Перейти к основному содержанию

1150 просмотров

Названа предварительная причина отключения электричества в Нур-Султане

На подстанции в столице горело 70 метров кабеля

Фото: Shutterstock

Предварительная причина массового отключения электричества в новом административном центре – замыкание на подстанции «Левобережная», сообщил 11 ноября руководитель управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства акимата Ернат Базил.

«Пожар был крупным, горело около 60-70 метров кабеля, свыше 40 кабеля, который был в пластиковой трубке. Скорее всего, он очень долго  тлел. Нашли источник пожара около 4 часов утра 10 ноября, причиной возгорания, скорее всего, стало замыкание – это предварительная причина пожара», – сказал Базил на пресс-конференции.

Спикер подчеркнул, что акимат сам является стороной, пострадавшей от пожара на подстанции: по его словам, градоуправление само хочет взыскать с виновного в пользу своего энергетического казенного предприятия средства за нанесенный ущерб.

«Мы не хотим прятать следы, мы наряду с жителями пострадали. Сгорели наши линии, за которые мы заплатили деньги. Пострадало наше имущество, которым мы снабжаем жителей», – заявил руководитель управления.

Он подчеркнул, что окончательная причина будет названа в официальном заключении комиссии, которая сформирована правительством по поручению президента Касым-Жомарта Токаева. Ранее в МВД сообщили, что по факту аварии возбуждено уголовное дело.

Одновременно аким Нур-Султана, по словам Базила, дал поручение премировать работников, которые участвовали в ликвидации последствий блэкаута, который случился в ночь с 9 на 10 ноября.

«Это 16 человек, которые работали полтора суток, день и ночь: ночью у нас было почти минус 18, люди работали несмотря ни на что. Была в первую очередь установка – подключить многоквартирные комплексы», –сказал руководитель управления акимата.

Он пояснил, что сотрудникам пришлось заменить весь сгоревший кабель, в связи с чем подключения обесточенных объектов начались только с утра понедельника, 11 ноября.

Авария произошла в ночь с 9 на 10 ноября: с 2 часов 4 минут воскресенья в столице начались аварийные отключения линий электроснабжения объектов, запитанных от подстанции «Левобережной», на которой загорелся кабель. Без света, а частично и без отопления  осталось 7 жилых комплексов, резиденция президента Казахстана – Акорда, здание центрального аппарата партии Nur Otan и торговый центр «Керуен».

3324 просмотра

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif