Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Тарифы для жителей Мангистауской области останутся прежними

Повышение ожидается только для юридических лиц

Фото: Shutterstock.com

В Мангистауской области тарифы для жителей останутся прежними. В Актау прошло заседание рабочей группы с участием представителей общественности, ТОО «МАЭК-Казатомпром», областного департамента комитета по регулированию естественных монополий и областного акимата. 

«Заместитель акима области нам сказал о решении о том, что повышения тарифов для населения области в 2020 году не будет. Тогда у нас возник вопрос – а для чего тогда проводить общественные слушания, после чего выяснилось, что повышение тарифов будет для юридических лиц. Но мы же понимаем, что юрлица спокойно положат эти затраты от увеличенных тарифов в цену товаров и услуг, и все равно будет страдать потребитель», - рассказала «Kursiv.kz» руководитель ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» Никар Рафикова

На сколько увеличатся тарифы на воду и тепловую энергию для юридических лиц пока неизвестно - областной департамент комитета по регулированию естественных монополий пока не утвердил их. 

«Мы подаем средний тариф на рассмотрение в антимонопольный комитет, и он уже делает дифференциацию как для населения, так и для юридических лиц. Но тарифы пока не утверждены», - рассказали в ТОО «МАЭК-Казатомпром». 

На общественных слушаниях вновь подняли вопрос о преждевременности повышения тарифов даже для юридических лиц на тепло и три вида воды. 

«Мы считаем, что без решения о выводе затрат на содержание БН-350 (реактор- прим.Курсив) из тарифа на производство электроэнергии, рассматривать вопросы по другим ресурсам нельзя. Потому что в этом тарифе незаконные затраты, соответственно они будут также незаконны и в тарифах на производство воды и тепла», - добавила Никар Рафикова. 

Актаусцы также поинтересовались у представителей монополиста о причинах самого высокого по стране тарифа на электроэнергию. 

«В Атырау, к примеру, газ продает ТШО, и он стоит 7 200 тенге, а у нас 16 826 тенге – нам его продает АО «КазТрансГазАймак». Эта компания  нам устанавливает цену на транспортировку, а в Атырау - антимонопольный орган», - объяснил заместитель руководителя ТОО «МАЭК-Казатомпром» Кыдырбай Касымбеков.

Напомним, в сентябре нынешнего года ТОО «МАЭК-Казатомпром» на общественных слушаниях в Актау заявил о необходимости повышения тарифов на производство тепловой энергии на 63%, на питьевую воду - на 35%, на техническую воду - на 174%, на горячую воду - на 45%. В случае повышения жители были готовы выйти на общегородской митинг.

678 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций