Вспоминая прагматизм Пола Волкера

Экс-глава ФРС умер в минувшее воскресенье в своем доме в возрасте 92 лет

Фото: Pierre Manevy, Daily Express, Getty Images

Когда я только начал писать про Федеральный резерв в 2001 году, Пол Волкер уже давно там не работал, однако он словно был здесь повсюду. Каждый раз, когда он что-то говорил, то создавал новостные поводы.

Столкнувшись с трудностями, к нему обращались различные организации, поскольку им нужен был человек, чьи личные качества и порядочность были бы безупречны. В 2008-м президент Барак Обама назначил его главой своего консультативного совета по экономике. А его преемники на посту председателя ФРС регулярно отмечали вклад Волкера в победу над инфляцией.

И все же, несмотря на все то уважение, которым Волкер пользовался вплоть до самой своей кончины, по серьезным макроэкономическим вопросам (инфляция, дефицит госбюджета, банковские операции) его преемники относились к нему как к «ястребу», время которых давно прошло.

Когда в самом начале финансового кризиса 2008 года ФРС разработала план спасения инвестиционного банка Bear Stearns, Волкер обрушился на регулятора с критикой за то, что тот «достиг пределов своих законных и подразумеваемых полномочий, нарушив давно устоявшиеся принципы и практики центробанка». Однако ФРС осталась непреклонной и продолжила оказывать банкам еще большую помощь.

Когда ФРС начала таргетировать инфляцию на уровне 2%, чтобы та не опустилась еще ниже, Волкер был настроен скептически.

«Я не понимаю этого», – заявил он в 2009-м. Регулятор, возмущался он, «целому поколению говорит, что половина их покупательской способности уходит в никуда».

Впрочем, ФРС продолжала инициировать все более агрессивные программы экономического стимулирования, чтобы не допустить снижения инфляции.

Когда дефицит федерального бюджета усилился, Волкер вместе с десятками других бывших политиков предупреждал о «долговом кризисе». Однако с тех пор федеральный долг продолжает расти и кризис все еще не наступил.

Критика из уст Волкера вполне понятна, если учесть, что с целью победить двузначную инфляцию перед лицом растущей безработицы и возмущения со стороны населения он довел базовую ставку почти до 20%.

Тем не менее более детальное изучение деятельности Волкера в годы его работы в правительстве показывает, что он был весьма прагматичным и не таким уж суровым, как его репутация и собственная память. На самом деле он регулярно подгонял и даже переписывал правила для того, чтобы справиться с хаосом вокруг.

В 1971 году дефицит торгового баланса и инфляция в США вызвали устойчивый отток золота, что угрожало привязке доллара к этому драгметаллу – стержню Бреттон-Вудской системы фиксированных валютных курсов. И тогда президент Ричард Никсон поручил Волкеру, занимавшему в те годы пост замминистра финансов, закрыть для золота это окно.

«Я очень не хочу этого делать, ведь я всю свою жизнь защищал Бреттон-Вудскую систему. Но теперь это просто необходимо, ибо мы не можем продолжать в том же духе», – заявил Волкер тогдашнему главе ФРС Артуру Бернсу, как пишет биограф Уильям Силбер.

В итоге этот шаг стал началом новой эры плавающих и порой страшно волатильных обменных курсов, которая продолжается по сей день.
Заняв пост председателя ФРС в 1979 году, Волкер искал нестандартные способы победить инфляцию и в итоге принял решение таргетировать денежную массу. Это привело к резким колебаниям процентных ставок и двум стремительным экономическим спадам, опустошившим экономику США. В 1982-м он начал снижать ставки, несмотря на то что инфляция по-прежнему оставалась на высоком уровне в одну цифру.

По словам Винсента Рейнхарта, который долгое время был высокопоставленным сотрудником ФРС, а сегодня является главным экономистом в Mellon Investment Management, Волкер вполне мог принять инфляцию на уровне 4%, поскольку у него не было формулы, определяющей стабильность цен, – речь шла просто о «состоянии души». Что еще более важно, Волкер боялся, что высокие ставки дестабилизируют мировую финансовую систему. Например, в течение всего 1982 года он был сильно обеспокоен угрозой банкротства Мексики, что несло потенциальные риски для десятков крупных американских банков, выступавших ее кредиторами. В итоге ФРС предоставила Мексике кредит для покрытия дефицита валютных резервов страны, а сам Волкер стал инициатором встречи между Мексикой и ее кредиторами. Последние согласились пересмотреть сроки выплаты долга. Это позволило избежать обесценивания кредитов, что могло привести к краху некоторых банков.

Два года спустя, когда седьмой по величине банк США Continental Illinois оказался на грани краха из-за рискованных корпоративных кредитов (прежде всего в сфере энергетики) и ненадежных, незастрахованных депозитов, в Штатах вновь возникла угроза кризиса. Волкер считал, что если Continental Illinois обанкротится, то напуганные люди начнут забирать свои вклады и из других крупных банков. В итоге ФРС предоставила Continental Illinois кредит, а Федеральная корпорация по страхованию депозитов помогла незастрахованным вкладчикам, позже установив свой контроль над всем банком. Этот эпизод побудил одного конгрессмена даже придумать специальное выражение – Too big to fail («слишком большой, чтобы обанкротиться»).

В 1989-м, через два года после ухода из ФРС, Волкер посетил конференцию экономистов в Кембридже (штат Массачусетс), посвященную финансовым кризисам. Там он выступил с предупреждением о том, что политики, неоднократно вмешиваясь в экономику, способны «закрепить те модели поведения, которые лишь усиливают риск». Позже, говоря о том, что он чувствовал, когда разрывался между необходимостью действовать и желанием избежать угрозы недобросовестности, Волкер рассказал, что еще в 1970-х, будучи главой Федерального резервного банка Нью-Йорка, он часто говорил себе:

«Все, что нужно этой стране, чтобы люди встряхнулись и стали более дисциплинированными, – это хорошее банкротство банка. Но, пожалуйста, Боже, не в моем районе».

В 2013-м, собирая материал для своей книги о кризисах и рисках «Защита от дурака», я навестил Волкера в Нью-Йорке и спросил его об этой реплике. С улыбкой он ответил: «Это было лишь моим признанием своей личной слабости».

Однако на самом деле это высказывание отражало его прагматизм, признание того, что такие достоинства, как жесткая экономия и риск недобросовестности, могут по-разному оцениваться внутри центрального банка и за его пределами. Это заставляет меня верить в то, что, несмотря на всю свою публичную критику, если бы Волкер управлял ФРС в течение последних 10 лет, он принял бы многие из тех решений, которые были приняты его преемниками.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

Стендап-артистки, взбунтовавшиеся хасидки и плохие-хорошие матери

Рассказываем о трех женских сериалах, номинированных на «Эмми-2020»

Фото: Bokskapet/Pixabay

На прошлой неделе были объявлены номинанты нового сезона премии «Эмми». Вручение ее главных наград должно состояться 20 сентября этого года.

Лидерами по числу номинаций стали основанный на комиксе мини-сериал «Хранители» (его выдвинули по 26 позициям) и комедийно-драматический сериал «Удивительная миссис Мейзел» (он получил 20 номинаций), что хорошо, ведь для него это не первый сезон. Этот ультрауспешный, легкий и красивый ретро-сериал о стендап-комикессе, по сюжету работавшей в 50-х годах в Нью-Йорке, написан сценаристкой Эми Шерман-Палладино, четырехкратной обладательницей «Эмми». Было бы справедливо рассказать и о других сериалах, созданных женщинами и подаривших кино новые женские образы.

Пожалуй, моду на нестандартных героинь задал хит прошлых сезонов – отличный, честный, дерзкий, полный сарказма и маленьких женских секретов сериал «Дрянь», созданный британкой Фиби Уоллер-Бридж. Подхватил тему небанальных героинь образ киллерши-психопатки из «Убивая Еву» (ее также явила миру Уоллер-Бридж), а продолжил – образ бунтарки, сбежавшей из ортодоксальной хасидской общины в Нью-Йорке, показанный в немецко-американском мини-сериале «Неортодоксальная». Он получил в этом сезоне «Эмми» восемь номинаций, в том числе важные – «Лучший мини-сериал» и «Лучшая женская роль». Новых сериалов, где поднимается женская тема, много: это и прекрасное «Утреннее шоу» с Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун, и мини-детектив «Невероятное», который называют одним из лучших сериалов нового времени, и «Миссис Америка» с Кейт Бланшетт, названный «идеальным высказыванием о феминизме». Но «Курсив» сделал свою, субъективную, подборку.

«Неортодоксальная»

Начнем с прорывного мини-сериала, который основан на автобиографической книге Деборы Фельдман, сумевшей вырваться из хасидской коммуны в Нью-Йорке в Берлин и отрекшейся от правил и образа жизни своей семьи. Продюсером и шоураннером «Неортодоксальной» стала Анна Вингер, а режиссером - Мария Шредер. Ранее обе работали над сериалами «Германия’83» и «Германия’86». Вингер познакомилась с Фельдман на родительском собрании в школе и была так поражена ее откровениями, что решила снять сериал.

Поразиться там действительно было чему: хасидам нужно соблюдать все традиции, носить национальную одежду и прически и жить так, как было завещано пять тысяч лет назад. Особенно строги хасиды к женщинам. Они не должны учиться и получать образование и профессию. Их главная задача – обслуживание мужчин и нужд семьи: стирка, готовка, уборка, и, конечно, секс, рождение детей и их воспитание согласно списку канонов. Всем членам общины запрещено общаться с посторонними людьми и пользоваться многими благами цивилизации, в частности, смартфонами, и уж тем более интернетом.

17-летняя Эстер или, как ее называют в фильме, Эсти живет в одной из хасидских общин Бруклина вместе со своей бабушкой и тетей, отец ее пьянствует, а мать сбежала и бросила девочку – во всяком случае, так ей говорят с детства. Вскоре Эсти выдают замуж. Матери девушки разрешено следить за колоритной свадьбой со всеми церемониями лишь издалека. Замужняя жизнь Эсти была бы точно такой же, как у соплеменниц, если бы она была такой же, как и остальные женщины коммуны. Но она другая: читает, украдкой ходит на уроки фортепиано, любит музыку и не понимает, зачем нужно было сбривать волосы невесте. Когда выясняется, что у нее проблемы с зачатием и семья тяготится ею, девушка сбегает в Берлин к матери - и ее жизнь становится в миллион раз лучше. Естественно, избавиться от прошлого ей не удастся сразу, ведь ее начинают преследовать. Но тем слаще окажется ее свобода.

На главную роль была приглашена нежная, хрупкая, совсем еще юная (24-летняя девушка играет 17-летнюю) и очень талантливая израильская актриса Шира Хаас. Кастинг в сериале роскошен, он является такой же причиной успеха, как сама история и главная героиня. Это сериал о свободе, изменившейся роли женщины в обществе и устаревших патриархальных правилах, собранный на экзотическом и любопытнейшем материале: жизнь и уклад хасидов – занимательная штука. К просмотру «Неортодоксальная» обязательна, особенно учитывая, что это будет несложно – там всего четыре эпизода.

«Удивительная миссис Мейзел»

Еще один сериал, еще об одной еврейской девушке в Америке, о котором мы уже упоминали ранее, был номинирован на рекордное количество номинаций «Эмми-2020», в том числе на «Лучший комедийный сериал», «Лучшая женская роль» (великолепная Рэйчел Броснахэн), «Лучшая женская роль второго плана» (сразу две актрисы – харизматичная Алекс Борштейн и утонченная Марин Хинкль), «Лучшая мужская роль второго плана» (также сразу два актера – душка Тони Шэлуб и обаятельный Стерлинг К. Браун).

Главная героиня – образцовая домохозяйка Мириам Мейзел (Мидж), обитающая вместе с родителями, супругом, детьми и домработницей в элитном Верхнем Вест-Сайде. Она хорошая дочь и примерная жена, которая и курицу подаст как надо, и в платье всегда будет новом, и мужа поддержит во всех авантюрах, во всем поможет и даже шутки ему напишет, ведь он мечтает стать стендап-комиком. Лишь после того, как он ей изменил с секретаршей, она напивается, случайно оказывается на сцене любимого клуба, где муж всегда терпит фиаско, и понимает, что ей нравится шутить на публику, а публике нравится она. С этого момента ее жизнь и быт становятся для Мидж творческим материалом.

В первом сезоне Мидж переживает развод и пытается привыкнуть к мысли, что женщина может быть комедианткой. Во втором она встречает первого человека, который в нее верит как в артистку – мужиковатую Сьюзи (Алекс Борштейн) и заводит первых друзей и врагов. А в третьем Мидж решает, что карьера важнее, и отправляется с чернокожим певцом на гастроли (актер Лерой МакКлейн). Когда в сериале начинают развиваться и линии всех родственников Мидж, становится в разы интереснее, ведь еврейская семья – тот еще кладезь юмора, любви и взаимных претензий.

Стойкий успех «Удивительной миссис Мейзел» на самом деле неудивителен. Во-первых, это интересная история, в которой сошлись и ностальгические ретро-декорации (дело, как мы уже отмечали, происходит в 50-х), и актуальные для сегодняшнего дня темы. Во-вторых, очень своевременная героиня – красотка, которая пытается сделать карьеру и заработать славу на истинно мужском поприще. В-третьих, легкий комедийный стиль без нравоучений, истерик и пафоса.

В-четвертых, «Миссис Мейзел» – это прекрасный образец бадди-муви, только он не о лучших друзьях-мужчинах, а о подругах. В-пятых, там великолепный визуальный стиль – с огромным количеством винтажной одежды и атрибутов той эпохи, этакий живописный экскурс в моду 50-х. В-шестых, это погружение в увлекательный и совершенно особый мир евреев – тебе интересно узнать, что такое мезуза и зачем они стучат по груди, когда молятся. И, наконец, в-седьмых, там много приятной музыки, особенно в третьем сезоне. Только не рассчитывайте на то, что искрометные шутки будут сыпаться на вас каждую минуту, там это не главное.

«И повсюду тлеют пожары»

Завершает нашу подборку продюсерский проект Риз Уизерспун «И повсюду тлеют пожары». Он получил неоднозначную оценку критиков, но не перестал быть от этого пронзительной сагой о материнстве. Экранизация одноименного бестселлера китаянки Селесты Инг о двух очень разных женщинах оказалась вполне смотрибельной и местами душещипательной. В любом случае, сериал, начинающийся как очередная зарисовка американского быта с перио­дическим скатыванием в мелодраматизм и чрезмерную расовую риторику, к финалу превращается в большую драму. Сериал заметили, и на нынешнем «Эмми» он был отмечен в номинациях «Лучший мини-сериал» и «Лучшая женская роль» (Керри Вашингтон). 

Итак, конец 90-х. В уютном семейном городке Шейкер-Хайтс в штате Огайо, где даже газонной траве не разрешается расти выше допустимых 15 сантиметров, иначе штраф, живет идеальная женщина – мать четверых детей, журналистка провинциальной газеты Элена Ричардсон (Риз Уизерспун). У нее все по плану, включая секс дважды в неделю, книжный клуб раз в месяц и вино не больше мерного стаканчика в 100 мл. Зато у гостьи городка – черной художницы Мии Уоррен (Керри Вашингтон), все наоборот: она плюет на общепринятые правила, свободна, как ветер, работает и занимается сексом только тогда, когда хочет. Одно удручает – она катастрофически бедна, у нее нет даже дома, поэтому Мия с дочерью спят в машине. И когда спасительница всех и вся Элена решает ей помочь – сдает женщине дом, дает работу и знакомит со своей семьей, тут-то все и начинается. Спойлер: для Элены она станет той самой искрой, из-за которой все заполыхает испепеляющим огнем.

Большой плюс сериала – сложные и неоднозначные героини. Правда, если Уизерспун продолжает обогащать полюбившееся ей амплуа (похожие роли у нее были и в «Большой маленькой лжи», и в «Утреннем шоу»), то работу Вашингтон заметили и номинировали. Забавно, что хоть по задумке сценаристов зрительские симпатии должны быть на стороне Мии, большую часть сериала получается ровно наоборот – до определенного момента многие симпатизируют Элене. И все из-за назойливо звучащего в фильме расового вопроса. Если бы не чрезмерный акцент на проблемах меньшинств – национальных, сексуальных, социальных, то сериал мог бы стать идеальным поводом для рассуждений на тему настоящих семейных и нравственных ценностей. Смотреть его нужно хотя бы для того, чтобы провести ревизию в своей жизни – те ли мы люди, за кого себя выдаем, и не предавали ли мы свои мечты?

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg