Перейти к основному содержанию

3079 просмотров

Предложения по возможности использования пенсионных денег выработают до конца года

В первой половине 2020 года соответствующие изменения внесут в концепцию развития пенсионной системы

Фото: Аскар Ахметуллин

Предложения по возможному использованию собственных пенсионных накоплений казахстанцами, а также по перераспределению налоговых и социальных платежей, будут представлены до конца текущего года, сообщил вице-министр труда и социальной защиты населения Акмади Сарбасов.

«Насчет возможного перераспределения налоговых и социальных платежей и возможности (использования пенсионных средств гражданами), это все обсуждается. Я думаю, до конца текущего года какие-то решения будут уже известны… в том числе в части реформирования пенсионной системы. Президент поставил такую задачу, чтобы мы в течение первого полугодия внесли соответствующие изменения в нашу действующую концепцию пенсионной системы до 2030 года», - сказал он на втором форуме стратегических инициатив 20 ноября.

Сарбасов отметил, что реформа пенсионной системы ведется с 1998 года, то есть на сегодняшний день ей 21 год.

«Это достаточно молодой возраст. По мнению экспертов, нужно 40 лет жизненного цикла трудовой деятельности, чтобы понять насколько она(реформа) эффективна, но, тем не менее, мы понимаем, что с учетом сворачивания солидарной системы вопросы по замещению дохода, причем не только по минимальной достаточности, которую рекомендуют международные организации труда, – 40%, они нереализуемы», - сказал он.

Поэтому, по его словам, в 2014 году правительство и президент приняли концепцию развития пенсионной системы до 2030 года.

«И было предложено 5%, которые пока приостановлены… Что касается рабочей группы, то сейчас обсуждается использование средств по жилью. Президент поставил такую задачу. Есть много вариантов. Вариантов использования имеющихся средств, которые бы позволяли безболезненно изъять их, достаточно. С учетом обеспечения главной цели пенсионной системы – обеспечение доходов нашим пенсионерам по достижении пенсионного возраста», - сказал Сарбасов.

2522 просмотра

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif