Перейти к основному содержанию

165 просмотров

Қазақстанда жұмыссыз жастар көбейіп барады

Жұмыссыз бойжеткендер мен бозбалалардың көпшілігі Алматы қаласы мен Алматы облысында тұрады

Фото: Shutterstock

2019 жылғы үшінші тоқсанның соңына қарай, Қазақстанда 15-тен 28 жасқа дейінгі жастар арасында жұмыспен қамтылғандар саны 2,1 млн адамды құраған еді, бұл өткен жылдың тиісті мерзімімен салыстырғанда, 3,8%-ға (2 млнадамға) артық, деп жазады Ranking.kz.

Аймақтар бойынша алсақ, 15-тен 28 жасқа дейінгіжастар арасындағы жұмыспен қамтылмағандардың көпшілігі Алматы облысында екені байқалады: 278,1 мың адам. Сонымен қатар, көшбасшы үш аймаққа Алматы қаласы (258,1 мың адам) және Жамбылоблысы (199,6 мың адам) кірген.

Безработная молодежь-1.png

Жұмыспен қамтудың неғұрлым жоғары деңгейі сауда және авто жөндеу саласында байқалпады: 388,7 мың адам немесе еңбекпен қамтылған жастардың жалпы санының 18,3%. Жастар көп жұмыс іс тейтін салаларға, сонымен қатар, ауыл, орман және балық шаруашылықтары жатады (257,2 мың адам немесе 12,1%) және білім беру (236,3 мың адам немесе 11,1%).

Топ-5-ке мемлекеттік басқару және қорғаныс; міндетті әлеуметтік қамсыздандыру (152 мың адам) және ұқсату өнеркәсібі (149,6 мың адам).

Безработная молодежь-2.png

Елімізде 15-тен 28 жасқа дейінгі жастар арасындағыжұмыссыздар саны 84,7 мың адамға жеткен — бұл бір жыл бұрынғыдан 3,4% артық (81,9 мың адам). Атап айтарлығы, 2019 жылы жастар арасындағы жұмыссыздық 2018 жылғы 3,9%-дан 3,8%-ға дейін қысқарған. Назар аударатын жәйт, қалалық жердегі жастар арасындағы жұмыссыздық бір жыл ішінде 4,2%-дан 4,3%-ға дейін өссе, ауылдық жерде керісінше, 3,4%-дан 3,2%-ға дейін қысқарған.

Жұмыссыз жүрген бойжеткендер мен бозбалалардың ең көп бөлігі Алматы Қаласы мен Алматы облысында тұрады: тиісінше,16,8 мың және 8,9 мың адам. Сонымен қатар, көшбасшылар арасында Түркістан (7,3 мың адам), Шығыс Қазақстан (7,1 мың адам) облыстары мен Нұр-Сұлтан (6 мың адам) қаласы бар.

Безработная молодежь-3.png

2019 жылғы үшінші тоқсанның соңындағы жағдай бойынша, 15-тен 28 жасқа дейінгі жұмыссыз жастар арасында 31,4 мыңнан астам адамның, немесе 37,1%-ының, жоғары білімі бар — олардың  аны бір жылда 6,9%-ға артқан.
Жұмыссыз жастардың арасындағы 4,1 мың адамның немесе  4,8%-ының аяқталмаған жоғары білімі бар.
15-28 жасқа дейінгі жұмыссыз жүрген жастар арасындағы 33,6 мың адамның немесе 39,7%ының кәсіби (арнайы) білімі бар.
Бастапқы кәсіби және орта білімі бар бойжеткендер мен бозбалалар үлесі тиісінше, 2,4%-ды және 14,4%-ды құраған.

Безработные-4.png

928 просмотров

Как киберпреступники «работают» с вашей психологией

И почему «письма счастья» продолжают взламывать гаджеты

Фото: Preechar Bowonkitwanchai

Киберпреступники уже достаточно давно используют в своих схемах знание психологии. Однако она же может объяснить, почему те или иные методы злоумышленников срабатывают, а самое главное – какую стратегию защиты выбрать. Многие психологи анализируют схемы атак и причины их эффективности. Расскажу о гипотезе, пытающейся объяснить, почему при всей эффективности антифишинговых технологий письма-ловушки все равно порой могут причинять значительный ущерб. А главное – что с этим делать.

Организация мер по защите от спама и фишинга, пожалуй, одна из самых нужных для большинства компаний. При расследовании киберинцидентов наши эксперты чаще всего обнаруживают, что проблемы начались именно с письма – как в случае массовых рассылок, так и при целевых атаках. Сейчас почтовые фильтры умеют достаточно точно выявлять типичные фишинговые письма. Но порой злоумышленникам удается прорваться и доставить послание человеку – самому слабому звену в цепи защиты (например, захватив реальный почтовый ящик партнера). И вот тут оказывается, что чем эффективнее фильтры, то есть чем реже человек встречается с фишингом, тем выше у прорвавшегося письма
шансы на успех.

Эксперимент психологов

О прямой зависимости между частотой встреч пользователя с вредоносными письмами и их успешным распознаванием задумались два американских исследователя – Бен Д. Сойер из Массачусетского технологического института и Питер Хэнкок из Университета Центральной Флориды. Они опирались на давно известный в психологии эффект распространенности. Его суть заключается в том, что человек скорее пропустит (или не выявит) сигнал, если тот менее распространен, чем сигнал, который встречается часто.

Исследователи решили проверить свою теорию на практике и провели эксперимент, в ходе которого участникам присылали письма, часть из которых содержала вредоносные вложения. Опасные письма встречались подопытным с разной вероятностью: у кого-то всего 1% посланий имел вредонос во вложении, у кого-то – 5%, а у кого-то – 20%. В результате исследователи подтвердили свою гипотезу и выяснили, что чем реже встречается угроза, тем сложнее ее распознать.

Следует отметить, что экспериментаторы работали с достаточно небольшой выборкой – 33 испытуемых. Кроме того, все участники были студентами, поэтому слепо верить выкладкам ученых преждевременно. Однако в психологии эффект распространенности считается доказанным, так почему бы ему не работать и в отношении фишинговых писем? В любом случае авторы обещают доработать гипотезу.

Возможное объяснение феномена, от которого отталкиваются исследователи, – это усиление доверия к безопасной системе. Получается, что работа антифишинговых технологий, с одной стороны, ограждает пользователя от опасностей, а с другой – усып­ляет его бдительность. Сами исследователи, кстати, говорят, что злоумышленники могут знать об этом эффекте и потому специально присылать вредоносы пореже.

Как вы наверняка догадываетесь, мы не призываем отказываться от автоматизированных защитных систем. Однако если гипотеза Сойера и Хэнкока верна, то пользователям, возможно, иногда полезно сталкиваться с фишинговыми письмами – разу­меется, не настоящими. В ходе этих проверок обучающиеся получают прививку от фишинговых писем и должны верно на них отреагировать. Это поможет держать сотрудников в тонусе, чтобы они не забывали, как выглядят опасные сообщения. Не повредят такие письма и в том случае, если гипотеза американских ученых несостоятельна. По крайней мере, человек, руководящий обучением, узнает, кто слабое звено.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance