Перейти к основному содержанию

180 просмотров

Қазақстандықтарға әлеуметтік сақтандыру қорынан 162 миллиард теңге төленді

Соның ішінде, 74,2 млрд теңгесі – бала күтіміне байланысты төленген төлем

Фото: Shutterstock

Биыл 10 ай ішінде Мемлекеттік әлеуметтік сақтандыру қорынан (МӘСҚ) әлеуметтік сақтандыру жүйесіне қатысушы азаматтарға жалпы сомасы 162,1 млрд теңге көлемінде төлем жүргізілді, деп хабарлайды Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігінің баспасөз қызметі. 

Жүктілік пен босану, бала асырап алу бойынша әлеуметтік төлем 65,1 млрд теңгені құраса, бір жасқа дейінгі бала күтімімен отырған аналарға 74,2 млрд теңге төленген. Ал денсаулығы еңбекке жарамай қалған кісілерге – 11,4 млрд теңге, асыраушысынан айырылғандарға – 7,8 млрд теңге, жұмыссыз қалған кісілерге 3,6 млрд теңге төленген.

Мемлекеттік әлеуметтік сақтандыру қорынан бала асырап алуға байланысты төленетін төлемдердің орташа мөлшері 424 063 теңгені құрады, мұндай төлемді 164 мың қазақстандық алған.

Бір жасқа дейінгі бала күтімі бойынша әлеуметтік төлемдердің орташа мөлшері 30 925 теңгені құрап, оны 395 мыңға жуық ана алып отыр. 
Осы 10 ай ішінде жұмысынан айрылған 54,7 мың адам әлеуметтік жәрдемақы алған, оның орташа мөлшері 22 631 теңгені құрапты. 

Сонымен қатар, 46,6 мың  адамға асыраушысынан айырылуына байланысты төлем төленген, оның орташа мөлшері 17 628 теңгені құрады. Тағы 85,3 мың азамат еңбек қабілетінен айрылуына байланысты әлеуметтік жәрдемақы алды. Оның орташа мөлшері 14 860 теңгені құрады.

Айта кетсек, Қазақстанда жұмыс істейтін халықты әлеуметтік қорғаудың қосымша тәсілі ретінде міндетті әлеуметтік сақтандыру енгізілген. МӘСҚ міндетті әлеуметтік сақтандыру жүйесіне қатысатын алушыларға: мүгедектігі бар адамдарға, асыраушысынан айырылған отбасыларға, жұмысынан айрылған азаматтарға, жүктілігіне және жүкті әйелдердің босануына, бір жасқа дейін бала күтіміне байланысты үйінде отырған аналарға төлем жүргізуді қамтамасыз ететін әлеуметтік маңызды функцияларды атқарады

2678 просмотров

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif