В МАК сообщили сроки окончания расследования по авиакатастрофе самолета «Бек Эйр»

На это могут уйти многие месяцы

Фото: Аскар Ахметуллин

Не менее нескольких месяцев, а может быть, и более одного года уйдет на расследование причины крушения самолета Fokker-100 авиакомпании «Бек Эйр» 27 декабря 2019 года близ Алматы, сообщил генеральный директор Межгосударственного авиационного комитета Виктор Сороченко.

«Несмотря на усилия и режим работы, мировая практика показывает, что расследование подобных авиационных происшествий занимает не менее нескольких месяцев, а иногда и более года. В основном на сроки расследования влияют глубина и объемы необходимых исследований, которые необходимо провести в ходе разбирательств. Следует принимать во внимание и чисто процедурные факторы», – сказал он в Службе центральных коммуникаций при президенте РК 10 января, озвучивая предварительные результаты расследования крушения самолета Fokker-100 авиакомпании «Бек Эйр».

Сороченко отметил, что в расследовании принимает участие полномочный представитель и советники государства-разработчика и изготовителя воздушного судна – Нидерландов. На завершающем этапе комиссия направит проект окончательного отчета в Нидерланды.

«Разработчик в течение 60 суток рассматривает и дает свои комментарии по проекту отчета. В дальнейшем проводятся процедуры по согласованию этих комментариев, принятие этих комментариев или отклонение. Таким образом, окончательных результатов расследования следует ожидать и с учетом этих временных факторов», – сказал он.

По его словам, во Франции в 2007 году причиной похожего случая с Fokker-100 явилось его обледенение.

«В настоящее время мы запросили в уполномоченном органе Франции материалы о расследовании данного авиационного события для проведения детального анализа. После получения этой информации мы проведем синхронизацию двух полетов и сделаем соответствующие выводы», – сказал Сороченко.

Сертификат летной годности воздушного судна Fokker-100 был выдан в мае 2019 года. Потерпевший крушение самолет был выпущен 9 апреля 1996 года в Нидерландах. 27 декабря 2019 года сертификаты эксплуатанта и летной годности авиакомпании «Бек Эйр» были приостановлены Авиационной администрацией Казахстана.

Пассажирский самолет Fokker-100 авиакомпании «Бек Эйр» потерпел крушение 27 декабря 2019 года (07.22, рейс №Z2100 по направлению Нур-Султан – Алматы) близ Алматы сразу после взлета. В результате крушения погибли 12 человек, в том числе командир экипажа, пострадали 49 человек. На борту воздушного судна находились 93 пассажира и пять членов экипажа. 28 декабря в Казахстане был объявлен общенациональный траур. В МВД Казахстана сообщили, что в качестве трех основных причин авиакатастрофы рассматривалась техническая неисправность самолета, возможные ошибки при пилотировании и работа навигационных служб. Потерпевший крушение самолет был выпущен в Нидерландах 9 апреля 1996 года. Авиакомпания имеет десять самолетов Fokker-100 в конфигурации до 108 кресел, в том числе девять с действующим сертификатом летной годности.

 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Нур-Султан, Алматы и Шымкент – города для пешеходов

Как развивается это направление урбанистики в трех миллионниках РК

Фото: Мадияр Таншолпан

В эру COVID-19 политика «город для пешеходов» получила новый всплеск по всему миру. Как развивается это направление в трех миллионниках РК – читайте в обзоре «Курсива».

Из-за пандемии улицы городов от Парижа до Боготы стали частично или полностью пешеходными и велосипедными, чтобы обеспечить социальное дистанцирование среди населения. Эти меры планировались как временные, но сейчас преобразования становятся постоянными и даже получили свое название – Slow street (Медленная улица). Новое веяние не обошло стороной и Алматы – аким города Бакытжан Сагинтаев еще месяц назад сообщил о пилотном проекте по созданию в Алматы временных пешеходных зон в период пандемии. Но только после стабилизации эпидемиологической обстановки. 

Журналисты «Курсива» прогулялись по улицам Нур-Султана, Алматы и Шымкента и посмотрели, какие планы прошлых лет по организации пешеходных улиц удалось реализовать градоначальникам.

Нур-Султан

Столицу от других казахстанских мегаполисов отличает суровый климат, возможно, именно по этой причине в Нур-Султане пока лишь одна пешеходная улица – бульвар Нурлы жол от Дома министерств до Парка влюбленных, расположенного напротив торгового центра «Хан Шатыр». Но год назад в Нур-Султане разработали программу благоустройства на пять лет, включающую развитие пяти полицентров: в районе старой площади (1,6 га); в районе улицы Бейбитшилик (2 км) и проспекта Богенбай батыра (2,1 км); в районе ТЦ «Евразия» (15 км); улицы Косшыгулулы (1,65 км); в районе улиц Азербаева, Кошкарбаева и Жургенова (4,1 км). Общая протяженность пешеходных улиц на первом этапе благоустройства составит 27 км. Во сколько обойдутся преобразования столичному бюджету, в акимате сказать затруднились, сославшись на отсутствие проектно-сметной документации (ПСД).

Что касается ближайших преобразований, то они затронут улицу Ж. Омарова от проспекта Республики до Казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева. В этом году благоустроят участок от дворца «Жастар» до улицы Ауэзова и реконструируют существующий фонтан – улица уже перегорожена для ремонтных работ.

IMG_8424.JPGФото: Аскар Ахметуллин

В следующем году займутся отрезком от улицы Ауэзова до улицы Бейбитшилик. Если все пойдет по плану, в 2021 году около дворца «Жастар» появится городское пространство для пешеходов без доступа автотранспорта. Вокруг монумента «Дружба народов» сделают фонтанный комплекс, от которого будет течь ручей, замыкающийся сухим фонтаном. Вдоль ручья расположат водные аттракционы. Еще один сухой фонтан сделают возле Казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева. Кроме фонтанов пространство обустроят малыми архитектурными формами и инсталляциями. Здесь появится велодорожка, теневые навесы, игровые зоны, детские площадки и общественный туалет. На реконструкцию улицы Омарова выделено 3,8 млрд тенге. 

Алматы

Самым пешеходным городом в стране остается Алматы, хотя целостной концепции пока не получилось – пешеходные зоны фрагментарно раскиданы по историческому центру города. 

Масштабная реконструкция улиц по проекту Яна Гейла началась в южной столице в 2017 году. За 2017–2018 годы из местного бюджета, согласно отчету управления строительства города Алматы, было потрачено 16,3 млрд тенге. 

Преобразование в прогулочный бульвар улицы Панфилова от Жибек жолы до Кабанбай батыра обошлось бюджету в 2,1 млрд тенге. Здесь сделали освещение, установили сухие фонтаны, скамейки, скульптуры и детские площадки. Еще 1,9 млрд тенге потратили на модернизацию пешеходного отрезка улицы Жибек жолы. Около 1,3 млрд тенге ушло на фонтаны, скамейки и зеленые насаждения в районе площади Астана. А на преобразование в «полупешеходные» Кабанбай батыра и Гоголя – еще по 1,1 млрд тенге. На освещение, тротуарную плитку, арыки, новые указатели и озеленение проспекта Назарбаева в 2018 году потратили 4,9 млрд тенге, но пешеходным он не стал. Остальные деньги ушли на реконструкцию променадной части проспекта Абая: здесь улучшили прогулочные зоны, расширили арыки и установили фонтаны разных типов.

Жибек жолы между Сейфуллина и Желтоксан_2.jpgФото: Офелия Жакаева

В 2019 году городская администрация задумала соединить существующие и планируемые пешеходные зоны вокруг исторического центра города малым пешеходным кольцом длиной 18 км. Маршрут должен был пройти по Абая, набережной реки Есентай, Толе би и Достык. Кроме этого планировали сделать прогулочной набережную реки Есентай выше Аль-Фараби, набережную Малой Алматинки, продлить пешеходную Жибек жолы до Сейфуллина, преобразовать улицу К. Байсеитовой в районе Главпочтамта и переоборудовать площадь перед Центральным парком культуры и отдыха.

Прогулявшись в минувшие выходные по центру города, мы убедились, что пешеходное кольцо пока так и осталось в планах, как и променад вдоль Малой Алматинки. 

Набережную реки Есентай реконструировали лишь выше Аль-Фараби – здесь на отрезке 2 км установили габионы, мосты и спуски к реке, сделали прогулочную дорожку с лавочками, урнами, беседками и детскими площадками. 

Жибек жолы, действительно, удлинили до Сейфуллина. Но часть улицы от Абылай хана до проспекта Желтоксан пешеходной так и не стала, там по-прежнему автопарковка.
 
Улицу Байсеитовой между Богенбай батыра и Кабанбай батыра реконструировали – сейчас там уютное тенистое место для прогулок с детской и спортивной площадками.

На площади перед Центральным парком культуры и отдыха появился сухой фонтан – им заменили фонтан-чашу, установленный 15 лет назад и уже начавший крошиться. 

О дальнейших планах в акимате и управлении городского планирования и урбанистики не рассказали, сообщив лишь, что «все вопросы отложены до конца карантина».

Шымкент

Шымкент стал пешеходным в 2018 году. За год в городе реконструировали для пешеходов три улицы – Бекет батыра, Бейбитшилик и набережную реки Кошкар-ата. 

Самую первую пешеходную зону протяженностью в один километр открыли в мае 2018 года на улице Бекет батыра. На местном «Арбате» установили скамейки, освещение, высадили 700 саженцев и 1 тыс. роз. Деньги в размере 800 млн тенге выделили из бюджета города на содержание парков, и какая доля из них ушла на реконструкцию улицы – выяснить не удалось.

В том же году, спустя пару месяцев, открыли второй променад – вдоль набережной реки Кошкар-ата. Правда, набережная никогда и не была автомобильной – сюда выходят задние дворы частного сектора, и раньше местные жители просто сваливали здесь мусор. 

Следующие четыре месяца ушли на реконструкцию улицы Бейбитшилик – к 1 декабря 2018 года она стала полностью пешеходной, проезд для автомобилей закрыли. На ее преобразование из бюджета ушло почти 600 млн тенге. За эти деньги на улице длиной 430 метров и шириной 35 метров установили семь фонтанов, 90 скамеек, 12 архитектурных форм и около 100 крупных и малых светильников, да еще разместили над головами пешеходов 12 светящихся по вечерам ангелов. Улица быстро стала популярной среди горожан – сюда приезжают погулять местные жители со всех районов города и привозят гостей. Недовольны остались только некоторые владельцы квартир на шымкентском «Арбате» – по их мнению, по вечерам там стало слишком светло и шумно.

В том же 2018 году были озвучены планы о преобразовании в пешеходную улицы Аскарова, параллельной променаду по Бейбитшилик. Но проект четвертого «Арбата» в Шымкенте пока так и не реализован. В новых планах акимата – организовать этнотуристический центр по улице Айтеке би от площади Ордабасы до старого автовокзала. Преобразования подразумевают снос жилых и коммерческих объектов, но проектно-сметная документация пока не разработана и, соответственно, о стоимости задумки говорить рано.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg