Перейти к основному содержанию

1040 просмотров

В Актау перевозчики отказываются бесплатно возить льготников

Из-за низкого тарифа и отсутствия субсидий

Фото: Автора

До недавнего времени перевозчики Актау заявляли, что будут обслуживать бесплатно лишь две категории льготников, теперь согласились на пять. Помимо низкого тарифа, перевозчики возмущены и тем, что местные власти навязывают им свои условия по обновлению автопарка. 

На сегодняшний день в Актау с населением почти 200 тыс.человек действуют семь маршрутов общественного транспорта. Они поделены среди трех перевозчиков (у каждого – по одному основному и одному социально-значимому) и плюс один маршрут «Город – аэропорт». Всего по городу ежедневно курсирует 71 автобус. Большая часть из них – это 70% –составляют ПАЗы 2007-2014 годов выпуска. Также пассажиров перевозят в автобусах Daewoo 2012-2017 годов и Hyundai 2012 года выпуска. Тариф на проезд в общественном транспорте – самый низкий по республике – 50 тенге. 

«За этот тариф мы воевали несколько лет. В итоге нам его повысили с 35 до 50 тенге в августе 2015 года. Через несколько дней произошла девальвация, и мы этого повышения даже не почувствовали. За четыре года цена на солярку, ГСМ, запчасти поднялась на 100%. А в правилах по методике расчета тарифа сказано, что стоимость проезда должна корректироваться при изменении затрат перевозчиков более чем на 10% на топливо и ГСМ, а также автозапчасти», – рассказал Kursiv.kz владелец городского маршрута №3 Набидулла Айгараков

Утром деньги – вечером стулья

Перевозчики Актау уже не раз выходили на акимат с требованием увеличить тариф. Согласно их подсчетам, сейчас он должен составлять минимум 80 тенге. Но вопрос с места не двигается. Более того, городские власти предлагают схему – сначала перевозчики должны закупить новые автобусы, а затем маслихат рассмотрит вопрос об увеличении тарифа.
 
«Нам предлагают приобрести китайские автобусы. Цена одного – 40 млн тенге. Каждый из перевозчиков обязан приобрести по 9 таких автобусов. В месяц платеж с одного автобуса выходит 800 тыс. тенге (сроком на 7 лет), за 9 автобусов – 6,3 млн тенге. При нынешнем тарифе мы такую сумму не осилим. Более того, даже при тарифе в 80 тенге это невозможно – мы уйдем в минус. Если мы приобретем эти автобусы, то минимальный тариф должен быть 118 тенге. Но акимат не соглашается на это», – отметил в интервью Kursiv.kz владелец городского маршрута №2 Руслан Ахметнабиев

Перевозчики отмечают – те автобусы, которые чиновники предлагают приобрести им в лизинг, не отличаются прочностью и экономичностью. Поэтому они и не желают их приобретать. 

«Мы хотим взять корейские автобусы Daewoo. Они уже проверенные временем. У меня такой автобус целый день на линии и расходует 70 л, а расход у китайских – 110 л. Почему мы не имеем права покупать автобусы, которые хотим? Кстати, эти китайские автобусы нам в начале года предлагали купить за 24 млн тенге каждый, но даже тогда мы не согласились», – добавляет Набидулла Айгараков. 

Сегодня актауские перевозчики обслуживают 13 льготных категорий пассажиров – 9 тыс. человек. Право бесплатного проезда есть у: детей до семи лет, ветеранов ВОВ и трудового фронта, вдов ветеранов ВОВ, инвалидов с детства до 16 лет, инвалидов I, II групп, инвалидов с детства I, II групп, почетных граждан Актау, матерей, награжденных подвеской «Алтын алка» и «Күміс алка», участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, многодетных матерей. 50% от тарифа оплачивают дети от 7 до 15 лет. С нового года останется всего пять льготных категорий – обещают предприниматели.

«Законом «О транспорте в РК» предусмотрено всего две категории льготников – бесплатный проезд для детей до 7 лет и 50% от действующего тарифа для детей с 7 до 15 лет. Мы сначала в акимат подали письмо о том, что мы оставшиеся 11 категорий с 1 января отказываемся обслуживать бесплатно. 6 декабря было совещание, где мы договорились с акиматом, что оставляем на бесплатном обслуживании пять категорий – это дети, ветераны ВОВ, трудового фронта и матери, награжденные подвеской «Алтын Алка», – сказал Руслан Ахметнабиев. 

Остальные категории пассажиров с нового года будут обязаны платить полную стоимость проезда. Причина отказа в перевозке льготников – отсутствие субсидирования городскими властями их проезда. Со своей стороны предприниматели предложили актаускому акимату модель Кокшетау. 

«Мы были там и ознакомились с этой моделью. Перевозчики в Кокшетау приобрели 44 новых автобуса, но у них субсидируется проезд для всех категорий льготников. Более того, субсидируется и разница в тарифе. На данный момент он составляет 140 тенге, но пассажиры оплачивают только 80 тенге, остальное погашается за счет субсидий – эту разницу выплачивает акимат. Но наши власти не хотят сделать так же, ссылаясь на то, что денег в бюджете на это нет», – добавил Руслан Ахметнабиев. 

Перевозчики даже подсчитали – субсидирование тарифа и льготного проезда для всех действующих сегодня 13 категорий обойдется бюджету города в 500 млн тенге в год. 

Акимат Актау никак не прокомментировал сложившуюся ситуацию с перевозчиками в областном центре. В пресс-службе городской администрации лишь сообщили, что все вопросы будут обсуждаться на ближайшей сессии городского маслихата.

banner_wsj.gif

17528 просмотров

Фоторепортаж: как Западный Казахстан переживает карантин

Режим изоляции спровоцировали всего двое зараженных

Дом в Уральске, где проживала заболевшая COVID-19 девушка. 30.03.2020

Карантин в ЗКО называют одним из самых строгих в Казахстане: выходить из дома можно не дальше, чем на два километра, перемещаться в области на личном авто можно только по разрешению акимата. А еще провинциальных горожан беспокоит начало дачного сезона – выехать на участки и вернуться можно только в субботу и воскресенье.

И пришел Бука

Сообщение о том, что в Уральске появился зараженный коронавирусной инфекцией, появилось в сети 29 марта и почти на три часа опередило официальные данные. Рассылка, распространяемая в мессенджерах, содержала не только имя и фамилию заболевшей, но и подробный адрес проживания. Эту же информацию подхватили несколько городских пабликов. Примерно то же самое происходило и в городе Аксае: местные сообщества вовсю трубили о заболевшей. 

К тому моменту, как с обращением к жителям выступил главный санврач области, уже почти все знали, что коронавирус в ЗКО «завезли»: заболевшая в Уральске – внештатный сотрудник одного из региональных СМИ и вернулась из Атырауской области, куда ездила по работе, а заболевшая в Аксае - сотрудница нефтедобывающей компании и вернулась с отдыха из Москвы через приграничную к ЗКО Саратовскую область. Дома, где проживали заболевшие, оцепили и стали выявлять контактных.

Также заболевшая из Уральска сообщила СМИ, что обратится в прокуратуру и накажет виновных в утечке ее персональных данных.

«Уже к обеду мне стали звонить родные, друзья, коллеги, клиенты. Все были в курсе моей болезни, а потом прислали эту рассылку с адресом, именем и прочим. Кто это сделал? Я не преступник! У меня вирус, который гуляет по всему миру! Теперь меня клеймят», — рассказала девушка.

В полиции подтвердили, что начали досудебное расследование по факту неправомерного распространения личных данных.

Уже через день, 31 марта, оцепление дома в Уральске сняли. 

«В ходе эпидрасследования были определены близкие контактные, которые помещены в карантин. Проведено лабораторное исследование лиц, контактировавших с больными, результаты экспертизы отрицательные. По результатам экспертизы решено снять дом с карантина», – сообщили в департаменте качества и безопасности товаров и услуг в ЗКО.

Осторожно, двери закрываются!

P1090719.jpg
Автобусы обязали проводить дезинфекцию после каждого круга. 

С формулировкой «В связи с выявлением случаев заражения коронавирусом, чтобы обезопасить граждан» власти ЗКО ввели запрет на передвижение по городу и области. В прямом эфире выступал санитарный врач, который произносил долгую речь, но в итоге все свелось к пяти крупным «нельзя»:

  • жители могут ходить в магазин и аптеку не дальше, чем за два километра от дома (а выгуливать животных – не дальше, чем за 500 метров, и не дольше 30 минут);
  • нельзя собираться на улице группами более трех человек, если только вы не члены одной семьи;
  • нельзя ездить на личных машинах по городу без справки с места работы (а тем, кто передвигается по области, выдавали ограниченное количество спецпропусков в акимате). Сюда же относится и то, что количество автобусов сократили наполовину, они ездят только в черте городов Уральск и Аксай с 06.00 до 19.00, а из такси осталось только четыре официальных перевозчика. 

P1090513.jpgОдно из официальных такси. Перед выездом на линию и после схода с нее водителей проверяет врач. Внутри машины обязательно должны быть антисептики и санитайзеры, и после каждого рейса водитель должен делать санобработку машины.

Изначально постановление Арыспаева должно было вступить в силу с 00.00 31 марта, но власти решили дать жителям пару дней на завершение дел, приведение в порядок документов и получение пропусков. В области разрешения на работу обещали выдать только компаниям, деятельность которых жизненно необходима. Их одобрением занималась специальная рабочая группа. Многие фирмы на время карантина переквалифицировали свою деятельность: так, ателье стали шить многоразовые маски, а аптека №1, которая производит лекарственные порошки, объединилась с ТОО «Топан» и фирмой ТОО «Талап» для изготовления антисептика. 

P1090501.jpg
Производство антисептика. В день компании обещали изготавливать более 600 литров. Приобрести его можно в городских аптеках. Пятилитровая бутыль противомикробной жидкости обойдется уральцам в 13 тыс. тенге.

Убирать дворы и обрабатывать подъезды обязали местные КСК, но больше половины ничего не обрабатывают. Дезинфицировать подъезды в Уральске власти собирались за счет собственников квартир.

«В первую очередь это в интересах жильцов. Поэтому, если КСК будет обеспечивать надлежащую дезинфекцию, то сбор будет с собственников квартир», — пояснил заместитель руководителя отдела ЖКХ при акимате Уральска Канат Умралиев.  

Однако жители в социальных сетях продолжают сообщать, что КСК не предлагали им сдавать деньги на дезинфекцию.

Средства на закупку химрастворов для обработки улиц и скверов выделены из городского бюджета. 

«Выделено 94 млн тенге из резервного бюджета города. На эти деньги в первую очередь были закуплены маски, антисептики и спецодежда для полиции и других служб. Еще для дезинфекции были закуплены химреагенты. Ими обрабатывают места скопления людей и автобусы», — рассказал аким города Абат Шыныбеков.

P1090730.jpg
Сотрудники ДЭПа проводят санобработку улиц Уральска.

P1090754.jpgБлокпосты в Уральске установлены на каждом выезде из города.

Имбирный бум

Пока дачники Уральска переживают, что им позволили проезжать через блокпосты только в субботу и воскресенье и только по спискам, которые предоставляет Ассоциация садоводов, другие уральцы переживают о подорожании имбиря, лимона и чеснока.

P1090649.jpgТеперь закупать продукты в бакалее Центрального рынка могут только те, кто живет в радиусе двух километров от него.

Стоимость на эти продукты выросла в десятки раз. К примеру, килограмм имбиря в розницу в городе стоил около 3500 тенге за килограмм. Сейчас стоимость продукта варьируется от 20-33 тыс. тенге за килограмм. Лимоны с 600-800 тенге выросли до 3000 тенге за килограмм. В социальных сетях горожане пишут, что отдельные магазины позволяют себе продавать лимоны по 1000 тенге за штуку. Ситуацию спровоцировали массовые фейковые рассылки о том, что эти продукты помогают в борьбе с коронавирусом. Но факт остается фактом: цены на продукты, содержащие витамин С, выросли в разы. В управлении предпринимательства ЗКО данную ситуацию никак не комментируют, а за необоснованное повышение цен никто не был наказан.

P1090654.jpg
Стоимость имбиря в одном из городских супермаркетов.

P1090639.jpg
Вход в молочный павильон на рынке «Мирлан» в Уральске.

P1090646.jpg
Ряд хлебных ларьков внутри Центрального рынка.

P1090722.jpg
В супермаркеты (в зависимости от площади) не пускают более чем 5-10 человек сразу. В очереди на улице люди предпочитают держаться на расстоянии друг от друга.

P1090677.jpg
 
Количество открытых отделений банков в городе также сократили вдвое. В некоторых, чтобы людям было легче ожидать своей очереди, на улицу вынесли стулья.

Режим самоизоляции

Несмотря на все предостережения и усилия врачей и властей, добиться результатов в борьбе с коронавирусом можно только благодаря здравому смыслу, гигиене и самоизоляции, и в Уральске с последним пунктом все не так плохо. Людей на улице очень мало. В выходные шума машин практически нет, а по улицам ездят лишь патрульные машины. В рупор людей призывают оставаться дома и соблюдать режим личной гигиены. А также предупреждают о штрафах до 10 МРП (26 510 тенге) и лишении свободы до 15 суток за нарушение режима карантина. 

P1090609.jpg

Прохожие встречаются редко, но все – в масках.

P1090724.jpg
 
Проспект им. Назарбаева, суббота, 4 апреля. 

P1090738.jpg
Патрульные останавливали прохожих и предупреждали, что, выходя на улицу, необходимо надевать перчатки и маску.

Торговые площадки и рынки ЗКО закрыли еще 19 марта, чем вызвали возмущение продавцов, готовых проводить санобработку чаще. В настоящее время на территориях рынков функционируют только места продажи продуктов. После выявления двух случаев заражения 29 марта в области усилили карантин. Состояние пациенток с COVID-19 врачи оценивают как удовлетворительное. В настоящее время новых случаев заражения не выявлено. В стационарах области под наблюдением остаются 100 человек.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif