Перейти к основному содержанию

414 просмотров

Новые подробности о гибели ребенка на батуте рассказали в суде Караганды

Несчастный случай можно было предотвратить

Фото: Shutterstock

В Казыбекбийском районном суде Караганды озвучили обвинительный акт по делу о перевернувшемся в парке батуте, передает Kursiv.kz. 

Как оказалось, подсудимые установили надувное сооружение незаконно. Более того, они не имели права заниматься предпринимательской деятельностью, так как не были зарегистрированы в налоговых органах. Однако, несмотря на это, в апреле этого года чета подсудимых от имени знакомого обратилась в КГП «Управление парками культуры, отдыха и скверами» с соответствующим заявлением.

Согласно версии следствия, установку батута без разрешения супруги Такишевы начали в 10:00 25 мая. В этот день все школьники праздновали последний учебный день и людей в парке было много. При установке батута подсудимые изначально выбрали неудачное место. Они расположили его в опасной близости с аттракционом Mix, администратор которого несколько раз делал по этому поводу замечания. Получив отказ, он обратился в администрацию парка. Однако звонок серьезных действий не повлек: администрация лишь устно потребовала от подсудимых убрать батут. Супруги Такишевы проигнорировали и это замечание. 

«Примерно в 17:00 этого же дня ненадлежащим образом закрепленный батут ввиду сильного ветра опрокинулся. В результате чего с опасной высоты сорвался и упал на землю несовершеннолетний Рудаков, 2007 года рождения. А сам надувной батут при опрокидывании снес рядом стоящую металлическую кассу аттракциона Mix, который своим весом придавил стоящего в очереди несовершеннолетнего Аманкулова, 2004 года рождения», – зачитал обвинительный акт прокурор Куаныш Жексенбаев.

Также в результате опрокидывания батута различные телесные повреждения получили находящиеся на нем дети – Садыкулов, 2007 года рождения, и Комекова, 2012 года рождения. Они вместе с пострадавшим Аманкуловым были госпитализированы в медицинские учреждения. Рудаков от полученных сочетанных травм головы погиб практически мгновенно.
  
По данным судебно-технологической экспертизы, батут, установленный подсудимыми, был закреплен некачественно. Несмотря на наличие у надувного полотна 26 петель для крепежа тросами, фактически подсудимые закрепили только десять из них. Но не тросами, а металлическими самодельными колышками. 

«Крепление батута было привязано за кусты и деревья, не предназначенных для фиксации оборудования. А задняя часть батута соприкасалась с ограждением аттракциона Mix, что недопустимо по инструкции. Не имелись такие приспособления, как подстилки, маты, сетки, тенты, необходимые для безопасного приземления при падении человека за периметром батута. Согласно техническому регламенту Евразийского экономического союза по безопасности аттракционов, при отсутствии технических и правоустанавливающих документов эксплуатация надувного батута запрещается. Тем самым преступные действия, совершенные подсудимыми, повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью двум и более лицам, а также смерть человека», – резюмировал гособвинитель.

Также прокурор подчеркнул, что полностью поддерживает предъявленное подсудимым Ерлану и Алие Такишевым обвинение по части 3 статьи 306 УК РК «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья малолетних потребителей, повлекшие по неосторожности смерть человека».

Подсудимый Ерлан Такишев свою вину в суде признал лишь частично. Алия Такишева вину отрицает. Они отказались от процессуального соглашения. Судебные разбирательства продолжаются.

Напомним, 25 мая в Центральном парке культуры и отдыха Караганды штормовой ветер опрокинул батут, с которого упали дети. В результате ЧП погиб 12-летний Борис Рудаков. Еще трое детей были госпитализированы. По данному факту в отношении владельца батута было возбуждено уголовное дело. Как выяснилось позже, владельцами батута оказались бывший сотрудник службы ЧС и его супруга.

733 просмотра

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций