Перейти к основному содержанию

369 просмотров

Наказание за перепродажу билетов могут ужесточить в Казахстане

Предлагается в разы увеличить размеры адмштрафов

Фото: Shutterstock

В ходе рассмотрения проекта закона по вопросам железнодорожного транспорта депутаты в очередной раз коснулись проблемы дефицита билетов, особенно в пиковый период – накануне праздников, каникул и в период отпусков. 

«Одной из серьезных проблем, которые вызывают резонанс и критику общества, является дефицит и цена билетов. Бывают случаи, когда за неделю до поездки билетов уже нет в летний период, в пиковый период зачастую билетов не бывает сразу же после открытия продаж. Также до сих пор не урегулированы вопросы посредничества при купле-продаже билетов, где «благодаря» перекупщикам у нас повышаются цены на билеты в два и более раза», – сказала депутат Айгуль Нуркина. 

В ответ министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов сообщил, что 
такому положению дел способствуют имеющийся дефицит вагонов пассажирского парка и низкая эффективность действовавшей ранее системы продажи билетов. 

«В этом году летом введена система «Мобиус». Раньше существовала старая система. С введением новый системы мы ввели соответствующие правила, которые не позволяют одним лицам приобретать большое количество билетов. Следующая – групповые билеты. По групповым билетам раньше были не именные. В настоящее время по железной дороге введены правила, все билеты продаются на основании индивидуальных паспортных данных, по идентификации личности. Третья – ревизорская служба, четвертая – внутренние правила перевозок на железной дороге», – сказал министр.

Он выразил уверенность, что эти меры позволят решить проблему. Так, по его данным, только введение новой системы продажи билетов позволило снизить объем перепродаж. Однако его ответ не удовлетворил спикера палаты Нурлана Нигматулина. Он в целом назвал проект закона «пустым» и рекомендовал ко второму чтению проработать ряд поправок. В том числе норму об ответственности за перепродажу билетов. 

«Отсутствие спроса наказания за перепродажу билетов. Когда таких законодательных спросов нет – гуляй налево, направо, покупай, перепродавай, спекулируй. Делай, что хочешь. И здесь (в проекте закона. – «Курсив») нет ни системы, ни поправок в законодательство, ни иных разовых мер. Нет ни слова, ни полслова по решению этой проблемы… До 2018 года в КоАП была норма, которая предусматривала ответственность за перепродажу проездных билетов, – вот эти ваши 5 МРП. Надо вернуть эту норму, но вернуть ее значительно, увеличив штраф  физическим лицам до 200 МРП (можно размеры штрафов поднять. – «Курсив»), юристы нам подсказывают», –резюмировал Нигматулин.

380 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций