Перейти к основному содержанию

59 просмотров

Костанайцы стали больше тратить на еду

«Чек» вырос почти на 20%

Фото: Офелия Жакаева

По данным Комитета по статистике, за 10 месяцев года в Костанайской области продано продуктов питания на сумму более 80 млрд тенге. Причем по сравнению с прошлым годом в процентном выражении отмечен существенный рост – свыше 17%. Это самый высокий показатель среди областей РК. 

О чем говорит статистика?

По официальным данным управления экономики и бюджетного планирования Костанайской области, индекс потребительских цен, характеризующий общий уровень инфляции, в октябре 2019 года к декабрю 2018 года составил 103,7%. Индекс цен на продовольственные товары повысился на 7%, на непродовольственные – на 3,7%. В сентябре индекс цен составлял 6%.  
 
В целом по стране Комитет по статистике отметил, что цены на продовольственные товары за год (октябрь 2019 года к октябрю 2018 года) выросли на 9,7%. Скачок цен на 4% произошел на муку I сорта, на 2% – высшего. Вслед за мукой подорожал и хлеб: сразу на 3,2% – пшеничный из муки I сорта, на 2,1% – ржано-пшеничный, на 1,4% – пшеничный из муки высшего сорта.

Под пристальным вниманием

Цены на продовольствие растут и в Костанайской области – в регионе принимают меры. К примеру, в начале октября произвели стабилизацию сразу двумя способами: с помощью Cтабилизационного фонда и субсидирования предпринимателей. В фонд из 19 наименований товаров заложено 8,7 тыс. т продукции по 14 необходимым продовольственным товарам на сумму 1,281 млрд тенге. По 13 наименованиям проводятся интервенции по фиксированной цене в 120 магазинах.

Также из бюджета области выделено 300 млн тенге на субсидирование предпринимателей. По условиям договора владельцы торговых точек получают в оборот определенную сумму, а взамен обязуются в течение года не повышать стоимость определенных видов товаров.

Цены вниз, цены вверх

В целях экономии многие жители региона закупают продукты с запасом. К примеру, в октябре жители Костаная активно пополняли запасы овощей на «Складской». Так здесь называют базу оптовой торговли, где кроме продукции, выращенной в регионе, можно приобрести овощи из южных регионов страны и соседних государств. Кроме того, мешками брали муку и сахар – так выходит дешевле. У кого нет такой возможности, закупают продукты в супермаркетах, где можно выбрать товар, подходящий по качеству и цене. Кстати, большинство из них подписали меморандумы о неповышении цен на определенную группу товаров.

В семье Анны Ивановой из четырех человек в месяц на покупку продуктов летом хватало 12–15 тыс. тенге, в октябре практически  на такой же набор тратилась сумма от 18 до 20 тыс. тенге. Сейчас, когда овощная продукция с огорода заканчивается, придется покупать ее в магазине, значит, и затраты увеличатся. 

«Для того чтобы сэкономить, мы покупаем некоторые продукты на «Складской». К примеру, несколько месяцев назад купили мешок муки, мешок сахара, пакет макарон весом 5 кг. Овощную продукцию будем приобретать там же, в магазине местного производителя. Это позволяет существенно экономить», – рассказала собеседница.   

По ее словам, цены намного выросли. «Если в сентябре мы покупали молоко в супермаркете по 195 тенге, то сегодня оно стоит 205. Это же молоко в обычном магазине продают по 230 тенге. Подорожали и колбасные изделия. В октябре вареная колбаса весом 400 г стоила 770 тенге, в ноябре – 860 тенге. Существенно выросла в цене гречка. В августе за килограмм заплатила 144 тенге, а в ноябре – уже 400», – отметила Анна Иванова.

стоимость продуктов.jpg

Ценовой калькулятор

Для анализа «Курсив» взял товар по 15 позициям в супермаркетах Костаная и Петропавловска, в которых продаются товары из стабфондов. Ценовой порог самый минимальный. 

В Костанае килограмм макарон стоит от 207 тенге, гречки – 400 тенге. Мука высшего сорта – от 161 тенге, рис – от 300 тенге, пшено – от 299 тенге, сахар – от 159 тенге.  Литр молока жирностью 2,5% можно купить от 205 тенге. Десяток яиц – 280–305 тенге, масло растительное – до 425 тенге за литр. 

Что касается овощей, то килограмм картофеля стоит от 65 до 85 тенге (первая цена – в магазинах производителей, вторая – в торговых сетях). Капуста – от 100 до 125 тенге за кило, морковь – 113 тенге. Формовой хлеб у одних производителей весом 600 г, у других – 550 г стоит 83 тенге. Но такая цена не везде, в некоторых магазинах булка хлеба стоит 90 тенге. Больше всего кусается цена на мясо: свинина – 1750 тенге, бройлерный цыпленок – от 879 тенге за кило. 

В Петропавловске стоимость килограмма макарон – от 189 тенге, гречки – от 327 тенге, муки высшего сорта – от 147 тенге, риса – от 413 тенге, пшена – от 394 тенге, сахара – от 165 тенге. Пакет молока жирностью 2,5%  местного производителя стоит от 216 тенге. Десяток яиц – от 291 тенге, масло растительное – от 418 тенге за литр. Хлеб весом 500 г – от 60 тенге. 

Ситуация с овощами следующая: килограмм картофеля – от 72 тенге, капусты – от 97 тенге, моркови – от 89 тенге. Мясо для петропавловцев – удовольствие не из дешевых: кило свинины продают от 1961 тенге, тушку куриную – от 1170 тенге за килограмм. 

Исходя из норм, определенных для потребительской корзины, «Курсив» рассчитал, сколько средств потратит семья из двух взрослых и двух детей на 12 продуктов, которые входят в корзину, из 15 проанализированных.

На месяц для покупки пшеничного хлеба по цене 83 тенге за булку потребуется 1826 тенге, на ржаной по цене в среднем 120 тенге – 1440 тенге. В итоге на хлеб нескольких видов нужно 3266 тенге. 

Все подсчитано по самым минимальным ценам. Макарон потребуется около 1 кг – 207 тенге, гречки 400 г – 200 тенге, риса 1750 г – 1575 тенге. Сахара семья съест порядка 4 кг – на 560 тенге, яиц 25 штук – на 700 тенге, молока выпьет 17 литров – на 3485 тенге. Что касается картофеля, то нужно 19,4 кг – на 1267 тенге, капусты 5 кг – на 500 тенге, моркови 4 кг – на 452 тенге. Самая большая сумма потребуется на мясо – его нужно 6,7 кг. Если взять только свинину, то на ее покупку необходимо выложить 11 856 тенге, за килограмм куриного мяса – 879 тенге. 

В итоге на эти покупки необходимо 24 947 тенге в Костанае и 25 375 тенге в Петропавловске. И это только 12 наименований.

1 просмотр

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций