Сколько стоит проехать на фуре по Нур-Султану

В столице на системной основе брали взятки в 50 тыс. тенге с каждого водителя фуры

Фото: Аскар Ахметуллин

Более 90 сотрудников органов транспортного контроля привлечены в январе-сентябре к дисциплинарной ответственности, сообщил заместитель председателя комитета транспорта министерства индустрии и инфраструктурного развития Данияр Коспабаев.

«Что касается проводимой работы по выявлению (коррупционных правонарушений), нами выявляются факты предпосылок коррупционных рисков. По итогам девяти месяцев 92 работника органов транспортного контроля привлечены к дисциплинарной ответственности, девять руководителей территориальных подразделений привлечены к ответственности вплоть до несоответствия занимаемой должности. Два из них – по представлению Антикоррупционной службы», – сказал он на брифинге 7 ноября.

По его словам, сейчас на согласовании в госорганах находятся все соответствующие регламенты и стандарты.

«Они приведены в соответствие с требованиями законодательства. При этом у нас в комитете создан проектный офис, в рамках которого изучаются не только коррупционные риски, но полностью деятельность транспортного контроля и комитета транспорта», – сказал Коспабаев.

Вместе с тем, согласно статистическим данным за период с 2017 по текущий период 2019 года, в производстве Антикоррупционной службы находилось 110 досудебных расследований по фактам коррупционных правонарушений в данной сфере.

Старший следователь первого департамента агентства РК по противодействию коррупции Данияр Бигайдаров сообщил, что производством окончено 99 уголовных дел в сфере транспорта, в суд направлено около 70 дел, 11 дел находится в производстве.

«Антикоррупционной службой по городу Нур-Султан на прошлой неделе производством окончено досудебное расследование в отношении должностных лиц инспекции транспортного контроля по городу Нур-Султан по фактам получения взяток на системной основе (по 50 тыс. тенге в месяц за единицу техники) за общее покровительство и беспрепятственное передвижение крупногабаритного автотранспорта на территории города Нур-Султан», – сказал он.

По фактам взяточничества за пропуск транспортных средств без специального разрешения и непривлечение к административной ответственности по статье 593 части 3 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены штрафы в размере от 200 до 1000 месячных расчетных показателей.

При наличии превышения по габаритам, массе и (или) осевым нагрузкам над допустимыми параметрами для транспортировки крупногабаритного товара требуется специальное разрешение (Правила организации и осуществления перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Республики Казахстан, утвержденных приказом министерства индустрии и развития РК от 27.02.2015 г. № 206), которое выдается территориальными органами комитета транспорта через центры обслуживания населения в течение 5 дней (приказ МИР РК от 26.03.2015 г. №342 «Об утверждении допустимых параметров автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам РК»).

Проверка наличия данного разрешения осуществляется наряду с другими документами (свидетельства о регистрации, соответствие маршрута следования и другие) в ходе транспортного контроля (Правила организации работы постов транспортного контроля на территории РК от 13.08.2010 года  № 362), производится должностным лицом инспекции с использованием специальных автоматизированных измерительных средств, установленных на передвижных и стационарных постах (фото-, видеосъемка с фиксацией вида, марки, госзнака, веса и (или) габаритов, скорости движения).

Вместе с тем имеются и факты взяточничества при предоставлении государственных услуг в данной сфере.

Так, в августе месяце приговором суда №2 города Тараза к штрафу в сумме 1,6 млн тенге за взяточничество осужден руководитель отдела государственных услуг и организационно-контрольной работы ГУ «Инспекция транспортного контроля по Жамбылской области» Кайнарбаев С.К.  Он подозревался в неоднократном получении взятки от представителей субъектов предпринимательства за выдачу специального разрешения на проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по территории Республики Казахстан.

Осужденные лица пожизненно лишены права занимать должности на госслужбе.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Нур-Султан, Алматы и Шымкент – города для пешеходов

Как развивается это направление урбанистики в трех миллионниках РК

Фото: Мадияр Таншолпан

В эру COVID-19 политика «город для пешеходов» получила новый всплеск по всему миру. Как развивается это направление в трех миллионниках РК – читайте в обзоре «Курсива».

Из-за пандемии улицы городов от Парижа до Боготы стали частично или полностью пешеходными и велосипедными, чтобы обеспечить социальное дистанцирование среди населения. Эти меры планировались как временные, но сейчас преобразования становятся постоянными и даже получили свое название – Slow street (Медленная улица). Новое веяние не обошло стороной и Алматы – аким города Бакытжан Сагинтаев еще месяц назад сообщил о пилотном проекте по созданию в Алматы временных пешеходных зон в период пандемии. Но только после стабилизации эпидемиологической обстановки. 

Журналисты «Курсива» прогулялись по улицам Нур-Султана, Алматы и Шымкента и посмотрели, какие планы прошлых лет по организации пешеходных улиц удалось реализовать градоначальникам.

Нур-Султан

Столицу от других казахстанских мегаполисов отличает суровый климат, возможно, именно по этой причине в Нур-Султане пока лишь одна пешеходная улица – бульвар Нурлы жол от Дома министерств до Парка влюбленных, расположенного напротив торгового центра «Хан Шатыр». Но год назад в Нур-Султане разработали программу благоустройства на пять лет, включающую развитие пяти полицентров: в районе старой площади (1,6 га); в районе улицы Бейбитшилик (2 км) и проспекта Богенбай батыра (2,1 км); в районе ТЦ «Евразия» (15 км); улицы Косшыгулулы (1,65 км); в районе улиц Азербаева, Кошкарбаева и Жургенова (4,1 км). Общая протяженность пешеходных улиц на первом этапе благоустройства составит 27 км. Во сколько обойдутся преобразования столичному бюджету, в акимате сказать затруднились, сославшись на отсутствие проектно-сметной документации (ПСД).

Что касается ближайших преобразований, то они затронут улицу Ж. Омарова от проспекта Республики до Казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева. В этом году благоустроят участок от дворца «Жастар» до улицы Ауэзова и реконструируют существующий фонтан – улица уже перегорожена для ремонтных работ.

IMG_8424.JPGФото: Аскар Ахметуллин

В следующем году займутся отрезком от улицы Ауэзова до улицы Бейбитшилик. Если все пойдет по плану, в 2021 году около дворца «Жастар» появится городское пространство для пешеходов без доступа автотранспорта. Вокруг монумента «Дружба народов» сделают фонтанный комплекс, от которого будет течь ручей, замыкающийся сухим фонтаном. Вдоль ручья расположат водные аттракционы. Еще один сухой фонтан сделают возле Казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева. Кроме фонтанов пространство обустроят малыми архитектурными формами и инсталляциями. Здесь появится велодорожка, теневые навесы, игровые зоны, детские площадки и общественный туалет. На реконструкцию улицы Омарова выделено 3,8 млрд тенге. 

Алматы

Самым пешеходным городом в стране остается Алматы, хотя целостной концепции пока не получилось – пешеходные зоны фрагментарно раскиданы по историческому центру города. 

Масштабная реконструкция улиц по проекту Яна Гейла началась в южной столице в 2017 году. За 2017–2018 годы из местного бюджета, согласно отчету управления строительства города Алматы, было потрачено 16,3 млрд тенге. 

Преобразование в прогулочный бульвар улицы Панфилова от Жибек жолы до Кабанбай батыра обошлось бюджету в 2,1 млрд тенге. Здесь сделали освещение, установили сухие фонтаны, скамейки, скульптуры и детские площадки. Еще 1,9 млрд тенге потратили на модернизацию пешеходного отрезка улицы Жибек жолы. Около 1,3 млрд тенге ушло на фонтаны, скамейки и зеленые насаждения в районе площади Астана. А на преобразование в «полупешеходные» Кабанбай батыра и Гоголя – еще по 1,1 млрд тенге. На освещение, тротуарную плитку, арыки, новые указатели и озеленение проспекта Назарбаева в 2018 году потратили 4,9 млрд тенге, но пешеходным он не стал. Остальные деньги ушли на реконструкцию променадной части проспекта Абая: здесь улучшили прогулочные зоны, расширили арыки и установили фонтаны разных типов.

Жибек жолы между Сейфуллина и Желтоксан_2.jpgФото: Офелия Жакаева

В 2019 году городская администрация задумала соединить существующие и планируемые пешеходные зоны вокруг исторического центра города малым пешеходным кольцом длиной 18 км. Маршрут должен был пройти по Абая, набережной реки Есентай, Толе би и Достык. Кроме этого планировали сделать прогулочной набережную реки Есентай выше Аль-Фараби, набережную Малой Алматинки, продлить пешеходную Жибек жолы до Сейфуллина, преобразовать улицу К. Байсеитовой в районе Главпочтамта и переоборудовать площадь перед Центральным парком культуры и отдыха.

Прогулявшись в минувшие выходные по центру города, мы убедились, что пешеходное кольцо пока так и осталось в планах, как и променад вдоль Малой Алматинки. 

Набережную реки Есентай реконструировали лишь выше Аль-Фараби – здесь на отрезке 2 км установили габионы, мосты и спуски к реке, сделали прогулочную дорожку с лавочками, урнами, беседками и детскими площадками. 

Жибек жолы, действительно, удлинили до Сейфуллина. Но часть улицы от Абылай хана до проспекта Желтоксан пешеходной так и не стала, там по-прежнему автопарковка.
 
Улицу Байсеитовой между Богенбай батыра и Кабанбай батыра реконструировали – сейчас там уютное тенистое место для прогулок с детской и спортивной площадками.

На площади перед Центральным парком культуры и отдыха появился сухой фонтан – им заменили фонтан-чашу, установленный 15 лет назад и уже начавший крошиться. 

О дальнейших планах в акимате и управлении городского планирования и урбанистики не рассказали, сообщив лишь, что «все вопросы отложены до конца карантина».

Шымкент

Шымкент стал пешеходным в 2018 году. За год в городе реконструировали для пешеходов три улицы – Бекет батыра, Бейбитшилик и набережную реки Кошкар-ата. 

Самую первую пешеходную зону протяженностью в один километр открыли в мае 2018 года на улице Бекет батыра. На местном «Арбате» установили скамейки, освещение, высадили 700 саженцев и 1 тыс. роз. Деньги в размере 800 млн тенге выделили из бюджета города на содержание парков, и какая доля из них ушла на реконструкцию улицы – выяснить не удалось.

В том же году, спустя пару месяцев, открыли второй променад – вдоль набережной реки Кошкар-ата. Правда, набережная никогда и не была автомобильной – сюда выходят задние дворы частного сектора, и раньше местные жители просто сваливали здесь мусор. 

Следующие четыре месяца ушли на реконструкцию улицы Бейбитшилик – к 1 декабря 2018 года она стала полностью пешеходной, проезд для автомобилей закрыли. На ее преобразование из бюджета ушло почти 600 млн тенге. За эти деньги на улице длиной 430 метров и шириной 35 метров установили семь фонтанов, 90 скамеек, 12 архитектурных форм и около 100 крупных и малых светильников, да еще разместили над головами пешеходов 12 светящихся по вечерам ангелов. Улица быстро стала популярной среди горожан – сюда приезжают погулять местные жители со всех районов города и привозят гостей. Недовольны остались только некоторые владельцы квартир на шымкентском «Арбате» – по их мнению, по вечерам там стало слишком светло и шумно.

В том же 2018 году были озвучены планы о преобразовании в пешеходную улицы Аскарова, параллельной променаду по Бейбитшилик. Но проект четвертого «Арбата» в Шымкенте пока так и не реализован. В новых планах акимата – организовать этнотуристический центр по улице Айтеке би от площади Ордабасы до старого автовокзала. Преобразования подразумевают снос жилых и коммерческих объектов, но проектно-сметная документация пока не разработана и, соответственно, о стоимости задумки говорить рано.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg