Перейти к основному содержанию
2223 просмотра

Как создаются школьные учебники в Казахстане

Чтобы написать, утвердить и издать учебник требуется два года

Фото: Офелия Жакаева

История любого учебника начинается в издательстве. Эту часть работы мы изучили на примере предприятия «Алматыкитап».

Выпускать учебники имеет право предприниматель или компания, специализирующиеся на издании специальной учебной литературы. Но прежде учебник должен получить свой статус – основного (рекомендованного министерством образования и науки) или альтернативного издания.

В 2015 году введено правило: любой учебник, основной или альтернативный, должен создаваться в строгом соответствии с требованиями государственных стандартов в части содержания и методологии подачи материала. С тех пор в школах нет авторских учебных программ, а право выбора учебника по конкретному предмету отдано школам.

Оценку качества учебной литературы и соответствия ее госстандартам делает республиканский научно-практический центр «Учебник» МОН РК. Будущий учебник должен полностью соответствовать концепции Министерства образования и техническим требованиям – вплоть до количества страниц, шрифта и кегля.

Все расходы по разработке учебника ложатся на само издательство. Сначала подготовкой учебника занимается творческая группа из трех специалистов: ученого, учителя-практика и методиста. Затем подключаются редакторы, художники, верстальщики, корректоры. На подготовку учебника уходит около года. Еще столько же в среднем – на доработку по замечаниям центра «Учебник», а также научно-педагогическую и общественную экспертизу.

Типографская часть работы по изданию учебников на примере типографии «Муравей»

Сюда учебник чаще всего попадает в виде PDF-файлов. Специалисты-печатники проверяют пригодность материала к печати, печатается макет – пробная книга, которая передается заказчику на утверждение. Если все в порядке – дается команда «в печать».

Почему любой тираж начинается с резки бумаги

Большой тираж начинается с подготовки бумаги, первый этап – резка. Бумага для книгоиздательства поставляется листами больших размеров: 64 на 92 или 72 на 104 сантиметра. Главные поставщики – Китай и Россия. Для печати книги требуются листы размером 32 на 46 или 36 на 52 сантиметра.

В этой операции используется специальный бумагорезательный аппарат. Каждый обрез должен быть сделан так, чтобы частички бумажной пыли не попали на листы, иначе в дальнейшем краска на бумагу ляжет неровно и работу забракуют. Первый обрез делает опытный работник, далее программа повторяет этот процесс.

Листы для печати сначала делаются немного шире необходимого размера. Это специальное техническое поле, которое называется «печатный клапан». На этом «мертвом поле» размещаются метки-подсказки для печатников, например, для сверки цветовой гаммы. Также оно служит для механического захвата листов на печатном станке – благодаря этому на бумаге не остается следов манипуляций.

Печатная секция

В современной типографии достаточно подать на конвейер стопку чистых листов, чтобы получить на выходе полноцветные страницы. Система работает автоматически, отделяя листы от стопки и подавая в печать со скоростью 15 тыс. листов в час. Между началом и концом процесса каждый лист проходит через печатные секции. Обычно их четыре – по числу основных цветов, используемых в печати.

Что такое CMYK

Офсетная полиграфия основана на четырех цветах CMYK (сокращение от cyan, magenta, yellow, key color). Соответственно: ярко-голубой, ярко-розовый, ярко-желтый и черный (от слова black в аббревиатуру вошла не первая буква, а последняя – во избежание путаницы с цветом синим, blue). Сочетанием этих цветов можно получить около миллиона разных оттенков!

Печатные пластины помогают станку «видеть», что ему делать

Как машина узнает, что печатать и как? В этом ей помогают печатные пластины, которые устанавливаются в каждой из четырех печатных секций. Они сделаны из сплава алюминия, покрытого светочувствительной эмалью.

Печатные пластины готовятся в специальной машине печатных форм. Следуя задаче компьютера, настроенного программистом, внутри машины лазер выжигает на пластине слой эмали в том месте, где в типографском станке будет нанесена краска соответствующего цвета.

После процедуры лазерной обработки печатные пластины проходят проявочный и закрепляющий цикл обработки – и их можно устанавливать в секции печатных станков. Эти пластины оставляют на проходящей через них бумаге влажные и сухие следы – к сухим краска прилипает, а к влажным – нет. Слой влаги настолько незначительный, что высыхает мгновенно, прежде чем с огромной скоростью попасть из одной печатной секции в другую.

Предпоследний этап – резка и ламинация

Напечатанные страницы снова попадают на станок резки, где удаляются технические поля. Все листы учебника готовы, теперь надо заламинировать обложку. Процесс выглядит так: пленка с клеевым слоем подается на термальный вал, разогретый до 100–115оС. Клей плавится и далее пленка под давлением намертво скрепляется с обложкой будущего учебника.

Фальцовка и клей – и учебник готов

Завершающий этап – фальцовка, то есть складывание разрозненных листов в книгу. Фальцовочная машина принимает разложенные в разные лотки страницы и по заложенному в нее алгоритму сажает их на скобы, сгибает пополам и собирает их в книгу.

Листы учебников чаще скрепляют не скобами, а термоклеем, разогретым до 160оС. Внутренняя часть учебника и обложка подаются в станке с двух сторон. На корешковой части делаются мелкие надрезы для лучшего пропитывания клеем, обе детали встречаются, прессуются – и учебник готов.

banner_wsj.gif

90 просмотров

Кедейсіз бе, үнемшілсіз бе?

Кедейліктің 5 белгісі

Фото:shutterstock.com

Кейде адам үнемдеп жатырмын деп өзін ақтауға тырысады. Ал шын мәнінде, оның жай ғана жағдайы жетпейді. Кедейліктің 5 белгісі қандай?

1.    Нақ керегін ала алмайды. 

Тізесі шыққан шалбар, тозығы жеткен жейде киеді, қирап қалудың аз-ақ алдында тұрған төсекте ұйықтайды. Үйіндегі затының басым көпшілігін қоқысқа еш ойланбастан лақтыруға болады. Үнемшіл болудың көрінісі мұндай болмайды. Еш ақауысыз жұмыс істейтін телефоны болғандықтан соңғы үлгідегі смартфон алмай үнемдеу ақылға сыяды. Ал көнерген бұйымды жаңартуға жағдай келмесе, мойындау қиын болса да, бұл кедейлікті білдіреді. 

2. Тауардың сапасына емес, бағасына қарайды.

Дүкенге кірген бетте азық-түліктің құнары мен құрамына емес, бірінші бағасына қарап алады. Мән беретіні — жарамдылық мерзімі. Оның өзінде бұзылмай тұрып жеп үлгеруге келсе болды деп есептейді. Әрине, теңге тиыннан құралатындықтан, таңдап жүріп әрі арзан, әрі дәмдісін тапқан жөн. Үнемдей білетін адам бағаның қай жерде қандай екенін жақсы біледі. Оның айырмашылығы сол —қалағанын алып жейді. Ал ең арзанын ғана алатын болса, жағдай басқа. Айталық, балаға арналған жөргектің үлкен қаптамадағысы 10 мың теңге тұрады. Ал кішкентайы — 1800 теңге. Үнемдегісі келген жан бірден үлкенін алған дұрыс екенін біледі. Ондай қаражаты болмағанда ғана кішкентайын алып, бірнеше күннен соң тағы сонша сомаға алуға мәжбүр болады. 

3. Үнемдейтінін айтуға ұялады.

Үнемшіл артық төлемейді, қажет емес затты алмайды. Ол қылығы үшін қысылмайды да. Өйткені бәрін саналы түрде жасайды. Ал кедей адам қайтеді? Көбіне ақшаны құндылық көріп, бәрін қаражатпен бағалайды. Осыдан барып, бай адамның кейпін жасайтындар туындайды. Қалай дейсіз бе? Тұратын үйінің қабырғасы құлайын деп тұрса да тапқан-таянғанын бренд киімге жұмсайды. Сондағы ой — бай болып көріну. Қарызы бастан асса да, қымбат жерден кофе ішіп, желідегі парақшасына салып отырады. Басты мәселе — «болмаса да, ұқсап бағу». Бірақ бұл сөздің астарында жалған түр жасау емес, дамуға ұмтылыс жатуы керек.   

4. Өзіне ақша қимайды.

Жеңілдік жоқ болса, қанша қажет боп тұрса да зат сатып алмайды. Ал су тегін зат көрсе, керек болмаса да ала береді. Өзі үшін азық-түлік қана сатып алады. Одан бөлек, кинотеатрға бару, фитнеске жазылу сияқты уақытты қызық өткізу тәсілдерін қолданбайды. Өйткені ол үшін тым қымбат. Кино көргеннен гөрі тамақ алғаны маңызды боп тұрады.

5. Уақыттың қадірін біле бермейді. 

Барынша ақша үнемдеу үшін уақытын кетіруге даяр. Мәселен бір гипермаркетте ет пен сүт өте арзан болғанымен, гигиеналық құралдар қымбат делік. Кедей адам күш-қуаты мен уақытын сарқып қалтасындағы қаражатын үнемдейді. Нәтижесінде бір демалыста не жөнді ұйықтамай, не жақындармен жақсы уақыт өткізбей бір күні дүкеннен дүкенге барумен өтеді. Ақша да, уақыт та — ресурс. Алғашқысын табуға болады, екіншісінің кеткені — кеткен. 
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png