В Актау перевозчики отказываются бесплатно возить льготников

Из-за низкого тарифа и отсутствия субсидий

Фото: Автора

До недавнего времени перевозчики Актау заявляли, что будут обслуживать бесплатно лишь две категории льготников, теперь согласились на пять. Помимо низкого тарифа, перевозчики возмущены и тем, что местные власти навязывают им свои условия по обновлению автопарка. 

На сегодняшний день в Актау с населением почти 200 тыс.человек действуют семь маршрутов общественного транспорта. Они поделены среди трех перевозчиков (у каждого – по одному основному и одному социально-значимому) и плюс один маршрут «Город – аэропорт». Всего по городу ежедневно курсирует 71 автобус. Большая часть из них – это 70% –составляют ПАЗы 2007-2014 годов выпуска. Также пассажиров перевозят в автобусах Daewoo 2012-2017 годов и Hyundai 2012 года выпуска. Тариф на проезд в общественном транспорте – самый низкий по республике – 50 тенге. 

«За этот тариф мы воевали несколько лет. В итоге нам его повысили с 35 до 50 тенге в августе 2015 года. Через несколько дней произошла девальвация, и мы этого повышения даже не почувствовали. За четыре года цена на солярку, ГСМ, запчасти поднялась на 100%. А в правилах по методике расчета тарифа сказано, что стоимость проезда должна корректироваться при изменении затрат перевозчиков более чем на 10% на топливо и ГСМ, а также автозапчасти», – рассказал Kursiv.kz владелец городского маршрута №3 Набидулла Айгараков

Утром деньги – вечером стулья

Перевозчики Актау уже не раз выходили на акимат с требованием увеличить тариф. Согласно их подсчетам, сейчас он должен составлять минимум 80 тенге. Но вопрос с места не двигается. Более того, городские власти предлагают схему – сначала перевозчики должны закупить новые автобусы, а затем маслихат рассмотрит вопрос об увеличении тарифа.
 
«Нам предлагают приобрести китайские автобусы. Цена одного – 40 млн тенге. Каждый из перевозчиков обязан приобрести по 9 таких автобусов. В месяц платеж с одного автобуса выходит 800 тыс. тенге (сроком на 7 лет), за 9 автобусов – 6,3 млн тенге. При нынешнем тарифе мы такую сумму не осилим. Более того, даже при тарифе в 80 тенге это невозможно – мы уйдем в минус. Если мы приобретем эти автобусы, то минимальный тариф должен быть 118 тенге. Но акимат не соглашается на это», – отметил в интервью Kursiv.kz владелец городского маршрута №2 Руслан Ахметнабиев

Перевозчики отмечают – те автобусы, которые чиновники предлагают приобрести им в лизинг, не отличаются прочностью и экономичностью. Поэтому они и не желают их приобретать. 

«Мы хотим взять корейские автобусы Daewoo. Они уже проверенные временем. У меня такой автобус целый день на линии и расходует 70 л, а расход у китайских – 110 л. Почему мы не имеем права покупать автобусы, которые хотим? Кстати, эти китайские автобусы нам в начале года предлагали купить за 24 млн тенге каждый, но даже тогда мы не согласились», – добавляет Набидулла Айгараков. 

Сегодня актауские перевозчики обслуживают 13 льготных категорий пассажиров – 9 тыс. человек. Право бесплатного проезда есть у: детей до семи лет, ветеранов ВОВ и трудового фронта, вдов ветеранов ВОВ, инвалидов с детства до 16 лет, инвалидов I, II групп, инвалидов с детства I, II групп, почетных граждан Актау, матерей, награжденных подвеской «Алтын алка» и «Күміс алка», участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, многодетных матерей. 50% от тарифа оплачивают дети от 7 до 15 лет. С нового года останется всего пять льготных категорий – обещают предприниматели.

«Законом «О транспорте в РК» предусмотрено всего две категории льготников – бесплатный проезд для детей до 7 лет и 50% от действующего тарифа для детей с 7 до 15 лет. Мы сначала в акимат подали письмо о том, что мы оставшиеся 11 категорий с 1 января отказываемся обслуживать бесплатно. 6 декабря было совещание, где мы договорились с акиматом, что оставляем на бесплатном обслуживании пять категорий – это дети, ветераны ВОВ, трудового фронта и матери, награжденные подвеской «Алтын Алка», – сказал Руслан Ахметнабиев. 

Остальные категории пассажиров с нового года будут обязаны платить полную стоимость проезда. Причина отказа в перевозке льготников – отсутствие субсидирования городскими властями их проезда. Со своей стороны предприниматели предложили актаускому акимату модель Кокшетау. 

«Мы были там и ознакомились с этой моделью. Перевозчики в Кокшетау приобрели 44 новых автобуса, но у них субсидируется проезд для всех категорий льготников. Более того, субсидируется и разница в тарифе. На данный момент он составляет 140 тенге, но пассажиры оплачивают только 80 тенге, остальное погашается за счет субсидий – эту разницу выплачивает акимат. Но наши власти не хотят сделать так же, ссылаясь на то, что денег в бюджете на это нет», – добавил Руслан Ахметнабиев. 

Перевозчики даже подсчитали – субсидирование тарифа и льготного проезда для всех действующих сегодня 13 категорий обойдется бюджету города в 500 млн тенге в год. 

Акимат Актау никак не прокомментировал сложившуюся ситуацию с перевозчиками в областном центре. В пресс-службе городской администрации лишь сообщили, что все вопросы будут обсуждаться на ближайшей сессии городского маслихата.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg