Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Как застроить «золотой квадрат» Алматы, чтобы все остались довольны

Мнение управляющего партнера Colliers International Kazakhstan

Графические материалы: INK Architects

За последние 15 лет исторический центр Алматы претерпел значительные изменения. В период строительного бума в 2004–2007 годах по всему городу сносились старые дома и целые кварталы застраивались многоэтажками. «Золотой квадрат» не стал исключением: среди 3-4-этажных строений в стиле сталинского ампира и неоклассицизма появились 20-этажные гиганты, и не все объекты гармонично вписались в архитектурный облик старого центра. Вопрос вернулся на повестку дня после выступления горожан против строительства девятиэтажки на Назарбаева – Кабанбай батыра.

Казахстанские реалии 

26 ноября 2019 года в Алматы прошли общественные слушания, где жители города выразили протест по поводу застройки исторического центра города. Обсуждалось строительство 9-этажного жилого комплекса «Опера» на пересечении проспекта Назарбаева и улицы Кабанбай батыра по соседству с четырех­этажной застройкой. Горожане собрали 1700 подписей в пользу запрета строительства. У компании-застройщика есть все необходимые разрешительные документы и согласования, и тем не менее 29 ноября аким города заявил о запрете на застройку центра города и отозвал выданное ранее разрешение. 

Подобные слушания в Казахстане традиционно проходят на эмоциях, без экспертного обсуждения специфики проекта. У горожан мало доступной информации по планируемым проектам и их влиянию на близлежащие жилые дома. Поэтому часто возникает негативное мнение по поводу любого строительства в центре. Жители опасаются, что новый дом ухудшит их жизнь. 

Девелоперы же в свою очередь при отсутствии прозрачных правил и процедур по застройке города часто действуют на ощупь и могут оказаться в ситуации, когда даже при наличии разрешения на строительство под влиянием общественного мнения принимается решение по отмене проекта. В результате застройщики теряют деньги и время на проектирование и подготовительные работы.

Вот и в этот раз планируемое строительство обсуждалось в обстановке, далекой от цивилизованных способов: крики, возмущение, требования. В результате согласованный ранее проект был отменен.

Нужны ли вообще новые здания в центре? 

Конечно, существуют как преимущества, так и недостатки строительства новых зданий в рамках исторического центра. 

К недостаткам относится, во-первых, возможность нарушения целостности и гармоничности городского центра. Во-вторых, снос одного здания может стать прецедентом для сноса других домов в историческом центре, что приведет к необратимым изменениям сформированного и узнаваемого облика города. Исторический центр – это сердце города, и в ряде случаев современные здания лучше возводить в других районах, которые больше подходят для строительства объектов, отражающих темпы экономического развития города или престижность района. 

Но, с другой стороны, грамотное строительство в центре – это создание современных жилых и офисных пространств премиум-
класса, которые будут эксплуатироваться много лет и могут стать знаковыми объектами, создавая новые интересные и часто контрастные точки притяжения. Новые здания могут привлечь более широкий пул собственников и арендаторов, традиционно не рассматривающих исторический центр в качестве своего местоположения. Они интересны и для инвесторов, готовых вкладывать деньги в экономику города. 

В Алматы насчитывается более 1200 строений, возведенных в период с 1930 по 1960 год. Данные объекты не только устарели физически и морально, но и несут риск для жизнедеятельности людей. Инженерные системы внутри этих зданий также серьезно устарели и требуют замены. 

Мировая практика 

Разногласия между жителями, которые хотят сохранить исторический центр города, и девелоперами, планирующими построить новые, современные здания, возникают в любом городе мира. 

Один из способов избежать подобных разногласий – создание качественного проекта, имеющего собственную дизайн-философию, основанную на окружающей архитектуре. Идеально, если над проектом работает известный архитектор. Важно и проведение грамотных PR-кампаний, в ходе которых девелопер рассказывает о планирующейся застройке, вместо того чтобы отвечать на критику проекта уже после завершения процесса дизайна и проектирования. 

Практически во всех странах Европы существует закон, определяющий нормы городского планирования на национальном уровне. Он задает стандарты и предписания в рамках архитектурного планирования и застройки. Кроме того, есть дополнительный документ, устанавливающий предписания и рекомендации на местном уровне, детализирующий уникальность и особенность застройки исторического центра. Этот документ находится в открытом доступе и используется всеми: жителями, девелоперами, инвесторами, государственными органами, юридическими консультантами. Все изменения и дополнения к данному документу, связанные с новым строительством, тщательно изучаются и рассматриваются публично и открыто на общественных слушаниях, которые проводятся под надзором местных властей. По итогам слушаний публикуется отчет, который рекомендует внести соответствующие изменения и поправки в документ для дальнейшего применения местными властями при строительстве. 

В современных городах, например в Лондоне, исторический центр часто входит в список культурно-исторического наследия или в Listed Buildings – список охраняемых объектов. В этом случае ответственность за принятие решения о застройке ложится на градостроительный комитет, который определяет нормы и дает предписания по строительству. Подобные документы задают детальные параметры для девелоперских проектов: что и где можно строить, как именно здание может быть спроектировано с точки зрения дизайна, архитектуры и т. п.

В том же Лондоне в открытом доступе есть официальный документ, содержащий рекомендации по проектированию, в том числе и для исторических центров, в рамках которых разрешается строительство новых зданий. 

Как улучшить ситуацию в Алматы? 

Предложения общественности можно собирать в электронном формате. Например, выставив планируемые проекты с детальным описанием на специальном сайте, где все желающие могли бы ознакомиться с проектом, задать свои вопросы, проголосовать за или против. При этом вопросы, комментарии и пожелания общественности должны обрабатываться независимыми экспертами, которые могут дать развернутые и обоснованные ответы касательно мощности инженерных сетей, сейсмики, розы ветров и т. д. 

Но прежде всего такие моменты должны регулироваться на законодательном уровне. Стране необходимы прозрачные правила и процедуры по застройке: генплан города в открытом доступе, предписания по плотности и высотности застройки для каждого района, единые стандарты по охраняемым объектам, представляющим историческую, архитектурную или культурную ценность для города, и прочие градостроительные нормы, которые могут повлиять на проект. 
Именно из-за отсутствия четких процедур и правил информирования застройщиков и жителей города городские власти оказываются в ситуации выбора. Принять сторону жителей – значит избежать социального напряжения, но при этом поставить под удар девелоперов и инвесторов и получить отрицательный экономический эффект: город недополучит выгоды в виде новых рабочих мест, налоговых поступлений и т. д. 

События вокруг проекта на пересечении Назарбаева и Кабанбай батыра показали, что необходим открытый и цивилизованный подход к решению подобных вопросов, который учитывал бы интересы девелоперов, населения и городских властей. Необходимо применять современные технологии для проектных и строительных расчетов в рамках генерального плана Алматы, позволяющие изучать взаимное влияние зданий на основе математических и инженерных расчетов. Тогда решение задачи «строить или нет» будет приниматься исходя из обоснованных расчетов и экспертных мнений, а не на базе эмоциональных мнений и опасений жителей города.

Партнер GRATA International, директор практики «Строительство и инфраструктура» Ержан Есимханов, приводит основные нормы, регулирующие городскую застройку:

Наиболее важным является Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» от 16 июля 2001 года, статья 7 которого закрепляет право граждан на благоприятную среду населенных пунктов.

Среди специальных нормативных актов - СН РК «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов». 

Вопросы уровня шума при строительства регулируются «Гигиеническими нормативами к физическим факторам, оказывающим воздействие на человека», утвержденными приказом Министра национальной экономики в 2015 году в соответствии с Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Вопросы обустройства строительной площадки регулируются, среди прочего, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям труда и бытового обслуживания при строительстве, реконструкции, ремонте и вводе, эксплуатации объектов строительства», утвержденными в 2015 году.

6288 просмотров

Шенгенская виза станет дороже для казахстанцев

Новые правила начинают действовать с февраля 2020 года

Фото: Shutterstock

С февраля текущего года размер пошлины на получение шенгенской визы для граждан Казахстана с привычных €60 возрастет до €80.

Согласно новым правилам обновленного Шенгенского визового кодекса, принятого Советом ЕС в июне 2019 года, зарубежные представительства стран Шенгенской зоны, включая Казахстан, обязаны применять новые правила уже начиная с первого понедельника февраля 2020 года.

«Поскольку Регламент (ЕС) 2019/1155 Европейского парламента и Совета от 20 июня 2019 года о внесении изменений в регламент (ЕС) No 810/2009 о создании Кодекса Сообщества о визах (Визовый кодекс) в полном объеме является обязательным и напрямую применяется во всех государствах-членах ЕС в соответствии с Договорами ЕС, все страны Шенгенского соглашения, включая Литву, будут применять его со 2 февраля 2020 года», - рассказал представитель отдела мониторинга информации и СМИ Литвы сайту schengenvisainfo.com.

По данным ресурса SchengenVisaInfo.com, государства-члены Шенгенского соглашения, не представленные в Казахстане, теперь обязаны сотрудничать с внешними поставщиками услуг с тем, чтобы процесс получение виз для граждан был проще.

Внешние поставщики услуг имеют право взимать плату за обслуживание, однако она не может быть выше, чем визовый сбор в размере €80 для взрослого и €40 для ребенка (ранее €35). Это означает, что расходы казахстанцев, подавших заявление на получение визы через внешнего поставщика услуг могут достигнуть €160 за одно заявление в случае, если внешние поставщики услуг установят максимально допустимый размер оплаты за обслуживание.

Новые правила также позволят казахстанцам подавать заявление за шесть месяцев до поездки, а не за три, как сейчас, а также предусматривают гармонизацию подхода к выдаче многократных виз путешественникам, которые имеют положительную визовую историю. Теперь они могут выдаваться на более длительный срок.

Кроме того, в рамках обновленного Визового кодекса будет внедрен механизм оценки необходимости пересмотра размера визовых сборов каждые три года. Другой внедренный механизм нацелен на то, чтобы использовать визы в качестве рычага, призванного активизировать сотрудничество с третьими странами в области реадмиссии.

По словам Гента Укехайдарая (Gent Ukëhajdaraj) из SchengenVisaInfo.com в виду внедрения этого механизма сумма визового сбора может быть увеличена вплоть до €160 евро, если власти ЕС сочтут это необходимым.

«Визовый сбор в размере €120 или €160 будет применяться к третьим странам, не сотрудничающим с ЕС, в тех случаях, когда Комиссия ЕС считает, что необходимы действия для активизации сотрудничества соответствующей третьей страны, как и отношений ЕС с этой третьей страной в целом», - говорит эксперт, отмечая, что это положение не будет распространяться на детей младше 12 лет.

В рамках реализации этого механизма также может быть уменьшен срок действия визы и увеличен период ее оформления.

По данным ресурса SchengenVisaInfo.com наиболее популярной страной ЕС среди Казахстанцев в 2018 году стала Германия - для путешествия туда было подано 40 829 заявлений. Далее следуют Италия - 20 009 заявлений и Чехия - 16 925 запросов на получение визы.

Всего в 2018 году посольства и консульства стран-участников Шенгенского соглашения в Казахстане обработали 157 608 заявлений на получение визы, из которых 7 544 были отклонены (уровень отказов 4,8%).

Общие расходы граждан Казахстана на получение шенгенских виз в 2018 году при этом составили €9 456 480, из которых €452 640 были потрачены заявителями, которым в получении визы было отказано.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance