Перейти к основному содержанию

2770 просмотров

В Усть-Каменогорске после смерти пациентки судят анестезиолога

Женщина умерла на операции из-за разрыва легких

Фото: Shutterstock

В суде №2 Усть-Каменогорска идет разбирательство по уголовному делу в отношении анестезиолога-реаниматолога Восточно-Казахстанского областного многопрофильного Центра онкологии и хирургии. Доктора обвиняют в ненадлежащем выполнении профессиональных обязанностей, повлекших смерть пациентки. Жанат Жумекенева, которую положили на плановую операцию по удалению злокачественной опухоли яичника, погибла от баротравмы, полученной при проведении искусственной вентиляции легких.  

Трагедия в семье Жумекеневых произошла три года назад, когда врачи диагностировали у Жанат рак яичника. Супружеская пара вместе с сыном Айдаром проживали в Алматы, но прописаны были на прежнем месте жительства – в Усть-Каменогорске. Поэтому они приняли решение провести операцию по удалению опухоли в онкодиспансере Восточного Казахстана.

В конце мая 2016 года хирурги-онкологи Усть-Каменогорска провели операцию по удалению карциномы правового яичника Жанат. Из заключений экспертов следует, что через 40 минут после начала вмешательства врачи увидели, что на шее, лице пациентки появился отек.

Позже судмедэксперты сделали вывод, что легкие разорвались, тело раздувалось изнутри из-за нагнетаемого аппаратом ИВЛ воздуха. Через некоторое время остановилось сердце, которое реаниматологи не могли запустить более получаса. За это время в мозге произошли необратимые изменения и она впала в кому. Через месяц, 27 июня, Жанат умерла.

«В тот день, когда мамы не стало, в больнице кто-то из врачей подсунул мне на подпись какую-то бумагу на казахском языке. Сказали, подпишите, это просто формальность. Но я не настолько хорошо знаю язык, поэтому не подписал документ, отложил. Позже оказалось, что это отказ от патологоанатомического вскрытия по религиозным причинам. Безусловно, я бы никогда не стал это подписывать. Мало того, я сам настоял на вскрытии и проведении экспертизы, чтобы выяснить истинную причину смерти», – говорит сын погибшей Айдар Жумекенев.

Во время допроса в рамках расследования уголовного дела реаниматолог пояснила, что при консультации перед операцией осматривала пациентку и не рекомендовала ей общий наркоз с ИВЛ, предложив использовать эпидуральный наркоз (обезболивание инъекцией в область между позвонками на пояснице). Дело в том, что у женщины долгое время был сухой кашель, бронхит. Однако, судя по протоколу допроса врача, пациентка отказалась от эпидуральной анестезии и дала согласие на ИВЛ, о чем якобы подписала соответствующий документ. Именно на патологию легких ссылалась анестезиолог, объясняя такую реакцию организма (разрыв легких) на ИВЛ.

«Я юрист, и мама никогда ничего не подписывала без меня. Поэтому я не верю словам врача. Когда мы были в больнице, перед операцией хирург ей предложил ознакомиться с информированным согласием на проведение хирургической операции. Она подписала только его, я сфотографировал эту бумагу, фото у меня осталось. Когда же история болезни из больницы была направлена на экспертизу, в этом самом документе оказалось дописаны другой ручкой данные о согласии моей мамы на проведение общего наркоза. Считаю, что это подлог. Кроме того, когда я приходил забирать вещи в больницу, ко мне подошла врач-анестезиолог и предложила взять ее машину взамен на то, что я заберу заявление из полиции», – сказал во время судебного заседания Айдар Жумекенев.

Обвиняемая данный факт в суде опровергла.

Согласно выписке из протокола патологоанатомического исследования, «смерть наступила от постреанимационной болезни, явившейся осложнением баротравмы с разрывом ткани легких и развитием двухстороннего пневматоракса, возникших при проведении ИВЛ во время операции». Вскрытие показало, что никаких признаков заболеваний легких у женщины не выявлено. 

«Данная патология расценивается как ятрогения 1-й категории – патологический процесс, обусловленный неправильными медицинскими действиями, ставшими причиной летального исхода», – указывает кандидат медицинских наук, эксперт Патологоанатомического бюро ВКО Дарья Андросова.

Следствие по уголовному делу длилось более трех лет. За это время была проведена проверка больницы и две независимые экспертизы. По результатам проверки диспансера специалисты департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности ВКО пришли к выводу, что смерть пациентки была предотвратима, а жалобы сына в отношении врачей обоснованы. По мнению экспертов, врачи должны были через пять минут после остановки сердца провести торакотомию и начать прямой массаж сердца. Однако это было сделано только через 15 минут. За это время мозг умер.

Согласно данным прокурора Мираса Алтыбаева, врачу предъявлено обвинение по части 3 статьи 317 УК РК «Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей, повлекших смерть». Наказание предусматривает по данной статье тюремный срок до пяти лет с лишением права заниматься определенной деятельностью в течение трех лет. Кроме того, потерпевший Айдар Жумекенев подал гражданский иск о взыскании морального вреда в размере 20 млн тенге.

Во время заседания свою вину врач не признала и намерена доказать это в суде. Судебные заседания длятся уже три месяца. 
 

banner_wsj.gif

78 просмотров

Когда и как казахстанцы смогут использовать застрявшие у туроператоров деньги

Долг турфирм перед клиентами составляет 4,6 млрд тенге

Фото: Shutterstock

Казахстанцы вложили 4,6 млрд тенге в качестве депозитов и предоплат в зарубежные туры, сообщает Национальная палата предпринимателей «Атамекен». Из-за коронавирусной пандемии реализация всех этих туров под вопросом. 

Где «застряли» деньги 

Для того чтобы организовать путешествия своих клиентов, турагентства, являясь посредниками, привлекают партнеров – туроператоров, авиакомпании, отели. Поэтому деньги, полученные от клиента за тур, они сразу переводят своим контрагентам. Так, сумма оплаченных средств на депозиты авиакомпаниям, по данным «Атамекен», составила 1,9 млрд тенге, в отели – 2,7 млрд тенге. Каждый из партнеров имеет свои правила и условия работы, в том числ, условия возврата денег. И большинство из них не могут произвести возврат платежей сейчас, так как их деятельность тоже остановлена из-за эпидемии.  

Кроме того, сами турфирмы выполнили часть работы по организации тура – поиск и подбор турпродукта, бронирование и оплату, и имеют право на покрытие своих фактических затрат. Есть также комиссии за банковские переводы, потери на курсовой разнице и прочие невосполнимые расходы. Поэтому при отмене ранее забронированных туров вернуть всю сумму и сразу клиент не сможет.  

«Когда идет односторонний отказ от договора на реализацию поездки, в соответствии с законом, у турагента возникает возможность удержать фактически понесенные расходы на организацию поездки. Если человек хочет вернуть деньги обратно, полностью деньги он не получит», – комментирует ситуацию директор казахстанской туристической ассоциации (КТА) Рашида Шайкенова.

Что касается частичного возврата денежных средств, он возможен только после расчета фактических затрат и получения возвратов от зарубежных партнеров. При этом расчет будет производиться по курсу, действовавшему на день оплаты тура. 

«В данное время возможностей по возвращению денег у рынка нет. Агент является посредником между туроператором и потребителем. Поэтому у турагентства есть необходимость сразу передавать деньги казахстанскому туроператору, а у казахстанского туроператора – зарубежному контрагенту. Это процесс достаточно долгий. И эта цепочка в части возвратов должна заработать», – продолжает Шайкенова.  

Сколько зарабатывают туркомпании 

По данным «Атамекена», в Казахстане действуют около 60 туроператоров, 2 тыс. турагентств, 3,6 тыс. отелей и прочих мест размещения. В туристической отрасли работает более 80 тыс. человек, около 90% из которых – женщины. Средняя заработная плата в сфере туристских услуг составляет 100 тыс. тенге, в сфере услуг проживания – 124 тыс. тенге, в сфере санаторно-курортных услуг – 90 тыс.тенге. 
 
Деятельность туроператоров и турагентов РК является низкомаржинальной и предполагает лишь комиссию или в части перевозок сервисные сборы за оформление авиа- и ж/д билетов. Комиссия турагентства может составлять 5-7% от стоимости тура, а сервисные сборы за авиабилеты так и вовсе фиксированы – от 500 тг до нескольких тысяч тенге. Вся остальная сумма, которую клиент передает турагентству в счет оплаты будущего путешествия, – стоимость авиабилетов и туров является денежными средствами авиакомпаний, отелей и зарубежных туроператоров.  

Сейчас деятельность всех туристических фирм приостановлена, а большинство сотрудников отправлены в неоплачиваемый отпуск.  Туризм стал одной из первых отраслей, которая почувствовала на себе негативное влияние пандемии. «Туристский рынок работает с очень чутким барометром – потребительским спросом, который быстро реагирует на все происходящее», – говорит Шайкенова. И подобного удара, по словам эксперта, в развитии туризма еще не было. 

Как вернуть свой отдых  

Для минимизации своих потерь вместо отмены тура клиенты турагентств могут изменить сроки путешествия. Это самое прагматичное решение в сложившейся ситуации. Оно позволит реализовать планы на отдых и не потерять в деньгах – проделанная турфирмами работа не пропадет, а тур будет перебронирован на новые даты по «старому» курсу – тому, который действовал на момент оплаты.  

«Никто не станет манипулировать доверием своих потребителей и изыскивать способы наживаться на этом. Все наши партнеры готовы перебронировать туры без штрафов. Также никто из зарубежных партнеров не ставит вопрос о пересчете стоимости тура по новому курсу. Вы видите девальвацию, очень сильно вырос курс. Но те, кто уже оплатил, смогут получить свой отдых по старой цене», – уверяет Рашида Шайкенова и советует в качестве новых дат поездки рассмотреть вторую половину 2020 года. 

Кроме сроков путешествия туристы могут изменить направление тура или состав туристов. Но это будет уже новый тур, и, с большой вероятностью, потребуется доплата. 

На изменение, как и на отмену тура, нужно время – турагентство не подтвердит его клиенту в день обращения, т.к. все детали необходимо согласовать с партнерами по цепочке. Многие турфирмы сообщают, что порядок возврата и изменения туров будет определен только после снятия ограничительных мер ЧП.  

Добросовестные турфирмы не хотят портить отношения с клиентами и терять их доверие: многие туроператоры и турагентства в сложившихся условиях работают в дежурном режиме, несмотря на отсутствие доходов, способных покрыть их операционные издержки. Представители отрасли отмечают: чтобы механизм возвратов заработал исправно и как можно быстрее, нужны понимание и поддержка со стороны потребителей:

«Без вашей поддержки отрасль может просто не выдержать этого масштабного бедствия. Туристский рынок не виноват в том, что такое случилось. Бизнесу, особенно малому, сегодня очень тяжело.  Если все мы кинемся сейчас возвращать деньги за туры, вопрос фактического банкротства игроков рынка, к сожалению, встанет реально. Лучше проявить терпимость, дождаться, когда мы, наконец, выйдем из карантина. И тогда у туристов появится возможность получить деньги или перенести свои поездки», – обращается ко всем клиентам туротрасли Рашида Шайкенова. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif