8804 просмотра

Казахстанские туроператоры терпят убытки из-за эпидемии в Китае

Их клиенты тоже теряют деньги

Фото: EPA-EFE YUAN ZHENG

Вспышка новой вирусной инфекции в Китае уже отразилась на казахстанской туристической отрасли. Турфирмы закрывают популярные направления, прежде всего на остров Хайнань, авиакомпании отменяют рейсы. Ежемесячные потери турфирм Казахстана, китайских агентств, отельеров и прочих участников рынка могут оцениваться более чем в $9 млн.

Туроператоры Казахстана вслед за Россией временно приостановили продажи путевок в курортные зоны Китая из-за вспыхнувшей в этой стране эпидемии коронавируса. Комитет индустрии туризма Министерства культуры и спорта РК рекомендовал ограничить выезд казахстанцев в КНР до стабилизации обстановки.

По информации руководителя отдела по связям с общественностью АО «Авиакомпания SCAT» Виктории Старожиловой, в начале недели авиаперевозчиком по согласованию с турагентствами отменены чартерные рейсы в города Санья и Хайкоу, расположенные в самой популярной у казахстанцев курортной зоне КНР – на острове Хайнань. Авиа­компания Air Astana отменила часть февральских рейсов из Нур-Султана и Алматы в Урумчи и Пекин, сославшись на их низкую загрузку.

Отдыхавших в Китае казахстанцев вывозят согласно ранее составленному расписанию. Из тысячи туристов, находившихся в этой стране, 534 человека вернулись домой 28 января.

«Продажу путевок по китайским направлениям наша компания приостановила еще 24 января. Нашим клиентам мы предлагаем два варианта: перебронировать путевку, выбрав другую страну для отдыха, или аннулировать бронь и оформить возврат средств в сроки, установленные законодательством», – сообщила «Курсиву» пресс-секретарь международного туристического оператора Tez Tour Kazakhstan Светлана Баранова.

При возврате денег за аннулированную путевку эта компания оставляет себе $30 (11,4 тыс. тенге). Руководство фирмы Tez Tour Kazakhstan объясняет: оператор понес издержки, поскольку туры в китайский Новый год изначально приобретались как невозвратные. 

Миллионы китайцев

Впервые вирус 2019-nCoV был выявлен в декабре 2019 года. Его эпицентром стал город Ухань, административный центр провинции Хубэй. По данным на 29 января, из 6 тыс. инфицированных коронавирусом на этот регион приходится больше половины.

В основном вирус распространяется в юго-восточных провинциях Китая. Подтверждены случаи заболеваний в соседних странах, а также в США и Европе. Официально подтверждена смерть 132 человек. 

По словам директора Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашиды Шайкеновой, туроператор не может нести ответственность в случае такой форс-мажорной ситуации, как вспышка вируса в КНР. Но это не означает, что он не должен вернуть клиенту деньги. Эти положения закреплены в типовых договорах, заключенных между турагентом и туристом.

«Сейчас будет происходить следующее. Туроператоры не будут отказываться возвращать деньги, но все это может затянуться по времени. 100%-ного возврата оплаты, конечно, никто не получит. Особенно если человек отказался от путевки за день-два до вылета. Будут возникать случаи, когда участник туррынка будет обязан удержать с туриста часть средств за фактически понесенные расходы. Особенно если деньги уже переданы международным партнерам, гостиницам, авиакомпаниям. Это международная практика. По срокам возврата нужно будет рассматривать в каждом конкретном случае. Возможно, воз­в­рат будет осуществлен в течение двух-четырех недель», – сказала Рашида Шайкенова.

Тот факт, что казахстанские путешественники массово отказываются от путевок в высокий пляжный сезон, по мнению главы ассоциации, серьезно отразится на финансовом положении тур­операторов Казахстана.

«Туррынок от всей этой ситуации серьезно страдает. О каком-то определенном объеме убытков пока говорить рано, так как только приостановлены продажи путевок и начался процесс возврата денег за заранее оплаченные туры», – прокомментировала руководитель КТА.

Объем потенциального экономического ущерба можно оценить исходя из данных казахстанского финрегулятора. Согласно статистическим отчетам департамента платежного баланса и валютного регулирования Нацбанка РК, в первом квартале 2019 года Китай получил от казахстанских граждан, совершивших личные (то есть не связанные с деловой активностью) поездки в КНР, $27,6 млн. Сумма за месяц – $7,2 млн. С учетом того, что данная статья расходов в последние два года показывает рост 5%, сумма затрат казахстанцев на путешествие в Китай в первом квартале 2020 года могла быть на уровне $28,9 млн. Таким образом, оценить потери туриндустрии можно в $9,6 млн в месяц.

Туроператоры не берутся прогнозировать, как долго может продлиться внеплановое закрытие туристического сезона в Китае. Пока отмена туров и перенос сроков происходят в диапазоне полутора месяцев – до 15 марта. Есть вероятность, что данный период будет продлен. Руководитель НИИ вирусологии РАМН Дмитрий Львов в интервью российским СМИ сообщил, что эпидемия коронавируса в КНР может продолжиться до апреля.

Как вернуть деньги за тур в КНР

Светлана Романовская, председатель правления РОО «Национальная лига потребителей Казахстана»:

  • Обратиться в офис турагента, с которым заключен договор. Написать заявление об отказе от тура в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств и возврате денег. Дождаться письменного ответа.
  • В случае отказа выплатить всю сумму, внимательно изучить договор. Если в данном документе указаны пункты, согласно которым турагент оставляет за собой право взыскать часть средств при возврате тура в связи с форс-мажорными обстоятельствами (именно со вспышкой инфекции), то вернуть 100% суммы невозможно. 
  • В случае, если такого пункта в договоре нет, человек может потребовать возврата всей суммы, подав гражданский иск в суд. При этом можно ссылаться на Гражданский кодекс РК, где прописано, что такое форс-мажор. Вспышка инфекции в Китае подходит под обстоятельства непреодолимой силы. 

При этом необходимо будет заплатить госпошлину в размере 1% от суммы материального ущерба и 0,5% от суммы заявленного морального вреда. В случае, если человек подаст иск в суд, обратившись в Общество защиты прав потребителей, то ему не придется платить гос­пошлину. Также в случае удовлетворения иска турист сможет рассчитывать на возмещение судебных издержек, связанных именно с защитой прав потребителя.

0001_18.jpg

banner_wsj.gif

64 просмотра

Борцы за гражданские права и рекламодатели атакуют Facebook

Это вынуждает компанию реагировать

Коллаж: Вадим Квятковский

Крупнейшая в мире социальная сеть столкнулась с призывами бойкотировать ее рекламные возможности на фоне обвинений в нежелании компании ограничить риторику ненависти на своей платформе. Ранее Facebook также обвиняли в политической предвзятости.

События, которые начались в конце мая 2020 года в США (толчком послужило убийство полицейскими афроамериканца Джорджа Флойда в Миннеаполисе), похоже, перешли в новую фазу. Своеобразным ответом на уличные протесты стала волна взаимных обвинений сторонников и противников движения Black Lives Matter, захлестнувшие социальные сети, и в первую очередь Facebook. По мнению гражданских активистов, Facebook несет всю тяжесть вины за нежелание противодействовать дезинформации и риторике ненависти, направленной, в частности, на мусульман, евреев и чернокожих. Активисты призвали компании проявить солидарность и приостановить свои рекламные активности в этой сети.

По данным издания The Wall Street Journal, свыше 240 компаний в США, включая Coca-Cola, Microsoft, Honda, Starbucks, уже откликнулись на призыв «Hit Pause on Hate» и приняли участие в бойкоте Facebook. По словам организаторов бойкота, рекламу в Facebook приостановила почти тысяча компаний, часть которых не стала афишировать свою поддержку.

В самой социальной сети на обвинения отреагировали, по­обещав усовершенствовать правила и алгоритмы. Компания даже наняла группу юристов для проведения соответствующего аудита, который, впрочем, завершился неутешительными для Facebook выводами. В частности, юристы фирмы Relman Colfax PLLC отметили, что, несмотря на усилия Facebook (например, введение правил против давления на избирателей и создание команды для изучения предвзятости алгоритмических систем), в целом они оказались неэффективными.

«К сожалению, по нашему мнению, подход Facebook к гражданским правам остается реактивным и фрагментарным», – приводит The Wall Street Journal цитату из отчета, опубликованного через день после того, как глава Facebook Марк Цукерберг провел встречу с борцами за гражданские права, выступившими организаторами бойкота.

Реакция Facebook на итоги аудита была достаточно сдержанной. Вице-президент компании Кэролин Эверсон лишь направила рекламодателям письмо, где пояснила: если в компании и не согласны с некоторыми выводами аудиторов, в частности, тех, что касаются политических заявлений и свободы слова, то в целом рассматривают эти выводы как полезные, так как они помогают узнать, что можно улучшить.

По данным гражданских активистов случаи, когда платная реклама размещается рядом с сообщениями, подпадающими под описание «риторика ненависти», – не редкость, о чем они и сообщили рекламодателям. Как выяснилось, компании, размещающие рекламу, не всегда знают о том, какой именно контент появляется рядом с их сообщениями.

«Мы не намерены мириться с разжиганием ненависти и верим в мир, где с уважением относятся к достоинству каждого», – заявила официальный представитель компании State Farm, реклама которой ранее показывалась рядом с постом группы «Мусульмане против сионистов».

Примечательно, что первый аудит Facebook на тему гражданских прав проводился еще в декабре 2018 года, и уже тогда компания обещала принять меры, пишет The Wall Street Journal. Однако у гражданских активистов и Facebook не совпадают представления о том, что считать нежелательным контентом, например, призывами к насилию, либо к неучастию в выборах, как и пассажи про превосходство белой расы.

В каком-то смысле Марк Цукерберг находится между двух огней. С одной стороны, социальную сеть критикуют за нежелание бороться с риторикой ненависти, а с другой – обвиняют в жесткой модерации постов и предвзятости.

Так или иначе, в самой компании проблему признают и демонстрируют готовность реагировать на нарушения. В минувшую среду Facebook сообщил о том, что удалил свыше 100 аккаунтов, связанных с бывшим доверенным лицом президента Трампа Роджером Стоуном. Последний, как это уже было доказано, использовал фейковые аккаунты в Facebook и Instagram для организации утечки информации и распространения материалов, полученных путем взлома электронной переписки членов Демократической партии.

Как утверждает Facebook, компания ежегодно инвестирует миллиарды долларов в обеспечение безопасности социальной сети, открыта к аудиту на предмет соблюдения гражданских прав, а также выявляет и блокирует 90% контента с риторикой ненависти. К примеру, для 250 организаций, проповедующих превосходство белой расы, доступ к Facebook и Instagram был закрыт, пишет The Wall Street Journal.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер