Перейти к основному содержанию

659 просмотров

В Казахстане накоплено 170 млн кубометров радиоактивных отходов

По словам Дариги Назарбаевой, деньги, которые тратятся на здравоохранение, обессмысливаются

Фото: Shutterstock.com

Спикер сената Дарига Назарбаева в ходе «правчаса» сообщила, что в стране накоплено большое количество радиоактивных отходов, что является угрозой для окружающей среды и причиняет вред здоровью людей. 

«170 миллионов кубометров радиоактивных отходов накоплено в Казахстане. Это то, что не просто загрязняет почву и атмосферу, это то, что нас убивает», – сказала Назарбаева

Много захоронений, отходов, с ее слов, вблизи городов республиканского значения, где проживает более одного миллиона человек. При этом она отметила, что те средства, которые выделяются на здравоохранение, в этом свете теряют смысл. 

«Мы можем тратить огромные деньги на развитие здравоохранения и бороться за продолжительность жизни, за ее увеличение, но другой рукой мы, получается, себя убиваем. И деньги, которые мы сегодня тратим на здравоохранение, они совершенно обессмысливаются, а расходы немалые и с каждым годом растут. Я хочу сказать, что все взаимосвязано», – пояснила спикер. 

Ранее министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев сообщил, что хранилище ураносодержащих отходов «Кошкар-Ата» является серьезной экологической проблемой Прикаспийского региона. Общая площадь размещённых отходов составляет 66 кв. км. Всего размещено 105 млн тонн токсичных и радиоактивных отходов.

Также, по его словам, в стране накоплен 31 млрд тонн промышленных отходов. Это в основном техногенно-минеральные образования, включая вскрышную породу и золошлаки, а также отходы обрабатывающей промышленности. Об этом Магзум Мирзагалиев сообщил сегодня, в ходе «правчаса», в сенате.

Основная доля промышленных отходов приходится на горнорудные предприятия. Они образуют постоянно растущие отвалы и хранилища по всей территории страны. По данным МИИР, на сегодня в Государственном кадастре ТМО зарегистрировано 1,5 тыс. объектов.

К числу опасных промышленных отходов также относятся отходы нефтяного производства (буровой шлам, нефтешламы, замазученный грунт и др.). Ежегодно образуется около 800 тыс. тонн отходов нефтяного производства, из них перерабатывается около 500 тыс. тонн. К примеру, в Атырауской области доля переработки нефтесодержащих отходов в 2018 году составила 75%, в Мангистауской – 70%, Кызылординской – 40,2% и Западно-Казахстанской – 33,1%. 

Одной из острых проблем в вопросах обращения с промышленными отходами являются, по оценке министра, также стойкие органические загрязнители (СОЗ). По итогам 2018 года в стране с советских времен накоплен колоссальный объем СОЗ-содержащих отходов. 40,3 тысячи штук ПХД-содержащие масла трансформаторы и конденсаторы,82,6 тонны и 4 100 литров устаревших запрещенных, непригодных к использованию пестицидов, 3,7 тыс.тонны захороненных пестицидов, 13,5 тыс. штук тары от пестицидов. При этом производство СОЗ в стране отсутствует.

326 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций