Перейти к основному содержанию

7026 просмотров

Коронавирус: что это и что известно об эпидемии

ВОЗ не видит проблемы

Фото: EPA-EFE/YUAN ZHENG

 

2020 год. Австралия горит, в России сменилось правительство, а в КНР появился неизвестный вирус,  уже унесший 80 жизней. Еще почти 6 000 человек, возможно, больны. Турфирмы эвакуируют граждан, правительства приостанавливают безвизовые режимы для граждан Китая, в соцсетях и мессенджерах разгорается паника. 

Новый вирус появился в городе Ухань, административном центре провинции Хубей (население – 11 млн человек). Город закрыт на карантин с 21 января. С 26 января в центральной его части запрещено передвижение транспортных средств. 29 января, во вторник, из Уханя будет эвакуировано консульство США. 

34 человека, прибывшие недавними рейсами из КНР в Британию, – на обследовании с подозрением на заражение (инкубационный период вируса длится 14 дней). На всей территории КНР запрещена торговля дикими животными в магазинах, на рынках и в ресторанах.

Что за коронавирус?

Не все разновидности коронавируса (а их около 40) способны вызывать болезни у людей. Новый коронавирус называется 2019-nCoV. Это такой же вирус, как, например, ОРВИ или грипп. Он вызывает атипичную пневмонию с высокой вероятностью летального исхода. 14 января 2020 года ВОЗ официально признала, что это коронавирус, который мутировал из прежних версий от животных и передается от человека к человеку. 

Важно: вирус новый, поэтому ни у кого на Земле нет к нему иммунитета. 

Большинство заболевших – жители или гости Уханя: 4 — в Таиланде, 3 — в Сингапуре, по 2 — в Японии, Вьетнаме, Франции и Южной Корее и по 1 — в США, Непале, Австралии и на Тайване. В Казахстане и России заболевших нет. Опасаться эпидемии рано. Правительства предпринимают необходимые меры. Так, туроператоры останавливают продажу билетов в Китай, в самом Китае запретили внутренний туризм, а всех вернувшихся из Китая проверяют на границе. 

Впервые вирус 2019-nCoV выявлен в декабре 2019 года, а 13 января 2020 года китайские ученые полностью расшифровали геном вируса и передали всем желающим для изучения. 

Что делать, чтобы не заразиться?

Специальной профилактики нового вируса пока нет. Главное, что советуют врачи: воздержаться от поездок в Китай и контактов с экзотическими животными. Если же вы уже в Китае или по каким-то причинам не можете отменить поездку, нужно держаться подальше от очага распространения заболевания ˜– Уханя и всей провинции Хубэй. 

При этом посылок из Китая опасаться не стоит. Власти КНР сообщили, что почтовые отделения, транспорт и посылки, проходящие через Ухань, прошли вторичную дезинфекцию. 

Какие симптомы?

Коронавирус поражает дыхательную систему. Инкубационный период длится 14 дней. Отличить 2019-nCoV от обычной ОРВИ, особенно в самом начале, крайне сложно. Это кашель, насморк, температура. Специалисты рекомендуют обратить внимание на появление одышки – учащение или затруднение дыхания. 

Но даже если вы можете определить, есть одышка или нет, лучше всего как можно быстрее обратиться к врачу. Из-за высокого риска развития пневмонии и дыхательной недостаточности лечение проходит исключительно в больнице, иногда в отделении интенсивной терапии.

3773 просмотра

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif