Перейти к основному содержанию

1656 просмотров

В Шымкенте водители автобусов не вышли на маршруты

Им задерживают зарплату

Фото: Shutterstock

Около 40 водителей трех автобусных маршрутов Шымкента отказались выходить на работу 20 ноября из-за задержки заработной платы.

Работники автобусного парка «Шымкент» компании Shymkent BUS рассказали журналистам, что заработную плату им не выплачивают с сентября. До этого вместо обещанных 180 тыс. тенге в месяц платили по 50-60 тыс. тенге. Кроме того, некоторые не смогли оформить кредиты в банках, так как, по словам водителей, даже пенсионные отчисления не делались.

Директор ТОО «Управляющая компания ShymkentBUS» Еликбай Токбергенов рассказал «Курсиву», что за сентябрь водители и контролеры получили заработную плату полностью.

«Мы сначала выплачиваем заработную плату, затем налоги. Поэтому пенсионные отчисления приходят чуть позже. За сентябрь выплатили водителям по 130 тыс. тенге. За октябрь пока не выплачивали, но это не повод устраивать забастовку. Сегодня большинство водителей, которые получают зарплату на карточки, спокойно вышли на линии и работают. А забастовали, скажем так, проблемные работники, у которых кредиты, алименты, кто хочет получать наличкой», – сказал он. 

По словам Еликбая Токбергенова, в недавнем предпринимателя, владельца компании-пассажироперевозчика, предприятию нужны субсидии: «Иначе мы не выживем, я с самого начала этого говорил. Потому что 80% маршрутов себя не оправдывают, солярку едва окупают. А еще заработная плата водителям, налоги. Тариф на проезд в Шымкенте низкий – 70 тенге». 

«С октября хотим ввести бонусную систему. Будем мотивировать водителей к нормальной работе без ДТП, хамства и прочих нарушений. Это будет базовая ставка и бонусы. До этого все получали одинаково – и те, кто хорошо работал, и те, кто плохо. Обоснованием для штрафов станут докладные, которые будут писать начальники колон, механики, диспетчеры, начальники эксплуатации. Такую бонусную систему я видел в Актобе, она очень хорошо работает», – считает он.

По словам директора автопарка, весь невыход на работу водителей состоялся из-за того, что в Шымкенте много компаний-перевозчиков.

«У людей есть выбор, если их не устроит работа у нас, они могут спокойно пойти работать в другой компании», – рассказал он.

Итогом встречи водителей, руководства автопарка, представителей акимата и управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог стало обещание, что с 2020 года компании, возможно, начнут выплачивать субсидии. Водители приступили к своим должностным обязанностям.

2546 просмотров

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif