, что измотаны либо не чувствуют, что их ценят, а иногда и то и другое одновременно. Сейчас, когда нужно оказывать поддержку еще большему числу руководителей, их будни превращаются в череду рутинных задач, и на то, чтобы узнавать предпочтения своих боссов, времени просто не остается. 

«Иногда я делаю 13 отчетов о расходах за неделю, когда тут общаться», – говорит Лиза Джордан, исполнительный ассистент в Нью-Джерси. Она работает сразу на несколько компаний, включая AT&T и Verizon. 

По данным Emsi, количество исполнительных секретарей и административных помощников за последние пять лет сократилось на 23%. Американское Бюро статистики труда прогнозирует, что число этих рабочих мест (по данным ведомства, в 2018 году их было 622,5 тыс.) к 2028 году сократится еще на 20%, до менее чем 500 тыс. 

В современном офисе за последнее время произошли большие изменения: теперь здесь бешеный темп, обилие встреч и менее выраженная иерархия. Преимущества, которыми когда-то пользовались руководители – отдельные столовые, зарезервированные парковочные места, отдельные кабинеты и помощники, благодаря которым жизнь становится проще – исчезают безвозвратно. 

Технологии взяли на себя большую часть скучной административной работы – больше не нужно печатать на машинке меморандум встреч, носить коробки с документами из архива, то есть делать все то, что показано в сериале «Безумцы», когда благодаря секретарям жизнь в офисе просто кипела. 

«Когда происходят такие перемены, всегда кто-то остается за бортом», – говорит Элиза Форсайт, профессор по трудовым отношениям Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне.

Она обнаружила, что по мере того, как технологии перенимают на себя все больше задач, представители «розовых воротничков» (большую часть которых составляют женщины без высшего образования) теряют свой статус и доходы. 

«На этих позициях сегодня работает меньшее число людей, однако выполняют они более интенсивные и сложные задачи», – говорит она. 

По данным McKinsey Global Institute (исследовательское подразделение консалтинговой фирмы McKinsey), к 2030 году до 10 млн женщин в шести экономически развитых странах, включая США и Канаду, будут вынуждены сменить должность или даже поменять работу, поскольку их позиции ассистента офиса будут упразднены. 

Старший научный сотрудник McKinsey Global Institute Мекала Кришнан опасается, что женщинам будет сложнее подготовиться к этим переменам и перейти на новую работу, поскольку у них больше домашних обязанностей и меньше свободы при принятии решения о переезде. 

Одна из бывших ассистентов Ernst & Young, согласившаяся на компенсацию в обмен на увольнение по собственному желанию, в прошлом году устроилась на работу в больничной системе. Получая годовой оклад на $11 тыс. меньше, чем на прежней работе в Ernst & Young, она поддерживала 86 человек и отвечала за широкий круг задач – от заказа канцелярских товаров до урегулирования жалоб сотрудников на работу кондиционеров. Женщина ушла с этой работы через несколько месяцев. 

«На самом деле, на этой позиции должны работать три человека», – говорит она. 

Теперь каждое утро бывший исполнительный ассистент ищет работу и подрабатывает в супермаркете Trader Joe’s с четырех часов дня до полуночи, чтобы сводить концы с концами. 

«Я живу на таблетках Advil, это действительно очень тяжело», – говорит она. 

Удаленные ассистенты руководителей в Ernst & Young в среднем оказывают поддержку семи руководителям, говорит Хобсон. Как правило, все эти помощники начали работать в компании недавно. Одна из них, которая поддерживает сразу 11 руководителей, считает, что это лучше, чем ее старая работа, где она помогала университетскому офису из 25 сотрудников. В основном она помогает людям в других часовых поясах и ей редко звонят в нерабочее время. Она зарабатывает $44 тыс. в год, чего, по ее словам, вполне достаточно для комфортной жизни. 

Изменение формата работы имело и некоторые неудобства. Недавно вышедшие на пенсию партнеры Ernst & Young, у которых были личные ассистенты, соглашаются, что были в разъездах так часто, что редко виделись с личными помощниками. Однако те всегда знали, когда у их детей день рождения, следили за погодой в тех местах, где путешествовали партнеры, и даже вставали посреди ночи, чтобы убедиться, что в аэропорту в Индии их ждет машина. 

«По сути, она сопровождала меня в самых разных аспектах жизни», – говорит бывший партнер о своей помощнице, с которой проработал девять лет. 

Есть и те, кто отсутствию ассистентов скорее рад. Когда Дана Малдроу работала в отделе коммуникаций в компании Accenture, у нее был удаленный помощник, однако она даже не знала, что ему поручить. По словам Малдроу, когда в 2015 году она перешла на работу в Ernst & Young и ей не предложили ассистента, она вздохнула с облегчением. 

«Так на одного менеджера надо мной меньше», – говорит Малдроу. 

Нэнси Вонг все же надеется, что не станет очередной жертвой смены предпочтений у руководителей. Почти год она жила в Нью-Йорке без работы после того, как в 2018 году ее сократили с должности исполнительного ассистента. Вонг сменила несколько временных подработок, прежде чем одна из них в конце прошлого года стала постоянной. Пока женщина искала работу, она заметила, что требования к кандидатам на административные должности возросли – теперь компании хотят, чтобы помощники выполняли задачи по бизнес-аналитике, и запрашивают диплом о высшем образовании. Вонг говорит, что не собирается снова садиться за школьную скамью в возрасте 55 лет и с 30-летним опытом за плечами. 

Когда она только начинала свою карьеру, то часто работала на профессионалов среднего звена, которые поднимались по корпоративной лестнице. 

«Теперь у них нет помощника, они сами заботятся о себе», – говорит она. 

Шифман, бывший ассистент в компании Anheuser-Busch, в начале января все же нашла новую работу помощника руководителя фирмы по связям с общественностью. Она согласилась на понижение заработной платы и переживает по поводу того, как долго останется на этой работе. Тем не менее она пытается сохранять уверенность в себе. В ее ванной на зеркале закреплена записка со смайликом и надписью: «Я сделала это». 

«Я смотрю на эту записку каждое утро», – говорит она.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

219 просмотров

42500 теңге: миллионнан аса өтініш келіп түскен

Олардың арасында 500 мыңнан аса айлық алатындар да болған

Фото:кursiv.kz

Қазіргі кезде 938 мың адам 42500 теңге төлем алуға 1,2 млн өтініш берген. ҚР Еңбек және әлеуметтік қорғау министрі Біржан Нұрымбетов ОКҚ өткен брифингте әлеуметтік төлем жайын тағы да түсіндірді. 

«Біріншіден 42500 теңге – емлекеттік әлеуметтік сақтандыру қорынан төленетін әлеуметтік төлем. Ол жұмыс істеп, ресми, бейресми тіршілік жасап жүрген азаматтарға, бірақ төтенше жағдайға қатысты табысынан айырылған адамдарға қарастырылған», – деді министр. 

Нұрымбетов жүйе әр адамды автоматты түрде тексеретінін айтып өтті. Қазір кезде  egov.kz және 42500.enbek.kz сайттары тұрақты жұмыс істеп тұр, арнайы телеграм- бот іске қосылады. 

"Telegram-бот бүгін іске қосылды. Ол дайын. Бірақ оны кішкене кешіктірдік. Өкінішке қарай, кейбір "ақылды кісілер" көптеген фейк, жалған Telegram-боттарды жариялап, кішкене халықты жаңылыстырды", - деп қосып өтті Біржан Нұрымбетов.

Сонымен қатар министрдің айтуынша, бұл төлемге тек жағдайы қиындап кеткен кісілер ғана емес, 500 мыңдап айлық алып жүргендер де өтініш берген. 

"Алғашқы 4 мыңнан аса өтініш келіп түскен кезде, олардың 2 мыңға жуығы қаңтар, ақпан айларында 50 мыңнан аса айлық алып жүргенін анықтадық. Алайда 16 наурыздан кейін ақшасы қалмай қалыпты да, өтініш берген. Бұл енді дұрыс емес. Сондықтан сіздерден кешірім сұраймыз, бірақ сіздерге бұл ақша төленбейді",- деді министр. 

 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif