Перейти к основному содержанию

1713 просмотров

Кулибаев констатировал кратное отставание роста зарплат от роста цен

Это отставание надувает очередной кредитный пузырь в Казахстане

Фото: Shutterstock

Председатель президиума национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен» Тимур Кулибаев 29 ноября констатировал кратное отставание роста доходов казахстанцев от роста цен, которое может спровоцировать очередную проблему с невозвратом потребительских кредитов.

«За последние четыре года цены на продовольственные товары выросли на 37%, на непродовольственные товары – на 42%, на этом фоне реальные доходы населения увеличились лишь на 11%.  Нехватку доходов на первичные потребности население вынуждено решать посредством потребительских кредитов», – сказал Кулибаев на встрече руководства НПП с парламентариями.

По его сведениям, за этот же период объем кредитования граждан вырос на 22%, или до 6,2 трлн тенге. Глава президиума нацпалаты считает, что в этом росте заложены большие риски для устойчивости банковской системы, поскольку, по его утверждению, более половины таких кредитов выданы без залога.

Он напомнил, что по поручению президента правительством уже приняты решения по повышению зарплат учителей и работников здравоохранения.

«Для повышения статуса бюджетников, число которых превышает 1,6 млн человек, необходим кардинальный рост заработных плат. Учитывая, что фонд оплаты труда бюджетников оценивается в сумме 2,2 трлн тенге, для вышеуказанного увеличения необходимо 2,9 трлн тенге дополнительных расходов госбюджета за три года или в среднем один трлн тенге ежегодно», – уточнил спикер.

Однако, продолжил он, решить проблему отставания роста доходов населения от роста цен только за счет бюджетных вливаний невозможно хотя бы потому, что 80% населения занято в частном секторе. Кулибаев считает, что государство должно решать их финансовые проблемы опосредованно, через помощь в увеличении доходов их предприятий, которые, в свою очередь, смогут увеличивать зарплату своим работникам.

«Здесь имеется два ключевых аспекта: доступ к финансам и сбыт», – отметил глава президиума нацпалаты.

По его сведениям, сегодня кредитный портфель банков составляет 13,4 трлн тенге, но внутри этого портфеля отмечается снижение объемов кредитования юридических лиц на 5,4%, при этом объем банковских займов малому и среднему бизнесу просел еще больше – на 12,5%. В результате в стране снижается количество средних предприятий и сокращаются объемы инвестиций в основной капитал.

Кулибаев сослался на данные исследования казахстанской экономики со стороны Всемирного банка, согласно которым большинство казахстанских предприятий (62%) держится «на плаву», не имея возможностей для дальнейшего развития.

«Это коррелируется и с нашими цифрами: проведенный в октябре 2019 года экспресс-опрос показал, что 60% компаний обрабатывающей промышленности испытывают проблемы с получением займа на оборотные средства. Зачастую это связано с высокими требованиями банков, высокой ставкой по кредиту и недостатком залоговой базы», –подчеркнул Кулибаев.

В то же время, считает он, бытующее мнение об отсутствии качественных проектов у казахстанского бизнеса, которые банки могли бы кредитовать без высоких рисков, ошибочно. Глава НПП сослался на опыт госпрограммы «экономики простых вещей», за полгода реализации которой желание воспользоваться механизмами льготного кредитования изъявили более 1 тыс. 800 предпринимателей, при этом на данный момент уже одобрено к финансированию 586 проектов на сумму 182 млрд тенге, еще 357 проектов на сумму 215 млрд тенге находятся на рассмотрении.

Кулибаев отметил, что ужесточение регулирования и надзора банков существенно затрудняет доступ бизнеса к финансам, и предложил для решения проблемных вопросов с залогами при кредитовании смягчить пруденциальные нормативы в части требований к залоговому обеспечению. При этом риски банков предлагается нивелировать за счет внедрения цифровых технологий, формата цифровых кредитных досье клиентов и информационных систем управления рисками. По его мнению, это позволит проводить экспресс-анализ компании и достоверно оценивать ее благонадежность за счет проведения рейтингов на основе базы данных информационных систем.

738 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций