Чего добился Токаев в 2019 году

Знаковые события и изменения

Фото: РИА Новости / Сергей Мамонтов

В этом году впервые за годы независимости состоялся транзит власти. Второй президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев за краткий срок правления отметился значимыми действиями. Предлагаем вашему вниманию 10 главных дел главы РК.

Организовал последовательность государственного курса

Президент провел безболезненную передачу власти. Токаев продолжает реализовывать прежний государственный курс, при этом внося в него реформы. Первый президент РК Нурсултан Назарбаев поддерживает работу Токаева. Отрицая обвинения в двоевластии, аппарат президента держит под единоличным контролем все сферы деятельности в государстве. Второй президент Казахстана гарантирует преемственность власти и развивает новый этап в стране, построенный на диалоге с обществом и плюрализме мнений.

Проблема протестов

В 2019 году по многим странам прошли протестные настроения, что вылилось в общемировой тренд. Казахстанцы также последовали этой «моде». Однако Токаев отказался от силовой реакции, позволив гражданам своей страны «спустить пар». Президент заявил о  следующих формулах «разные мнения – единая нация» и «успешные экономические реформы невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны».  Он неоднократно высказывался о проходящих митингах и требовал освободить всех незаконно задержанных.

«Зачастую люди вынуждены обращаться к президенту вследствие "глухоты" и закрытости чиновников в центре и на местах», - заявил тогда президент.

Новые политические стандарты

Токаев реагировал на все события в стране. В первый же день взрывов в складе боеприпасов президент посетил Арысь и дал распоряжения по устранению последствий происшествия. Он следил за успехами отечественных спортсменов, ученых и культурных деятелей, поздравляя казахстанцев с их достижениями. Лидер страны оперативно давал оценку событиям, происходящих в стране (дело алматинских врачей, дело Баяндаровой и тд). Поменялся формат официальных событий, которые теперь более публичными и доступны для граждан республики. Был провозглашен принцип «слышащего государства», снимаются бюрократические проволочки, и граждане имеют возможность напрямую задавать вопросы к уполномоченным органам.

Защита основополагающих прав граждан

Глава РК обозначил комплекс мер, направленных на ужесточение уголовной ответственности за сексуальное насилие, скотокрадство, распространение наркотиков, вождение в состоянии алкогольного опьянения, браконьерство и посягательство на жизнь егерей. Мажилис парламента принял ряд важных поправок по данным направлениям.

Управляемость государственного аппарата

Токаев сохранил управляемость государственного аппарата и его исполнительскую дисциплину. Все ключевые установки и инициативы Главы государства реализуются: «открыто небо», проведена кредитная амнистия, в короткие сроки восстановлен Арысь (фактически перестроен). По резонансным случаям был освобожден от должности аким Тараза, наказано руководство министерства обороны, активизировано уголовное расследование по проекту LRT-Astana.

Международные позиции страны

На новом посту Токаев встретился с руководителями ключевых геополитических центров и стратегических партнеров страны – Китай, Россия, ЕС, ООН, страны Центральной Азии. Он совершил 6 зарубежных визитов (Россия, Германия, Китай, Узбекистан, Кыргызстан), встретился с 13 зарубежными лидерами и руководителями делегаций во время их визита в Казахстан, принял участие в 9 различных международных форумах и саммитах (ШОС, СВМДА, ЕАЭС, ГА ООН, СНГ, ОДКБ и др.), провел 38 телефонных переговоров с зарубежными лидерами. В общей сложности он провел более 70 встреч и переговоров с главами других государств, правительств, руководителями международных организаций, зарубежными политическими деятелями, руководителями бизнес-компаний, послами и др.

Кроме того, президент усилил работу внешнеполитического ведомства, произведя кадровую ротацию корпуса послов.

Социальная разрядка

Второй президент Казахстана объявил кредитную амнистию, которую получили многодетные матери, семьи с детьми-инвалидами, дети-сироты, семьи, потерявшие кормильца, всего – более 500 тысяч человек.

При этом введен запрет на предоставление займов гражданам с доходом ниже прожиточного минимума. Во-вторых, президент Токаев запретил заниматься проектом «Кокжайлау», который предполагал строительство горнолыжного курорта в одноименном урочище национального природного парка. Этот спор продолжался восемь лет между общественностью и властями.

В-третьих, со следующего года повысятся студенческие стипендии, заработная плата бюджетников – педагогов, сотрудников органов гражданской защиты и правоохранительного блока.

Доверие к государству

На базе президентского сайта открыта виртуальная приемная главы государства, в структуре Администрации президента создано подразделение по работе с обращениями населения, возглавляемое помощником лидера РК.

Ведется работа по отбору в президентский молодежный кадровый резерв и введен мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора, а также была дана установка на сокращение числа национальных компаний и расходов на имиджевые мероприятия.

Акимы и министры пришли в социальные сети, тем самым индексы открытости и доступности государственного аппарата значительно повысились. В самостоятельные направления госполитики выделены Агентство по делам государственной службы и Агентство по борьбе с коррупцией, образовано Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.

Введена персональная ответственность руководителей государственных органов, в том числе министров и акимов, в случае привлечения за коррупцию их подчиненных.

Национальный диалог

При инициативе Токаева создан Национальный совет общественного доверия, который ставит своей целью укрепление демократизации.

6 сентября в Нур-Султане прошло первое заседание Нацсовета, в его работе принял участие президент. В Нацсовет вошли 44 человека и три омбудсмена (по правам детей, по правам человека и по правам бизнеса), председателем является глава республики. Работа Нацсовета ведется по политическому, социальному и экономическому направлениям.

Новые подходы национальной идеологии

В следующем году на государственном уровне пройдет празднование 1150-летия аль-Фараби, 175-летия Абая и 750-летия Золотой Орды. Аэропорт города Семей назван в честь Абая, а воздушной гавани Атырау будет присвоено имя Хиуаз Доспановой – летчицы-казашки, принимавшей участие во Второй мировой войне. Кроме того, в отношении возвратившихся на родину соотечественников Глава государства поручил отказаться от слова «оралман» в пользу термина «кандас».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg