Перейти к основному содержанию

1128 просмотров

Как создаются школьные учебники в Казахстане

Чтобы написать, утвердить и издать учебник требуется два года

Фото: Офелия Жакаева

История любого учебника начинается в издательстве. Эту часть работы мы изучили на примере предприятия «Алматыкитап».

Выпускать учебники имеет право предприниматель или компания, специализирующиеся на издании специальной учебной литературы. Но прежде учебник должен получить свой статус – основного (рекомендованного министерством образования и науки) или альтернативного издания.

В 2015 году введено правило: любой учебник, основной или альтернативный, должен создаваться в строгом соответствии с требованиями государственных стандартов в части содержания и методологии подачи материала. С тех пор в школах нет авторских учебных программ, а право выбора учебника по конкретному предмету отдано школам.

Оценку качества учебной литературы и соответствия ее госстандартам делает республиканский научно-практический центр «Учебник» МОН РК. Будущий учебник должен полностью соответствовать концепции Министерства образования и техническим требованиям – вплоть до количества страниц, шрифта и кегля.

Все расходы по разработке учебника ложатся на само издательство. Сначала подготовкой учебника занимается творческая группа из трех специалистов: ученого, учителя-практика и методиста. Затем подключаются редакторы, художники, верстальщики, корректоры. На подготовку учебника уходит около года. Еще столько же в среднем – на доработку по замечаниям центра «Учебник», а также научно-педагогическую и общественную экспертизу.

Типографская часть работы по изданию учебников на примере типографии «Муравей»

Сюда учебник чаще всего попадает в виде PDF-файлов. Специалисты-печатники проверяют пригодность материала к печати, печатается макет – пробная книга, которая передается заказчику на утверждение. Если все в порядке – дается команда «в печать».

Почему любой тираж начинается с резки бумаги

Большой тираж начинается с подготовки бумаги, первый этап – резка. Бумага для книгоиздательства поставляется листами больших размеров: 64 на 92 или 72 на 104 сантиметра. Главные поставщики – Китай и Россия. Для печати книги требуются листы размером 32 на 46 или 36 на 52 сантиметра.

В этой операции используется специальный бумагорезательный аппарат. Каждый обрез должен быть сделан так, чтобы частички бумажной пыли не попали на листы, иначе в дальнейшем краска на бумагу ляжет неровно и работу забракуют. Первый обрез делает опытный работник, далее программа повторяет этот процесс.

Листы для печати сначала делаются немного шире необходимого размера. Это специальное техническое поле, которое называется «печатный клапан». На этом «мертвом поле» размещаются метки-подсказки для печатников, например, для сверки цветовой гаммы. Также оно служит для механического захвата листов на печатном станке – благодаря этому на бумаге не остается следов манипуляций.

Печатная секция

В современной типографии достаточно подать на конвейер стопку чистых листов, чтобы получить на выходе полноцветные страницы. Система работает автоматически, отделяя листы от стопки и подавая в печать со скоростью 15 тыс. листов в час. Между началом и концом процесса каждый лист проходит через печатные секции. Обычно их четыре – по числу основных цветов, используемых в печати.

Что такое CMYK

Офсетная полиграфия основана на четырех цветах CMYK (сокращение от cyan, magenta, yellow, key color). Соответственно: ярко-голубой, ярко-розовый, ярко-желтый и черный (от слова black в аббревиатуру вошла не первая буква, а последняя – во избежание путаницы с цветом синим, blue). Сочетанием этих цветов можно получить около миллиона разных оттенков!

Печатные пластины помогают станку «видеть», что ему делать

Как машина узнает, что печатать и как? В этом ей помогают печатные пластины, которые устанавливаются в каждой из четырех печатных секций. Они сделаны из сплава алюминия, покрытого светочувствительной эмалью.

Печатные пластины готовятся в специальной машине печатных форм. Следуя задаче компьютера, настроенного программистом, внутри машины лазер выжигает на пластине слой эмали в том месте, где в типографском станке будет нанесена краска соответствующего цвета.

После процедуры лазерной обработки печатные пластины проходят проявочный и закрепляющий цикл обработки – и их можно устанавливать в секции печатных станков. Эти пластины оставляют на проходящей через них бумаге влажные и сухие следы – к сухим краска прилипает, а к влажным – нет. Слой влаги настолько незначительный, что высыхает мгновенно, прежде чем с огромной скоростью попасть из одной печатной секции в другую.

Предпоследний этап – резка и ламинация

Напечатанные страницы снова попадают на станок резки, где удаляются технические поля. Все листы учебника готовы, теперь надо заламинировать обложку. Процесс выглядит так: пленка с клеевым слоем подается на термальный вал, разогретый до 100–115оС. Клей плавится и далее пленка под давлением намертво скрепляется с обложкой будущего учебника.

Фальцовка и клей – и учебник готов

Завершающий этап – фальцовка, то есть складывание разрозненных листов в книгу. Фальцовочная машина принимает разложенные в разные лотки страницы и по заложенному в нее алгоритму сажает их на скобы, сгибает пополам и собирает их в книгу.

Листы учебников чаще скрепляют не скобами, а термоклеем, разогретым до 160оС. Внутренняя часть учебника и обложка подаются в станке с двух сторон. На корешковой части делаются мелкие надрезы для лучшего пропитывания клеем, обе детали встречаются, прессуются – и учебник готов.

6115 просмотров

Почему казахстанцам продолжают начислять налоги на давно проданные автомобили

Даже оплата транспортного налога за давно проданное авто еще не означает окончания проблем

Фото: Shutterstock

Извещения о больших долгах по налогам становятся неприятным сюрпризом для граждан страны уже несколько лет подряд. Невольными должникам оказываются в том числе те, кто продал свой автомобиль по доверенности в начале 2000-х годов.

На 1 января 2019 года задолженность по налогам имели 1,4 млн казахстанцев, общая сумма задолженности – 20,9 млрд тенге, из которых 6,6 млрд приходилось на начисленные пени. 70% задолженности приходилось на налог на транспортные средства. Такие данные озвучил летом вице-министр финансов РК Канат Баедилов, анонсируя проведение налоговой амнистии для физлиц (действует в республике до конца года; по ее условиям тем, кто оплатит основной долг до 31 декабря, начисленная пеня будет списана автоматически). Люди со значительными долгами по транспортному налогу – нередко вовсе не злостные налогоплательщики. Они просто продали свой автомобиль по генеральной доверенности – такая практика была широко распространена в Казахстане еще несколько лет назад.

Судя по архивным публикациям СМИ, в 2004-2005 годах до 70% казахстанцев управляли автомобилями на основании генеральной доверенности.

Почему была популярна доверенность

Популярность этого вида документов у населения объяснялась просто. В отличие от договора купли-продажи, на оформление которого вместе с учетными процедурами по передаче автомобиля от старого владельца новому хозяину уходило до трех рабочих дней, доверенность сроком на три года с правом продажи транспортного средства выписывалась в течение нескольких минут. Не так много времени занимала и регистрация нотариально заверенного документа в отделениях дорожной полиции – это было необходимо сделать в течение 10 рабочих дней. Даже несмотря на наличие внушительных очередей и обязательную сверку номеров кузова и двигателя автомобиля с данными техпаспорта, хватало трех-четырех часов.

Не менее важно, что услуги нотариуса даже вместе с ускоренной регистрацией доверенности в дорожной полиции в общей сложности стоили, например, в 2002 году максимум 4000 тенге. За полное оформление договора купли-продажи нужно было отдать 15 500 тенге ($100 на тот момент), при том что средняя заработная плата по стране в 2002 году составляла 20 305 тенге, а автомобиль Mazda 626 1989 года выпуска стоил $1800. Никто из казахстанцев, продававших тогда автомобили, и предположить не мог, что спустя много лет им придется заплатить за генеральную доверенность намного больше.

Проблема со стажем

Проблеме с долгами по транспортному налогу за проданные ранее по доверенности автомобили уже несколько лет, и она сохраняет актуальность – все больше казахстанцев узнают о своих задолженностях перед государством. Без погашения этих долгов нет возможности выехать за границу или взять кредит в банке. Чаще всего история начинается с квитанции за коммунальные услуги, где вдруг появляется графа с задолженностью по налогам на сумму, порой в разы превышающую ежемесячную зарплату даже высокооплачиваемого специалиста. И только после обращения в районные департаменты государственных доходов люди узнают, что им необходимо оплатить транспортный налог за автомобиль, проданный по доверенности более 10–15 лет назад. Получившие извещение бывшие автовладельцы обязаны погасить долги за последние пять лет, а также оплатить транспортный налог за текущий год вне зависимости – хоть и продали свой автомобиль по доверенности в 2001-м или, скажем, в 2004 году.

По словам одного из экс-владельцев внедорожника Nissan Patrol 1991 года выпуска, представившегося «Курсиву» Нуржаном Искаковым, ему предписано оплатить транспортный налог на общую сумму более 1,5 млн тенге. «Честно говоря, я уже и забыл, что у меня была эта машина. Только придя в налоговую, вспомнил о ней. Хороший внедорожник, только вот топлива ест много да и в обслуживании был дорогой. Налоги к тому же из-за объема двигателя были огромными. Потому и продал ее, как тогда было принято, по генеральной доверенности. В 2003 году это было. Покупатель, помню, обещал машину оформить на себя. Теперь оказывается, что до сих пор на мне висит. Неизвестно, где она находится. Может, за эти годы уже на запчасти разобрали», – рассказал «Курсиву» Нуржан Искаков.

Семья живущей в Алматы Татьяны Лысенко узнала о наличии долгов по транспортному налогу из полученной этим летом квитанции за коммунальные услуги. «У нас Mercedes был. Продали, кажется, в 2001 году. Людей, которым продавали, не помним. Где они и чем занимаются – не знаем. Налог мы оплатили еще в сентябре за несколько лет. Почти 300 тысяч тенге! Я была в ужасе и трансе! Но надо платить. Потому что если не сделать этого, то будут заблокированы все счета и водительские права», – заметила в беседе с «Курсивом» Татьяна Лысенко.

Справка на справке

Естественно, что следующим шагом всех людей, когда-то продавших свои автомобили по генеральной доверенности, становится попытка снять с учета машины, которые им уже давно фактически не принадлежат. Прежде всего для того, чтобы в будущем не платить налоги и штрафы «за того парня». Из бесед с бывшими владельцами автомобилей выясняется, что сделать это не так уж и просто – в первую очередь потому, что ни у кого из них нет на руках техпаспорта и каких-либо других правоустанавливающих документов. В итоге процедура по снятию машин с учета затягивается на несколько месяцев. Семья Татьяны Лысенко занимается этим с сентября, и процесс еще не завершен. «Справку об уплате долгов и отсутствии задолженностей в налоговом комитете выдают через пять рабочих дней. Ехать с нею в автоЦОН бесполезно. Там сразу же отправляют в районное отделение дорожной полиции. Если вдруг оказывается, что машина проходит по базе, как находящаяся где-то под арестом, то в дорожной полиции говорят, что сначала надо получить справку у судебных исполнителей о снятии с нее ареста. Надо подождать еще 15 дней. Со справкой от судебных исполнителей, выданной на основании справки от налоговой, едешь за справкой в дорожную полицию. Ждешь еще 10 рабочих дней. Наконец, со справкой от дорожной полиции едешь в автоЦОН, где обещают выдать документ о снятии автомобиля с учета в течение, опять же, 15 не календарных, а рабочих дней», – поделилась своим опытом с «Курсивом» Татьяна Лысенко. Она недоумевает, почему дорожная полиция и Комитет госдоходов не договорились организовать процесс по снятию проданных ранее по генеральным доверенностям автомобилей по принципу одного окна, ведь проблема носит массовый характер. «Людей с такими же проблемами, как у нашей семьи, – воз и маленькая тележка. И каждому по нескольку раз приходится отпрашиваться с работы. Разве это нормально? Неужели ничего нельзя сделать?» – возмущается жительница Алматы.

Алгоритм от госорганов

Госорганы РК в курсе проблем населения, связанных с распространенной почти до 2009 года практикой продажи автомобилей без заключения договоров купли-продажи и трудностями снятия с учета оформленных по доверенностям машин. Еще в декабре 2013 года на тот момент заместитель начальника управления административной полиции ДВД Алматы Жандос Мураталиев признал усугубившееся положение бывших собственников автомобилей после ужесточения правил по сбору транспортного налога. «По сложившейся практике сведения о собственниках транспортных средств передавались в налоговые органы для налогообложения, о чем многие и не знали. Автомобили стареют, изнашиваются, могут получить повреждения в ДТП. В общем, выходят из строя по самым разным причинам. В этих случаях новые фактические владельцы и не собирались снимать их с учета, в лучшем случае перепродавая машины на запчасти. При этом судьба государственных номеров и свидетельств о регистрации транспортных средств никого не интересовала», – констатировал Жандос Мураталиев.

Тогда же, в 2013 году, был предложен и новый порядок снятия с учета автомобилей, проданных по доверенностям в конце 90-х – начале 2000-х годов, который действует до сих пор. Бывшим собственникам автомобилей следует, предварительно выплатив долги по транспортному налогу, явиться в автоЦОНы с письменным заявлением об обстоятельствах вывода транспортных средств из фактического владения, а также утраты государственных регистрационных номеров и документов на автомобиль. Кроме того, в заявлении необходимо по возможности указать имя, фамилию и место жительства лица, время продажи автомобиля и другие сведения, которые позволяют сделать вывод об отсутствии эксплуатации транспортного средства в течение трех последних лет. Соответственно, только при представлении всей этой информации, которая будет сверена с данными о прохождении техосмотров, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, камер видеонаблюдения и сотрудников дорожной полиции, у людей, продавших автомобиль по доверенности, появляется возможность снять его с учета в установленные законодательством сроки.

Предложение снизу

Бывший владелец внедорожника Nissan Patrol Нуржан Искаков скептически относится к возможности снять свою былую собственность с учета. Он не помнит ни места совершения сделки, ни даже имени того человека, которому он продал свою машину. «Все, что я помню, – это приблизительное место, где находился офис нотариуса. Их тогда там много было, а сейчас на этой улице стоят новые дома и нет ни одного нотариуса. Мне кажется, что на самом деле проблема таких, как я, попавших в передрягу людей решается достаточно просто. Нужно всего лишь объявить о замене выпущенных 15-17 лет назад государственных номерных знаков с обязательным запретом их эксплуатации», – предложил алматинец, который пока не знает, где найти 1,5 млн тенге на уплату транспортного налога, начисленного на автомобиль, которого у него давно нет.

инф1.png

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций