Перейти к основному содержанию

414 просмотров

Расследование в отношении экс-начальника службы спецпрокуроров Кексель прекращено

Дело прекратили за отсутствием состава преступления

Фото из открытых источников

Расследование дела в отношении бывшего начальника службы спецпрокуроров Генпрокуратуры Казахстана Олеси Кексель прекращено, сообщил депутат сената Кайрат Кожамжаров, передает Интерфакс-Казахстан.

«В субботу ей сообщили, что дело прекращено за отсутствием состава. Я знаю лично Кексель, следователь позвонил и сказал, что в связи с тем, что отсутствует состав преступления, дело было прекращено», – сказал Кожамжаров журналистам в кулуарах сената парламента в четверг.

Однако он предположил, что дело могут пересмотреть в связи с тем, что оно получило широкий резонанс. 

Олеся Кексель известна тем, что руководила следственными группами по резонансным уголовным делам премьер-министра РК Серика Ахметова, министров национальной экономики и здравоохранения РК Куандыка Бишимбаева и Жаксылыка Доскалиева. С должности начальника Службы специальных прокуроров Генеральной прокуратуры РК она ушла в мае 2019 года. 

Кексель занимала упомянутую должность с января 2018 года, до этого была заместителем руководителя следственного департамента Национального бюро по противодействию коррупции.

Напомним, 15 ноября в городском суде Сарани состоялись предварительные слушания по уголовному делу, фигурантами которого являются вице-министр энергетики Анатолий Шкарупа, бывший председатель правления АО «Фонд развития ЖКХ» Кайсар Байдалы и директор ТОО ENERCO Ерлан Набиев. По версии следствия, они похитили деньги, выделенные на приобретение и установку приборов учета тепла в Сарани Карагандинской области. При отсутствии теплотрассы и центральной котельной фонд незаконно перечислил в ТОО ENERCO свыше 215 млн тенге. 

Новую котельную стоимостью 5 млрд тенге в Сарани начали строить в 2013 году. Срок введения в эксплуатацию был намечен на 2015 год. Однако из-за громкого коррупционного скандала, в котором были замешаны экс-руководитель управления строительства Карагандинской области Темиргали Дюсенбаев и директор ТОО «Павлодарский котельный завод» Тимур Данияров, ее до сих пор недостроили. 

Помимо счетчиков тепла, неподключенными к системе теплоснабжения остаются 2 км теплосетей большого диаметра и центральный тепловой пункт. 61 км труб был принят в эксплуатацию посредством подключения к 20 локальным котельным. В общей сложности новая инфраструктура обошлась бюджету в 5 млрд тенге.

Ранее газета «Время» написала со ссылкой на адвоката Хамиду Айткалиеву, которая участвует в судебном процессе по делу бывшего вице-министра энергетики Анатолия Шкарупы, что Кексель, а также прокурор Бауржан Габбасов «подозреваются по ч.1 ст.146 УК (умышленное причинение физических и (или) психических страданий, совершенное следователем, лицом, осуществляющим дознание, или иным должностным лицом либо другим лицом с их подстрекательства либо с их ведома или молчаливого согласия, с целью получить от пытаемого или другого лица сведения или признания)».

Расследование начато по заявлению предпринимателя Ерлана Набиева, проходящего по делу бывшего вице-министра энергетики Казахстана Шкарупы.

1 просмотр

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций