Перейти к основному содержанию

1 просмотр

В Актау перевозчики отказываются бесплатно возить льготников

Из-за низкого тарифа и отсутствия субсидий

Фото: Автора

До недавнего времени перевозчики Актау заявляли, что будут обслуживать бесплатно лишь две категории льготников, теперь согласились на пять. Помимо низкого тарифа, перевозчики возмущены и тем, что местные власти навязывают им свои условия по обновлению автопарка. 

На сегодняшний день в Актау с населением почти 200 тыс.человек действуют семь маршрутов общественного транспорта. Они поделены среди трех перевозчиков (у каждого – по одному основному и одному социально-значимому) и плюс один маршрут «Город – аэропорт». Всего по городу ежедневно курсирует 71 автобус. Большая часть из них – это 70% –составляют ПАЗы 2007-2014 годов выпуска. Также пассажиров перевозят в автобусах Daewoo 2012-2017 годов и Hyundai 2012 года выпуска. Тариф на проезд в общественном транспорте – самый низкий по республике – 50 тенге. 

«За этот тариф мы воевали несколько лет. В итоге нам его повысили с 35 до 50 тенге в августе 2015 года. Через несколько дней произошла девальвация, и мы этого повышения даже не почувствовали. За четыре года цена на солярку, ГСМ, запчасти поднялась на 100%. А в правилах по методике расчета тарифа сказано, что стоимость проезда должна корректироваться при изменении затрат перевозчиков более чем на 10% на топливо и ГСМ, а также автозапчасти», – рассказал Kursiv.kz владелец городского маршрута №3 Набидулла Айгараков

Утром деньги – вечером стулья

Перевозчики Актау уже не раз выходили на акимат с требованием увеличить тариф. Согласно их подсчетам, сейчас он должен составлять минимум 80 тенге. Но вопрос с места не двигается. Более того, городские власти предлагают схему – сначала перевозчики должны закупить новые автобусы, а затем маслихат рассмотрит вопрос об увеличении тарифа.
 
«Нам предлагают приобрести китайские автобусы. Цена одного – 40 млн тенге. Каждый из перевозчиков обязан приобрести по 9 таких автобусов. В месяц платеж с одного автобуса выходит 800 тыс. тенге (сроком на 7 лет), за 9 автобусов – 6,3 млн тенге. При нынешнем тарифе мы такую сумму не осилим. Более того, даже при тарифе в 80 тенге это невозможно – мы уйдем в минус. Если мы приобретем эти автобусы, то минимальный тариф должен быть 118 тенге. Но акимат не соглашается на это», – отметил в интервью Kursiv.kz владелец городского маршрута №2 Руслан Ахметнабиев

Перевозчики отмечают – те автобусы, которые чиновники предлагают приобрести им в лизинг, не отличаются прочностью и экономичностью. Поэтому они и не желают их приобретать. 

«Мы хотим взять корейские автобусы Daewoo. Они уже проверенные временем. У меня такой автобус целый день на линии и расходует 70 л, а расход у китайских – 110 л. Почему мы не имеем права покупать автобусы, которые хотим? Кстати, эти китайские автобусы нам в начале года предлагали купить за 24 млн тенге каждый, но даже тогда мы не согласились», – добавляет Набидулла Айгараков. 

Сегодня актауские перевозчики обслуживают 13 льготных категорий пассажиров – 9 тыс. человек. Право бесплатного проезда есть у: детей до семи лет, ветеранов ВОВ и трудового фронта, вдов ветеранов ВОВ, инвалидов с детства до 16 лет, инвалидов I, II групп, инвалидов с детства I, II групп, почетных граждан Актау, матерей, награжденных подвеской «Алтын алка» и «Күміс алка», участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, многодетных матерей. 50% от тарифа оплачивают дети от 7 до 15 лет. С нового года останется всего пять льготных категорий – обещают предприниматели.

«Законом «О транспорте в РК» предусмотрено всего две категории льготников – бесплатный проезд для детей до 7 лет и 50% от действующего тарифа для детей с 7 до 15 лет. Мы сначала в акимат подали письмо о том, что мы оставшиеся 11 категорий с 1 января отказываемся обслуживать бесплатно. 6 декабря было совещание, где мы договорились с акиматом, что оставляем на бесплатном обслуживании пять категорий – это дети, ветераны ВОВ, трудового фронта и матери, награжденные подвеской «Алтын Алка», – сказал Руслан Ахметнабиев. 

Остальные категории пассажиров с нового года будут обязаны платить полную стоимость проезда. Причина отказа в перевозке льготников – отсутствие субсидирования городскими властями их проезда. Со своей стороны предприниматели предложили актаускому акимату модель Кокшетау. 

«Мы были там и ознакомились с этой моделью. Перевозчики в Кокшетау приобрели 44 новых автобуса, но у них субсидируется проезд для всех категорий льготников. Более того, субсидируется и разница в тарифе. На данный момент он составляет 140 тенге, но пассажиры оплачивают только 80 тенге, остальное погашается за счет субсидий – эту разницу выплачивает акимат. Но наши власти не хотят сделать так же, ссылаясь на то, что денег в бюджете на это нет», – добавил Руслан Ахметнабиев. 

Перевозчики даже подсчитали – субсидирование тарифа и льготного проезда для всех действующих сегодня 13 категорий обойдется бюджету города в 500 млн тенге в год. 

Акимат Актау никак не прокомментировал сложившуюся ситуацию с перевозчиками в областном центре. В пресс-службе городской администрации лишь сообщили, что все вопросы будут обсуждаться на ближайшей сессии городского маслихата.

7818 просмотров

Как казахстанцам платить налоги в новом году

Собрали все самые важные изменения Налогового кодекса

Фото: Sambulov Yevgeniy

За два года действия нового Налогового кодекса в него внесено около трех тысяч изменений. Какие нормы появились в 2020 году и что они значат для бизнеса в материале «Курсива».

Изменения в Налоговом кодексе можно разделить на популярные и не очень. Например, трехлетнее освобождение от налогов микро- и малого бизнеса, введение правила «предупреждай, прежде чем штрафовать», бесспорно, приветствуются предпринимателями. Отмена патента для розничной торговли и полный ее перевод на контрольно-кассовый учет такого восторга уже не вызывают. Есть изменения, которые можно назвать откровенно непопулярными – так, с 1 января 2020 года работодателю необходимо перечислять в Государственный фонд социального медицинского страхования 1% от зарплаты наемного работника вдобавок к тем 1,5%, которые работодатель перечисляет из своих средств. 

Некоторые решения продолжают вызывать дискуссии – речь идет о, например, сокращении срока давности спора по налогам с пяти до трех лет. Бизнес и Налоговый комитет по-разному оценивают сроки внедрения изменений. Налоговый юрист Жангельды Сулейманов уверен, что, следуя букве закона, уже в текущем году доначисление налогов должно быть возможно лишь за три предыдущих года. Марат Султангазиев, председатель Комитета госдоходов МФ РК, разъясняя новую норму, говорит, что в новой редакции Налогового кодекса исковая давность по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет. 

Действительно, если изучить статью 48 Налогового кодекса, нетрудно заметить, что после редактирования она сохранила обе нормы. Пункт 2 гласит: «Если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет три года». А в пункте 3 указано:

«Срок исковой давности составляет пять лет с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, для следующих категорий налогоплательщиков: 1) подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с настоящим кодексом; 2) осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование».

Так что бизнес должен быть готов к тому, что трехлетний срок претензии за неправильно выплаченные налоги вступит в силу не раньше 2023 года. 

Кого освободили от налогов на три года

Микро- и малый бизнес Казахстана, работающий на основе патента или упрощенной налоговой декларации, освобожден от налога на прибыль и корпоративного подоходного налога сроком на три года. Микробизнес – это индивидуальные предприниматели или юридические лица, нанимающие до 15 человек и имеющие годовой доход до 30 тыс. МРП (примерно 76 млн тенге, или $195 тыс. в год). Малый бизнес – организация, где заняты до 100 человек, с предельным годовым доходом до 300 тыс. МРП (примерно 757 млн тенге, или $1,95 млн в год). Также от уплаты земельного налога освобождены сельхозкооперативы и крестьянские фермерские хозяйства.

Норма коснется интересов 1,2 млн предпринимателей и позволит им ежегодно экономить 180 млрд тенге, прикинул основатель группы компаний «Учет.kz» Максим Барышев. По оценке эксперта, результатами должны стать укрепление бизнеса и улучшение делового климата в стране.   
Налоговые каникулы не распространены на компании, работающие согласно общеустановленному налоговому режиму, то есть выплачивающие налоги с чистого дохода, и это ошибка, считает сооснователь и директор Республиканского центра помощи предпринимателям Дмитрий Казанцев. Эксперт говорит, что для снижения налоговой нагрузки эти предприниматели перейдут на упрощенный режим. Также Казанцев называет ошибочным решение не освобождать от налогов малый бизнес, занятый внешнеэкономической деятельностью.    

Что эксперты единодушно оценивают положительно, так это отмену фиксированного налога. Его платили владельцы игровых автоматов без выигрыша, игровых клубов (за бильярдный стол, дорожку кегельбана или боулинга, игровой компьютер), проката картинга, а также обменные пункты. Например, фиксированный налог на один компьютер в игровом клубе составлял 9 тыс. тенге в месяц. 

Мораторий на проверки – не индульгенция для нарушителей

Вступил в силу трехлетний мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Но это не означает индульгенцию на правонарушения. Существует 11 пунктов, снимающих это ограничение: возникновение угрозы жизни и здоровью людей или окружающей среды, нарушения правопорядка и т. д.

Дмитрий Казанцев фиксирует настрой части предпринимателей, полагающих трехлетний мораторий эквивалентом вседозволенности. Эксперт предупреждает, что игнорирование законных правил ведения бизнеса будет жестко наказываться. Максим Барышев отмечает, что прямые проверки бизнеса как форма работы в принципе уходят из арсенала чиновников. Сейчас проверить чистоплотность ведения бизнеса легко через электронную базу, где фиксируются все действия компаний. 

Розничная торговля: без патентов и с кассовой машиной

Розничная торговля всегда была самым «представительным» видом бизнеса из всех регулируемых патентом. Если в целом в Казахстане в 2019 году по патенту работали 239 тыс. предпринимателей, то в торговле из них были заняты 139 тыс.   

Патент подразумевает авансовую форму оплаты подоходного налога для фрилансеров рынка, оказывающих услуги p2p. Эта форма ведения дел предполагает, что предприниматель рассчитывает потенциальную прибыль и платит налог заранее, покупая патент, а в конце его действия корректирует налоговую выплату на основе реально полученной прибыли. Однако на практике этого не происходит – вот причина, почему продавцов перевели на упрощенную налоговую отчетность и обязали иметь контрольно-кассовые машины.

Дмитрий Казанцев видит в нововведении только плюсы: по его мнению, заполнить упрощенную декларацию не сложнее, чем оформить патент, а кассовые аппараты наведут порядок на рынках, которые традиционно работают всерую. Три года освобождения от налогов помогут торговле привыкнуть к новым правилам без стрессов. Барышев с утверждением о легкости заполнения упрощенной декларации не согласен и уверен, что предпринимателям придется привлекать бухгалтера, даже если раньше они обходились без него. Что же касается обязательного использования в торговле контрольно-кассовых машин, то эксперт обращает внимание на стоимость ведения бизнеса в Казахстане, которая составляет около 20 тыс. тенге в месяц, это помимо налогов. Основатель группы компаний «Учет.kz»  считает, что внедрению дорогостоящих кассовых решений стоило предпочесть развитие инструментов онлайн-оплаты товаров и услуг.

КПН от МСБ – в местный бюджет

Решение о том, что корпоративный подоходный налог МСБ будет уходить в местный бюджет, меняет привычную картину централизованного перераспределения республиканского бюджета. Дмитрий Казанцев отмечает, что нововведение, безусловно, полезно для крупных городов с устойчивым бизнес-климатом. Новая система создаст прямую заинтересованность местной власти в развитии предпринимательства. Максим Барышев предполагает, что новые условия повлекут появление новых инструментов распределения и контроля бюджета. 
Полезно заглядывать в свой «Налоговый кошелек»

Министерство финансов РК презентовало приложение «Налоговый кошелек». Это инструмент, который не только вовремя напомнит владельцу о сроке и размере текущих налоговых платежей, но и укажет корректные реквизиты. На балансе «Налогового кошелька» можно держать средства, которые автоматически будут списываться в счет уплаты налогов. 

Новый сервис улучшит отношения бизнеса и государства, предполагает Казанцев. По его оценке, только на банковских комиссиях предприниматели смогут сэкономить до 17 млрд тенге. 

В течение года в «Налоговом кошельке» должен появиться кэшбэк-сервис, 0,5% от суммы всех уплаченных налогов будет возвращаться обратно в кошелек, и их можно использовать для оплаты налогов. Изначально планировался возврат только с онлайн-платежей, однако теперь разрабатывается способ получения налоговой премии со всех покупок, подтвержденных чеком. По информации Максима Барышева, пилотный запуск налогового кэшбэк-сервиса назначен на лето текущего года.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance