Перейти к основному содержанию

633 просмотра

Столичные автобусы отремонтируют почти за 0,5 млрд тенге

Соответствующее объявление появилось на сайте госзакупок

Фото: Almazoff/Shutterstock

Столичный муниципальный автобусный парк №1 (АО «Автобусный парк №1») разместил объявление о покупке запасных частей для автобусов IVECO Crossway LE City 2017 года выпуска.

В ТОО «Астана ЛРТ», которое курирует развитие общественного транспорта в Нур-Султане, пояснили «Курсив», что речь идет о замене выработавших свой ресурс запчастях.

«Сами поломки мы делим на два: есть гарантийный случай и негарантийный. При гарантийном случае представитель завода-изготовителя обеспечивает ремонт за свой счет в рамках гарантии. Гарантия на автобусы была на два года. Она закончилась, за исключением некоторых агрегатов, на которые гарантия составляет три года. По истечении двух лет любая поломка устраняется самостоятельно», - сообщили в ТОО «Астана ЛРТ».

В автопарке №1 всего имеется 402 автобуса IVECO 2017 года выпуска. Всего в столице есть 760 автобусов IVECO, из которых 583 находятся в первом автопарке, в том числе аналогичные автобусы 2014-2015 года выпуска.

Всего по объявлению на портале государственных закупок «Приобретение запасных частей для автобусов IVECO Crossway LE City, 2017 года выпуска» столичный муниципальный автобусный парк №1 (АО «Автобусный парк №1») планирует приобрести 56 лотов на общую сумму 455,3 млн тенге без НДС. 

Среди закупаемых запчастей 10 передних бамперов по 624 тыс. тенге, 10 задних бамперов по 324 тыс. тенге каждый, 10 углов бампера по 148 тыс. тенге каждый, 10 блоков управления двигателем за 640 тыс. тенге каждый, два топливных бака по 789 тыс. тенге каждый, 20 лобовых крышек с логотипом по 410 тыс. тенге каждая, 1 000 топливных фильтров по 5,6 тыс. тенге каждый (в «Астана ЛРТ» неоднократно жаловались на низкое качество дизтоплива, в том числе в зимний период), 10 дверных цилиндров по 210 тыс. тенге каждый, 20 турбонаддувов по 870 тыс. тенге каждый, 500 ремкомплектов компрессора по 48 тыс. тенге каждый, 25 распределительных валов двигателя внутреннего сгорания по 347 тыс. тенге каждый, 40 радиаторов по 328 тыс. тенге и другие.

Заявки планируется принимать с 28 января по 12 февраля текущего года.

Согласно аудированной финансовой отчетности ТОО «Автобусный парк №1» зафиксировало убыток в 6,1 млрд тенге в 2018 году по сравнению с 2,5 млрд тенге в 2017 году. В итоге капитал компании «снизился» с минус 4 млрд тенге на начало 2018 года до минус 10 млрд тенге на конец 2018 года. Компания не имела займов в 2018 году, но имела «прочие долгосрочные обязательства» в 27,5 млрд тенге на конец года. Дело в том, что ТОО «Астана LRT», приобретая автобусы на займы международных финансовых организаций, передавало их потом в том числе муниципальному автопарку.  

У муниципального автопарка на конец 2018 года были ограничены права собственности на основные средства по нескольким договорам финансового лизинга с ТОО «Астана LRT», заключенным в 2015-2018 годы, в том числе в июне 2015 года на 105 автобусов на общую первоначальную сумму в 6,8 млрд тенге, в декабре 2015 года – на 57 автобусов на общую сумму в 3,2 млрд тенге, в июне 2016 года – на 19 автобусов на 1,5 млрд тенге и в январе 2018 года – на 210 автобусов на 26,7 млрд тенге. Амортизация на автобусы начислялась производственным методом, из расчета 0,17% от стоимости на 1000 км пробега ежемесячно. В результате, к примеру, балансовая стоимость 105 автобусов, приобретенных в первой половине 2015 года, снизилась к концу 2018 года до 3,7 млрд тенге по сравнению с 6,8 млрд тенге на момент их приобретения.

Чтобы выйти из ситуации муниципальный автопарк пытались передать в доверительное управление с правом выкупа со стартовой ценой в 1,1 млрд тенге, однако желающих взять его в доверительное управление не нашлось и тендер не состоялся.

Само ТОО «Астана LRT» также испытывает финансовые сложности. В 2018 году компания получила убыток в 9 млрд тенге (4,6 млрд тенге в 2017 году), текущие денежные обязательства компании на 31 декабря 2018 года превысили сумму текущих активов на 112,4 млрд тенге, а чистый денежный поток от операционной деятельности был отрицательным и составлял 131,2 млрд тенге (85,6 млрд тенге в 2017 году). В связи с чем аудиторская компания, проводившая аудит отчетности, выражала «значительные сомнения» в способности компании продолжать непрерывно свою деятельность.

banner_wsj.gif

3889 просмотров

Что происходит с бизнесом в Казахстане в карантинных зонах

У МСБ, особенно работающего в сфере услуг, практически нет запаса прочности 

Фото: Офелия Жакаева

Режим ЧП в стране и карантин в Нур-Султане и Алматы нарушили привычные торговые и производственные связи на всех уровнях. Люди в ожидании худшего жестко ограничили потребности.

Клиентов и партнеров внутри страны и на внешних рынках теряют 90% казахстанских компаний – вне зависимости от размеров. Как показывают опросы бизнеса – а их сейчас, чтобы оперативно вырабатывать меры для смягчения экономических последствий, проводят и НПП «Атамекен», и советник президента экономист Олжас Худайбергенов, – у казахстанского МСБ, особенно работающего в сфере услуг, практически нет запаса прочности.

Что показал опрос советника президента

На анкету, размещенную Олжасом Худайбергеновым, ответили более 600 предпринимателей. Вопросы касались сферы деятельности компании, уровня падения продаж, проблем наемного персонала, доступности кредитования и вероятности закрытия бизнеса. Вот некоторые выдержки из опроса.

Сат Берниязов, питомник газонных трав, 25 работников: «Осенью обанкротимся, если не найдем источник финансирования до мая».

Медет Рахимбаев, IT-бизнес, разработчик облачного HR-сервиса по управлению талантами: «Мы находимся в той зоне, где клиент думает отказаться от нас, чтобы выжить. Мы не в зоне жизненно важных расходов».

Саид Султанов, полный спектр геологоразведочных работ, 92 сотрудника, половина отправлена в отпуск: «Доступ к кредитам только в теории, на деле это крайне сложный, дорогой, невыгодный, долгий и унизительный процесс. Часть бизнеса закроется через два месяца». 

Раис Исмаилов, производитель отделочного профиля, закрыл продажи, 25 человек из 30 отправлены в отпуск за свой счет: «КПН за 2019 год явно не смогу заплатить в сроки до 10 апреля, пенсионный и социальный налог за февраль тоже пока не платил».

Константин Горожанкин, сервис продажи билетов «Тикетон», 52 сотрудника, 3 уволены: «Доступа к кредитам в банках нет. Аналитик делал обзвон всех банков – до 15 апреля не дают. Личными связями добился кредитов под 18%. 7 лет собирал команду по крупицам, жаль будет ее потерять».

Зерап Мурзахметов, ювелирная сеть Serebroff, 40 ювелирных салонов по Казахстану, общее число партнеров – 200 человек: «После девальвации 2015 года образовалась огромная кредиторская задолженность, которую и так еле погашал. Планировали в этом году выйти из долгов, но нет…».

Юрий Пааль, ресторатор, закрыта вся сеть, без работы остались 64 человека: «Бизнес разорится, если карантин продлится более месяца».

Жасулан Асанулы, сеть фитнес-клубов, 250 сотрудников, все отправлены в отпуск с минимальной заработной платой: «Пробовали брать кредиты, но не давали даже в более благоприятное время».

Большая часть представителей малого бизнеса, принявших участие в опросе, работает в сфере услуг (образовательные центры, кафе и кофейни, химчистки). Они признаются, что смогут продержаться, не увольняя сотрудников, от силы месяц, и это в лучшем случае. Многие закрылись, потому что уже сейчас, не имея доходов, не в состоянии оплачивать аренду простаивающих помещений. 

Производители просят помощи

По данным НПП «Атамекен», с 12 по 23 марта в штаб по оценке ущерба, понесенного бизнесом, обратились представители 7 932 компаний. 52% из них работают в Алматы и Нур-Султане. Крупный бизнес представляют 185 компаний, средний – 1 002. 85% обращений – от малого бизнеса. 65% из них работают в сфере услуг, в торговле – 23%, производством заняты 12%.

В числе крупных компаний – производители электротехники, мучных и кондитерских изделий, сельскохозяйственных машин, химических реактивов, строительных материалов. Средние компании производят одеж­ду, продукты питания, спецтранспорт и строительные материалы. Мелкие предприятия работают в производстве и переработке сельхозпродукции, производят мебель, текстиль, картон. Типичные для всех проблемы – срыв поставок импортного сырья, вынужденное сокращение штата сотрудников, потребность в поддержке фонда оплаты труда и реструктурировании кредитных выплат.

В обрабатывающей промышленности из числа обратившихся в штаб работают 193 компании. Их общий штат составляет 40 645 работников, 8 тыс. из них могут попасть под сокращение. 90 компаний испытывают проблемы из-за нарушения графика поставок сырья и комплектующих. 80 компаний имеют займы в общей сумме в 145 млрд тенге, 5 компаний – займы в сумме $482,5 млн. 

По статистике обращений 58% компаний в силу обстоятельств вынуждены нарушать договорные обязательства. 54% отправляют сотрудников в бессрочный отпуск или переводят на неполный рабочий день. 60% имеют обязательства по аренде, 53% производителей заявили о критичном удорожании сырья, 45% не могут решить проблемы с доставкой сырья на производство.  20% не могут выплачивать зарплату, 19% сокращают штат работников, 4% не могут оплачивать услуги, в том числе коммунальные.

Меры поддержки, которые, по мнению производителей, способны укрепить положение компаний: 26% надеются на кредитное пополнение оборотных средств; 24,5% ждут налоговые каникулы, снижение ставки НДС и стоимости аренды; 22,4% высказались в пользу введения временного понижающего коэффициента на электроэнергию; 20,4% полагаются на инструменты субсидирования; 6,6% предпринимателей рассчитывают на внедрение временного понижающего коэффициента на услуги магистральной железнодорожной сети.

Как производители характеризуют свое положение

«Курсив» связался с некоторыми представителями производственного бизнеса Казахстана. Как заявил Игорь Проценко, директор мебельной компании ТорнадоPlus, производство работает на склад. Текущие контракты с крупными партнерами-недропользователями и строительными компаниями заморожены. Ресурсы компании на исходе, обязательства по налогам и зарплате закрыты, но наступает срок погашения кредита и выплаты очередной, мартовской зарплаты 45 работникам. Несмотря на падение тенге, цена продукции ТорнадоPlus не повышалась, хотя стоимость сырья растет. Например, металл подорожал на 10%, ламинированная плита и фурнитура – на 15%.

Проценко говорит, что в Алматы заморожены контракты на покупку мебели для ряда строительных объектов на общую сумму 220 млн тенге. Если учитывать, что строительство все равно придется завершать, государство могло бы в марте-апреле купить мебель у производителей напрямую, минуя процедуру конкурса. «Сбыт критически важен, без него производство не имеет смысла», – резюмирует Игорь Проценко.

Кадырсеит Айханов, директор ТОО «3ЕS-Инжиниринг», выпускающего экономичные светильники, также главной проблемой называет продажи. Компания предлагает свой продукт на условиях лизинга. Оплатив часть стоимости товара, клиенты далее платят производителю из сэкономленных на электроэнергии средств.

Все заключенные к моменту кризиса контракты заморожены, констатирует Айханов. Виной тому – отправленные на удаленную работу сотрудники и вынужденные каникулы в учебных заведениях. Заказчики придержали исполнение контрактов, ссылаясь на то, что с этими изменениями урезаны бюджеты на энергопотребление.

Запас комплектующих у «3ЕS-Инжиниринг» достаточен для трех месяцев работы. Повышать цену на продукцию компания пока не намерена. На время карантина работники старше 60 лет отправлены в отпуск с сохранением зарплаты.

Марат Баккулов, генеральный директор Алматинского вентиляторного завода (АВЗ), отмечает, что каждое серьезное падение курса национальной валюты увеличивает спрос на его продукцию. Доля валютного импорта в сырье, используемом заводом, не превышает 20%, в основном это электродвигатели российского производства. Металлы, которые используются в производстве вентиляторов, на бирже немного подешевели. Значительная часть рабочих контрактов заключена в твердой валюте. Чтобы обеспечить бесперебойную работу предприятия во время карантина, работникам из числа живущих в Алматы организовали жилье рядом с заводом.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif