Перейти к основному содержанию

1590 просмотров

Как формировался архитектурный облик Алматы

Во все времена жители будущей южной столицы ценили обилие зелени, небольшую этажность и панорамный вид на горы

Во все времена жители будущей южной столицы ценили обилие зелени, небольшую этажность и панорамный вид на горы.

Верненский период

В 1854–1855 годах на месте средневекового поселения возникло укрепление Верное, которое через 12 лет получило статус города. Генплан 1868 года предусматривал расширение городской черты от центра (современные Макатаева и Пушкина) на запад и юго-запад за счет изъятия окружающих земель у сословных казаков и три категории домов: центр застраивался 1- и 2-этажными домами на высоком полуподвале, а на окраинах находились мазанки крестьян-переселенцев и землянки местной бедноты. Улицы располагались в направлениях восток – запад, почти параллельно хребту Заилийского Алатау, и юг – север, перпендикулярно хребту. Размер кварталов составлял 1,5–2 гектара. Первые городские кварталы росли вдоль Ташкентской аллеи (пр. Райымбека) и улицы Соборной (пр. Достык). В 1875 году был построен «Гостиный двор и его купечества» (Зеленый базар). Первые поселенцы разбирали на свои нужды средневековые здания из жженого кирпича, строили саманные и деревянные дома. Профессор сейсмологии Алкуат Нурмагамбетов в книге «Сейсмическая история Алматы» описывает безудержное и беспорядочное строительство домов из тянь-шаньской ели, что за короткий срок привело к облысению предгорья Алатау. Для сохранения красавицы-ели в Своде правил по устройству Верного в 1870 году было сделано строгое указание:

«В новом городе совершенно запрещается постройка деревянных домов и служб. Следует возводить здания из сырца». 

После верненского землетрясения 1887 года, разрушившего почти все кирпичные здания в городе, губернатор поставил задачу сформировать новые строительные нормы. СНиПы того времени появились в 1888 году и снова рекомендовали строительство из дерева. Строить из камня и кирпича можно было лишь нежилые сооружения. Особые требования предъявлялись к внешнему архитектурному облику и этажности зданий. Московский специалист в области истории архитектуры, потомок Андрея Зенкова Александра Шейнер отмечает, что до 1920 года город строился в едином стиле, сочетающем в себе элементы как русской, так и китайской архитектуры.

Яркие образцы эпохи: Дом офицерского собрания (Музей народных музыкальных инструментов в парке им. 28 гвардейцев-панфиловцев) и магазин купца Габдулвалиева («Кызыл-Тан» на Жибек жолы), а также «небоскреб» того времени – Туркестанский (Вознесенский) кафедральный собор в пушкинском парке (парк им. 28 гвардейцев-панфиловцев).

Столичный период

После переноса столицы из Кзыл-Орды в Алма-Ату в 1927 году и запуска Туркестано-Сибирской магистрали в городе началась активная застройка. Но контекст сохранялся: это невысокая этажность, прямые улицы с видовыми точками на горы, озеленение, арычная система и прочее. По генплану 1928 года предполагалось не растягивать город, а вести новое строительство на старых площадях. Город застраивался каркасно-камышитовыми домами. После 1935 года в городе стали появляться 3–4-этажные здания. В эти годы был построен первый Дом правительства, Дом связи (Главпоч­тамт) и Театр юного зрителя, разрушенный пожаром в конце 80-х годов XX века. Военные годы отмечены эвакуацией в город промышленных предприятий. Постановление «О борьбе с архитектурными излишествами» 1956 года содействовало массовой застройке микрорайонов типовыми сериями 3–4-этажных домов. 

К концу 50-х годов ХХ века в Алма-Ату приехало много молодых архитекторов, и в городе начался архитектурный бум. Стали появляться высотные крупнопанельные дома. В 1970-м был возведен Дворец Республики (бывший Дворец им. Ленина). Перед дворцом находилась площадь с фонтанами, вода из которых использовалась для кондиционирования здания. А в 1977 году в городе появилось 25-этажная гостиница «Казахстан» – высочайшее здание в сейсмически опасных районах СССР. Превышение этажности конструкторы отстаивали в Госстрое СССР. Советник генерального директора по науке АО «КазНИИСА» Сырымгали Ержанов вспоминает, что во время банкета в честь ввода гостиницы в эксплуатацию, проходившего на последнем этаже, в городе произошло землетрясение, которое обеспечило участникам мероприятия острые ощущения – здание ощутимо качалось. 

В период с 1972 по 1983 год были построены Алма-Атинский цирк, Медео, Центральный колхозный рынок, баня «Арасан», Дворец школьников и телебашня на Кок-Тюбе. Высота новых жилых домов выросла до 8–9 этажей, практиковалось строительство каркасных и крупнопанельных зданий, испытанных на сейсмостойкость при строительстве селезащитной плотины на Медео в 1967 году. В 1989 году в рамках комплексной застройки были возведены монолитные дома в Самале – они должны были стать образцом применения экспериментальных подходов. Но финальный проект стал компромиссом между архитектурными амбициями и необходимостью удешевления сметной стоимости строительства. 

Период независимости

С 1991 года единый архитектурный стиль города потерял свою значимость и здания стали проектироваться в угоду прихотей заказчиков. В Алма-Ате начали появляться «дворянские усадьбы» и «дворцы». Старые дома сносили, шла хаотичная застройка многоэтажными зданиями. 

Будущее Алматы

У современного Алматы несколько вариантов развития: он может расти вверх и вширь, уплотняться или проводить реновацию старых районов. 
Среди минусов непродуманной уплотнительной застройки – транспортная нагрузка, экологические проблемы, дефицит социальной инфраструктуры, нарушение норм сейсмобезопасности и инсоляции (освещение солнцем). С другой стороны, при грамотном подходе можно сократить площадь и повысить качество здания, его эстетические характеристики, сделать его гармоничным для городской среды. 

Альтернативой уплотнительной застройке является разрастание города. Но новые районы – это постоянно увеличивающиеся расходы на содержание инженерной инфраструктуры, дорог и социальных объектов. Кроме того, «маятниковая миграция» приумножит транспортные и временные расходы жителей.

Другой путь – реновация устаревших районов, когда на месте старой застройки строится в 2–3 раза больше жилья. При этом можно заранее рассчитать количество домов и соцучреждений, ширину улиц, количество парковок. Архитектор-урбанист из проектной компании DNT Center Stroy Владислав Филатов предложил проект реновации «Серого пояса» Алматы – квад­рата улиц Розыбакиева, Утеген батыра, Абая и Толе би, в котором расположен частный сектор, который использует для печей любое топливо и мусор. Главная идея – застроить его квадратными кварталами по примеру Барселоны, отдельные квадраты и улицы отдать под парки и пешеходные аллеи. Это позволит людям работать, учиться и отдыхать в своем районе, решит проблему нехватки жилья и сократит «маятниковую миграцию».

*Материал подготовлен при содействии АО «КазНИИСА» и проекта «Архкод Алматы»
 

6284 просмотра

Шенгенская виза станет дороже для казахстанцев

Новые правила начинают действовать с февраля 2020 года

Фото: Shutterstock

С февраля текущего года размер пошлины на получение шенгенской визы для граждан Казахстана с привычных €60 возрастет до €80.

Согласно новым правилам обновленного Шенгенского визового кодекса, принятого Советом ЕС в июне 2019 года, зарубежные представительства стран Шенгенской зоны, включая Казахстан, обязаны применять новые правила уже начиная с первого понедельника февраля 2020 года.

«Поскольку Регламент (ЕС) 2019/1155 Европейского парламента и Совета от 20 июня 2019 года о внесении изменений в регламент (ЕС) No 810/2009 о создании Кодекса Сообщества о визах (Визовый кодекс) в полном объеме является обязательным и напрямую применяется во всех государствах-членах ЕС в соответствии с Договорами ЕС, все страны Шенгенского соглашения, включая Литву, будут применять его со 2 февраля 2020 года», - рассказал представитель отдела мониторинга информации и СМИ Литвы сайту schengenvisainfo.com.

По данным ресурса SchengenVisaInfo.com, государства-члены Шенгенского соглашения, не представленные в Казахстане, теперь обязаны сотрудничать с внешними поставщиками услуг с тем, чтобы процесс получение виз для граждан был проще.

Внешние поставщики услуг имеют право взимать плату за обслуживание, однако она не может быть выше, чем визовый сбор в размере €80 для взрослого и €40 для ребенка (ранее €35). Это означает, что расходы казахстанцев, подавших заявление на получение визы через внешнего поставщика услуг могут достигнуть €160 за одно заявление в случае, если внешние поставщики услуг установят максимально допустимый размер оплаты за обслуживание.

Новые правила также позволят казахстанцам подавать заявление за шесть месяцев до поездки, а не за три, как сейчас, а также предусматривают гармонизацию подхода к выдаче многократных виз путешественникам, которые имеют положительную визовую историю. Теперь они могут выдаваться на более длительный срок.

Кроме того, в рамках обновленного Визового кодекса будет внедрен механизм оценки необходимости пересмотра размера визовых сборов каждые три года. Другой внедренный механизм нацелен на то, чтобы использовать визы в качестве рычага, призванного активизировать сотрудничество с третьими странами в области реадмиссии.

По словам Гента Укехайдарая (Gent Ukëhajdaraj) из SchengenVisaInfo.com в виду внедрения этого механизма сумма визового сбора может быть увеличена вплоть до €160 евро, если власти ЕС сочтут это необходимым.

«Визовый сбор в размере €120 или €160 будет применяться к третьим странам, не сотрудничающим с ЕС, в тех случаях, когда Комиссия ЕС считает, что необходимы действия для активизации сотрудничества соответствующей третьей страны, как и отношений ЕС с этой третьей страной в целом», - говорит эксперт, отмечая, что это положение не будет распространяться на детей младше 12 лет.

В рамках реализации этого механизма также может быть уменьшен срок действия визы и увеличен период ее оформления.

По данным ресурса SchengenVisaInfo.com наиболее популярной страной ЕС среди Казахстанцев в 2018 году стала Германия - для путешествия туда было подано 40 829 заявлений. Далее следуют Италия - 20 009 заявлений и Чехия - 16 925 запросов на получение визы.

Всего в 2018 году посольства и консульства стран-участников Шенгенского соглашения в Казахстане обработали 157 608 заявлений на получение визы, из которых 7 544 были отклонены (уровень отказов 4,8%).

Общие расходы граждан Казахстана на получение шенгенских виз в 2018 году при этом составили €9 456 480, из которых €452 640 были потрачены заявителями, которым в получении визы было отказано.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance