Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Помощник руководителя как исчезающий вид

Профессиям, которые давали женщинам без высшего образования возможность работать, приходит конец

Фото: Getty Images

Когда-то в каждом офисе был исполнительный ассистент, он же – помощник руководителя. Теперь все чаще офисы обходятся без них. 

Сокращение числа профессий, служивших надежной карьерой для женщин без высшего образования, происходит медленно, однако по масштабам сопоставимо с сокращением рабочих мест среди «синих воротничков». 

Технологии и автоматизация сделали ненужными сотрудников, которые подавали бумаги или отвечали на телефонные звонки. Новое поколение корпоративных лидеров не против планировать встречи и заказывать авиабилеты самостоятельно. Радуясь возможности сократить расходы, многие компании отказались от административного персонала – часть из тех сотрудников, кто сумел удержаться на рабочем месте, получили другие задачи, а на некоторые позиции были наняты люди «на удаленке» из тех частей страны, где уровень зарплат ниже. 

С 2000 года в США исчезло более 1,6 млн рабочих мест для секретарей и помощников по административным вопросам, сокращение составляет почти 40% и вполне сопоставимо с сокращениями в производственной сфере. Но эти увольнения не привлекли к себе большого внимания. В отличие от закрытия завода, когда без работы остаются сразу тысячи американцев, рабочие места в традиционно женском секторе сокращаются постепенно, хотя и неумолимо. 

Screenshot_1_0.png

В 2015 году 42-летняя Джессика Шифман ушла с должности исполнительного ассистента Национальной хоккейной лиги, чтобы ухаживать за больным родственником. Тогда она полагала, что без особого труда найдет другую работу. 

Через год она устроилась на работу в компанию Anheuser-Busch, где была потрясена офисом формата open space, практически полным отсутствием шкафов для бумаг и телефонных аппаратов на столах. Там было всего несколько помощников, и это была временная работа на четыре месяца. С последующей работы Шифман также была уволена и вот уже два года ищет постоянную работу.

«Я хочу найти такую работу, откуда мне потом не придется уходить, чтобы искать новое место в течение еще двух лет», – говорит она. 

Она даже съездила в офис НХЛ в надежде, что там есть какая-нибудь вакансия для нее, однако таковой не оказалось. 

За годы работы в хоккейной лиге Джессика на память выучила привычки своего босса – от салата, который он любит, до предпочтений в одежде. На последних позициях она покидала рабочее место еще до того, как смогла узнать такие подробности о пристрастиях своих руководителей.

«Для того чтобы выстроить тесные взаимоотношения с людьми, попросту не хватает времени», – говорит Джессика Шифман. 

Представитель компании Anheuser-Busch утверждает, что из 3,5 тыс. сотрудников североамериканского подразделения Anheuser-Busch InBev SA только у 30–40 топ-менеджеров есть исполнительные ассистенты. 
Узнать подробности о работе помощников руководителей не слишком просто. Действующие и бывшие ассистенты опасаются последствий, если поделятся информацией о своих обязанностях или уровне заработной платы. Зачастую при увольнении они подписывают соглашение о неразглашении. Этот материал подготовлен по итогам бесед с дюжиной исполнительных помощников из разных секторов (некоторые из них еще работают, другие ищут работу), а также с руководителями компаний. 

Многим из тех женщин, чья должность была упразднена, сейчас по 50–60 лет. Для части из них сегодня доступна лишь низкооплачиваемая работа, и зачастую это физический труд – им предлагают, например, раскладывать товар на полках или перевозить пассажиров. Работники, которые заменили их на прежних позициях, зачастую моложе и имеют высшее образование; другие зарабатывают вдвое меньше, оказывая административную поддержку большему числу руководителей. 

Подобная модель действует в компании Ernst & Young. 

Американское подразделение этой крупнейшей аудиторской фирмы наняло 460 исполнительных помощников, работающих удаленно в пяти недорогих городах, включая Таксон (штат Аризона) и Луисвилл (штат Кентукки). И именно они оказывают поддержку руководителям в Манхэттене и Лос-Анджелесе, а многие традиционные исполнительные ассистенты из Ernst & Young ушли. 

Ernst & Young запустила пилотную программу по удаленному сопровождению работы руководителей в 2014 году. Именно тогда здесь осознали, что из-за частых командировок большую часть своего времени партнеры фирмы проводили вне офиса, в котором находились их помощники, рассказывает Меган Хобсон, партнер Ernst & Young, в чьи обязанности входит общий контроль административной деятельности компании.

«Если руководитель находится вне офиса, а туда приезжает его помощник, разве это не странно?» – отмечает она. 

По словам Хобсон, в настоящее время компания нанимает большую часть исполнительных ассистентов в удаленных call-центрах. Число традиционных ассистентов сокращается за счет их добровольного ухода в обмен на компенсацию и высвобождает финансовые ресурсы на программы сотрудничества с удаленными call-центрами. 

Речь не идет о круглосуточной административной поддержке партнеров и директоров, объясняет Меган Хобсон. Если у кого-то вдруг отменили рейс, он должен звонить в туристическое агентство самостоятельно. Решать свои личные проблемы тоже придется самостоятельно – в химчистку за вещами ассистент больше не поедет, отмечает она. 

«Эта модель предлагает исполнительным помощникам новые преимущества и больше возможностей, а также полностью отвечает изменяющимся потребностям бизнеса», – говорит представитель Ernst & Young, утверждая, что при найме на работу возраст не играет никакой роли. 

Ряд бывших ассистентов в Ernst & Young рассказали, что несколько лет назад начали подозревать, что их позиции в компании могут оказаться под угрозой. Это произошло после того, как фирма потребовала, чтобы они прошли тестирование навыков работы с Power Point и Excel. В конце 2016 года некоторые ассистенты были уволены, рассказывают бывшие помощники. 

По данным представителя Ernst & Young, после запуска удаленных call-центров общее число исполнительных ассистентов в компании выросло на 16%; информации о том, как много традиционных ассистентов покинули компанию, он не предоставил. 

«Раньше без нас ничего не происходило. Когда-то мы играли очень важную роль», – говорит бывший исполнительный ассистент, подписавшая соглашение о неразглашении.

В 2018 году она получила компенсацию в обмен на увольнение по собственному желанию, проработав в Ernst & Young почти 30 лет.

«Мы – вымирающий вид», – признает она. 

Ernst & Young устраивала вечеринки по случаю выхода исполнительных помощников на пенсию и дарила им подарочные карты Tiffany & Co стоимостью $500. Одна из женщин рассказывает, что просто продала эту карту за наличные – так поступили еще несколько человек, переживавших за своевременную оплату своих счетов. 

Многие исполнительные ассистенты из различных отраслей говорят о том, что измотаны либо не чувствуют, что их ценят, а иногда и то и другое одновременно. Сейчас, когда нужно оказывать поддержку еще большему числу руководителей, их будни превращаются в череду рутинных задач, и на то, чтобы узнавать предпочтения своих боссов, времени просто не остается. 

«Иногда я делаю 13 отчетов о расходах за неделю, когда тут общаться», – говорит Лиза Джордан, исполнительный ассистент в Нью-Джерси. Она работает сразу на несколько компаний, включая AT&T и Verizon. 

По данным Emsi, количество исполнительных секретарей и административных помощников за последние пять лет сократилось на 23%. Американское Бюро статистики труда прогнозирует, что число этих рабочих мест (по данным ведомства, в 2018 году их было 622,5 тыс.) к 2028 году сократится еще на 20%, до менее чем 500 тыс. 

В современном офисе за последнее время произошли большие изменения: теперь здесь бешеный темп, обилие встреч и менее выраженная иерархия. Преимущества, которыми когда-то пользовались руководители – отдельные столовые, зарезервированные парковочные места, отдельные кабинеты и помощники, благодаря которым жизнь становится проще – исчезают безвозвратно. 

Технологии взяли на себя большую часть скучной административной работы – больше не нужно печатать на машинке меморандум встреч, носить коробки с документами из архива, то есть делать все то, что показано в сериале «Безумцы», когда благодаря секретарям жизнь в офисе просто кипела. 

«Когда происходят такие перемены, всегда кто-то остается за бортом», – говорит Элиза Форсайт, профессор по трудовым отношениям Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне.

Она обнаружила, что по мере того, как технологии перенимают на себя все больше задач, представители «розовых воротничков» (большую часть которых составляют женщины без высшего образования) теряют свой статус и доходы. 

«На этих позициях сегодня работает меньшее число людей, однако выполняют они более интенсивные и сложные задачи», – говорит она. 

По данным McKinsey Global Institute (исследовательское подразделение консалтинговой фирмы McKinsey), к 2030 году до 10 млн женщин в шести экономически развитых странах, включая США и Канаду, будут вынуждены сменить должность или даже поменять работу, поскольку их позиции ассистента офиса будут упразднены. 

Старший научный сотрудник McKinsey Global Institute Мекала Кришнан опасается, что женщинам будет сложнее подготовиться к этим переменам и перейти на новую работу, поскольку у них больше домашних обязанностей и меньше свободы при принятии решения о переезде. 

Одна из бывших ассистентов Ernst & Young, согласившаяся на компенсацию в обмен на увольнение по собственному желанию, в прошлом году устроилась на работу в больничной системе. Получая годовой оклад на $11 тыс. меньше, чем на прежней работе в Ernst & Young, она поддерживала 86 человек и отвечала за широкий круг задач – от заказа канцелярских товаров до урегулирования жалоб сотрудников на работу кондиционеров. Женщина ушла с этой работы через несколько месяцев. 

«На самом деле, на этой позиции должны работать три человека», – говорит она. 

Теперь каждое утро бывший исполнительный ассистент ищет работу и подрабатывает в супермаркете Trader Joe’s с четырех часов дня до полуночи, чтобы сводить концы с концами. 

«Я живу на таблетках Advil, это действительно очень тяжело», – говорит она. 

Удаленные ассистенты руководителей в Ernst & Young в среднем оказывают поддержку семи руководителям, говорит Хобсон. Как правило, все эти помощники начали работать в компании недавно. Одна из них, которая поддерживает сразу 11 руководителей, считает, что это лучше, чем ее старая работа, где она помогала университетскому офису из 25 сотрудников. В основном она помогает людям в других часовых поясах и ей редко звонят в нерабочее время. Она зарабатывает $44 тыс. в год, чего, по ее словам, вполне достаточно для комфортной жизни. 

Изменение формата работы имело и некоторые неудобства. Недавно вышедшие на пенсию партнеры Ernst & Young, у которых были личные ассистенты, соглашаются, что были в разъездах так часто, что редко виделись с личными помощниками. Однако те всегда знали, когда у их детей день рождения, следили за погодой в тех местах, где путешествовали партнеры, и даже вставали посреди ночи, чтобы убедиться, что в аэропорту в Индии их ждет машина. 

«По сути, она сопровождала меня в самых разных аспектах жизни», – говорит бывший партнер о своей помощнице, с которой проработал девять лет. 

Есть и те, кто отсутствию ассистентов скорее рад. Когда Дана Малдроу работала в отделе коммуникаций в компании Accenture, у нее был удаленный помощник, однако она даже не знала, что ему поручить. По словам Малдроу, когда в 2015 году она перешла на работу в Ernst & Young и ей не предложили ассистента, она вздохнула с облегчением. 

«Так на одного менеджера надо мной меньше», – говорит Малдроу. 

Нэнси Вонг все же надеется, что не станет очередной жертвой смены предпочтений у руководителей. Почти год она жила в Нью-Йорке без работы после того, как в 2018 году ее сократили с должности исполнительного ассистента. Вонг сменила несколько временных подработок, прежде чем одна из них в конце прошлого года стала постоянной. Пока женщина искала работу, она заметила, что требования к кандидатам на административные должности возросли – теперь компании хотят, чтобы помощники выполняли задачи по бизнес-аналитике, и запрашивают диплом о высшем образовании. Вонг говорит, что не собирается снова садиться за школьную скамью в возрасте 55 лет и с 30-летним опытом за плечами. 

Когда она только начинала свою карьеру, то часто работала на профессионалов среднего звена, которые поднимались по корпоративной лестнице. 

«Теперь у них нет помощника, они сами заботятся о себе», – говорит она. 

Шифман, бывший ассистент в компании Anheuser-Busch, в начале января все же нашла новую работу помощника руководителя фирмы по связям с общественностью. Она согласилась на понижение заработной платы и переживает по поводу того, как долго останется на этой работе. Тем не менее она пытается сохранять уверенность в себе. В ее ванной на зеркале закреплена записка со смайликом и надписью: «Я сделала это». 

«Я смотрю на эту записку каждое утро», – говорит она.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

676 просмотров

Как международные компании формируют спрос на инновационные офисы в Нур-Султане

Модные еще недавно open space уступают место среде, адаптирующейся под потребности работников

Фото: Shutterstock

В офисах все чаще появляются подвижная мебель, модульные стены, изолированные телефонные комнаты. А смартфоны делают персонализацию еще более доступной, позволяя найти место для парковки, настроить вентиляцию, свет и даже подать кофе сотруднику под его запросы.

Офисная среда обитания

Тренд на фриланс и удаленную работу незначительно повлиял на традиционный расклад – например, в США, по данным опроса CBRE, почти 95% служащих все еще отправляются на работу в офис, так что как минимум на ближайшие 30 лет офисы сохранят свою актуальность.

CBRE опросил более 1,5 тыс. сотрудников в США и Канаде, чтобы выяснить, какие факторы влияют на их удовлетворенность своим рабочим местом. Неожиданным результатом исследования стало совпадение ответов у миллениалов с ответами коллег из других возрастных групп (поколение X, бэби-бумеры, поколение Z). Около 51% респондентов высказали негативное мнение о своем рабочем месте и только 14% продемонстрировали высокую вовлеченность и желание рекомендовать свою компанию другим. Еще один занятный вывод исследования: оказалось, что такие заманчивые на первый взгляд элементы офиса, как игровые комнаты, фитнес-центры и уход за детьми, хороши лишь в теории. По факту сотрудники в своих приоритетах гораздо выше ставят обеспечение их профессиональных потребностей, функциональность и комфорт на рабочем месте. Наиболее ценными в офисе для респондентов являются вид из окна, естественное освещение и удобство принятия пищи.

Результаты исследования CBRE – подсказка для руководителей, которые хотят повысить удовлетворенность сотрудников, внутреннее взаимодействие и в конечном итоге – успех своих организаций.

Старший управляющий директор по практике рабочих мест CBRE Дамла Герхарт рекомендует руководителям начать с предоставления сотрудникам разнообразных рабочих мест, например, диванов, высоких столов и отдельных рабочих комнат. Удобные и разнообразные условия работы, по мнению Герхарт, демонстрируют доверие руководства к способности людей быть продуктивными, а свобода перемещения может способствовать укреплению отношений между сотрудниками. Для создания удобной рабочей среды иногда достаточно убедиться, что у сотрудников есть доступ к электрическим розеткам, базам данных или качественный Wi-Fi для комфортной работы. CBRE также рекомендует руководителям привлекать сотрудников к проектированию своего офиса – это позволит повысить их доверие к менеджменту, даст работникам возможность расти, а также поощрит к участию в социальных и общественных проектах компании.

Нур-Султан-Сити

Представительства международных фирм, которые открываются в Нур-Султане, не только транслируют мировую офисную моду, но и формируют у жителей столицы новые нестандартные потребности и спрос на инновационную и креативную офис­ную экосистему. В результате столичные компании уделяют все больше внимания созданию гибкого и комфортного рабочего пространства, а также инфраструктуры, стимулирующей взаимодействия, – точкам питания и зонам отдыха.

Например, штаб-квартира Beeline разместилась в новом digital-офисе современного БЦ Talan Towers на Левом берегу. Рабочие места в open space расположены вдоль панорамных окон, обеспечивая сотрудникам естественное освещение и прекрасный вид на город. В офисе есть несколько кофе-зон и телефонных кабинок для приватных разговоров. Конференц-залы имеют мобильные перегородки, а освещение и проекторы управляются системой «умный дом». Кроме зоны кухни сотрудники могут перекусить в кафетерии, стилизованном под летнее уличное кафе.

Аналогичный офис в деловом левобережном районе создала для своих сотрудников и компания KPMG: рабочие места у окон, трансформируемые переговорные и звукоизолированные телефонные будки. В офисном кафе можно отведать здоровой пищи, а комната отдыха оборудована теннисным столом, шведскими стенками и мягкими креслами.

Немало современных офисов столицы содержат как open space для творческих сотрудников, так и изолированные кабинеты для руководителей, а зоны отдыха могут располагаться как внутри офиса, так и снаружи.

Менее трех лет назад на Левом берегу столицы начал развиваться новый формат – сервисные офисы. Резиденты сервисных офисов могут пользоваться изолированными кабинетами, а также услугами ресепшн и общими зонами – кухней, конференц-залами, телефонными кабинками, капсулами для сна и спортивными помещениями.

Так, например, небольшое пространство IQ Coworking сочетает в себе коворкинг с open space и сервисный офис с изолированными кабинетами. Резиденты могут арендовать здесь рабочее место или кабинет, зал для мероприятий, переговорные комнаты и капсульный отель. Зона отдыха включает игровую зону с настольным теннисом.

В аналогичном формате работает транснациональная компания Regus, представленная в 120 странах. В столице Казахстана она расположилась в БЦ Emerald Towers.

Открывшийся в 2019 году Talan Towers Executive Hub нацелен на премиальный сегмент, и на сегодня это наиболее современное офисное пространство столицы. Здесь есть офисы, переговорные комнаты, трансформируемый конференц-зал, телефонные кабинки, комната отдыха с капсулой для сна, оборудованная кухня, принтерные зоны, lounge-зоны, гардеробная, фитнес-зона и прачечная. В стоимость аренды входят услуги секретаря и IT-специалиста, прием и обработка корреспонденции, высокоскоростной Wi-Fi и проводной интернет к каждому рабочему месту, конференц-зал с лимитом времени, coffee point с безлимитным чаем и кофе, свежая пресса, а также доступ на закрытые клубные мероприятия в БЦ Talan Towers. Парковка бизнес-цент­ра имеет «зеленую зону» для электромобилей с бесплатными зарядными станциями.

Что век грядущий нам готовит

В материале Financial Times (FT) о перспективах офисных пространств руководитель отдела коммерческой деятельности АН Cushman&Wakefield Деспины Кацикакис заметила, что офисы будущего стремятся стать «более умными и более человечными одновременно».  А Гай Грейнджер, генеральный директор по Европе, Ближнему Востоку и Африке JLL, одной из крупнейших консалтинговых компаний в сфере недвижимости, отметил, что темпы инноваций будут только ускоряться: «Скорость, с которой меняются рабочие места, коррелирует со скоростью нашего освоения новых технологий и способов работы. Следующее поколение – это цифровые аборигены, и это другие существа».

Искусственный интеллект устранит большинство повторяющихся офисных задач, например, избавит от создания и проверки налоговых отчетов. Людям останется работа, требующая социальной и эмоциональной реакции и творчества. Но место в высокотехнологичных офисах будущего достанется не всем. Количество людей, имеющих право на работу в таких умных пространствах, с ростом гиг-
экономики может уменьшиться. Ли Эллиот, глава отдела исследований в области занятости в Knight Frank, предупредил в том же тексте FT: даже при улучшении офисов условия труда станут «более поляризованными» между «слонами и блохами».

ehtttttttty.png

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif