Перейти к основному содержанию

1945 просмотров

Как создаются школьные учебники в Казахстане

Чтобы написать, утвердить и издать учебник требуется два года

Фото: Офелия Жакаева

История любого учебника начинается в издательстве. Эту часть работы мы изучили на примере предприятия «Алматыкитап».

Выпускать учебники имеет право предприниматель или компания, специализирующиеся на издании специальной учебной литературы. Но прежде учебник должен получить свой статус – основного (рекомендованного министерством образования и науки) или альтернативного издания.

В 2015 году введено правило: любой учебник, основной или альтернативный, должен создаваться в строгом соответствии с требованиями государственных стандартов в части содержания и методологии подачи материала. С тех пор в школах нет авторских учебных программ, а право выбора учебника по конкретному предмету отдано школам.

Оценку качества учебной литературы и соответствия ее госстандартам делает республиканский научно-практический центр «Учебник» МОН РК. Будущий учебник должен полностью соответствовать концепции Министерства образования и техническим требованиям – вплоть до количества страниц, шрифта и кегля.

Все расходы по разработке учебника ложатся на само издательство. Сначала подготовкой учебника занимается творческая группа из трех специалистов: ученого, учителя-практика и методиста. Затем подключаются редакторы, художники, верстальщики, корректоры. На подготовку учебника уходит около года. Еще столько же в среднем – на доработку по замечаниям центра «Учебник», а также научно-педагогическую и общественную экспертизу.

Типографская часть работы по изданию учебников на примере типографии «Муравей»

Сюда учебник чаще всего попадает в виде PDF-файлов. Специалисты-печатники проверяют пригодность материала к печати, печатается макет – пробная книга, которая передается заказчику на утверждение. Если все в порядке – дается команда «в печать».

Почему любой тираж начинается с резки бумаги

Большой тираж начинается с подготовки бумаги, первый этап – резка. Бумага для книгоиздательства поставляется листами больших размеров: 64 на 92 или 72 на 104 сантиметра. Главные поставщики – Китай и Россия. Для печати книги требуются листы размером 32 на 46 или 36 на 52 сантиметра.

В этой операции используется специальный бумагорезательный аппарат. Каждый обрез должен быть сделан так, чтобы частички бумажной пыли не попали на листы, иначе в дальнейшем краска на бумагу ляжет неровно и работу забракуют. Первый обрез делает опытный работник, далее программа повторяет этот процесс.

Листы для печати сначала делаются немного шире необходимого размера. Это специальное техническое поле, которое называется «печатный клапан». На этом «мертвом поле» размещаются метки-подсказки для печатников, например, для сверки цветовой гаммы. Также оно служит для механического захвата листов на печатном станке – благодаря этому на бумаге не остается следов манипуляций.

Печатная секция

В современной типографии достаточно подать на конвейер стопку чистых листов, чтобы получить на выходе полноцветные страницы. Система работает автоматически, отделяя листы от стопки и подавая в печать со скоростью 15 тыс. листов в час. Между началом и концом процесса каждый лист проходит через печатные секции. Обычно их четыре – по числу основных цветов, используемых в печати.

Что такое CMYK

Офсетная полиграфия основана на четырех цветах CMYK (сокращение от cyan, magenta, yellow, key color). Соответственно: ярко-голубой, ярко-розовый, ярко-желтый и черный (от слова black в аббревиатуру вошла не первая буква, а последняя – во избежание путаницы с цветом синим, blue). Сочетанием этих цветов можно получить около миллиона разных оттенков!

Печатные пластины помогают станку «видеть», что ему делать

Как машина узнает, что печатать и как? В этом ей помогают печатные пластины, которые устанавливаются в каждой из четырех печатных секций. Они сделаны из сплава алюминия, покрытого светочувствительной эмалью.

Печатные пластины готовятся в специальной машине печатных форм. Следуя задаче компьютера, настроенного программистом, внутри машины лазер выжигает на пластине слой эмали в том месте, где в типографском станке будет нанесена краска соответствующего цвета.

После процедуры лазерной обработки печатные пластины проходят проявочный и закрепляющий цикл обработки – и их можно устанавливать в секции печатных станков. Эти пластины оставляют на проходящей через них бумаге влажные и сухие следы – к сухим краска прилипает, а к влажным – нет. Слой влаги настолько незначительный, что высыхает мгновенно, прежде чем с огромной скоростью попасть из одной печатной секции в другую.

Предпоследний этап – резка и ламинация

Напечатанные страницы снова попадают на станок резки, где удаляются технические поля. Все листы учебника готовы, теперь надо заламинировать обложку. Процесс выглядит так: пленка с клеевым слоем подается на термальный вал, разогретый до 100–115оС. Клей плавится и далее пленка под давлением намертво скрепляется с обложкой будущего учебника.

Фальцовка и клей – и учебник готов

Завершающий этап – фальцовка, то есть складывание разрозненных листов в книгу. Фальцовочная машина принимает разложенные в разные лотки страницы и по заложенному в нее алгоритму сажает их на скобы, сгибает пополам и собирает их в книгу.

Листы учебников чаще скрепляют не скобами, а термоклеем, разогретым до 160оС. Внутренняя часть учебника и обложка подаются в станке с двух сторон. На корешковой части делаются мелкие надрезы для лучшего пропитывания клеем, обе детали встречаются, прессуются – и учебник готов.

1079 просмотров

Что показал первый опыт «городского акселератора» Нур-Султана

Реализация концепции слышащего государства нуждается в конкретных инструментах диалога власти и общества

Фото: Depositphotos/photographer-20

Концепция слышащего государства подразумевает, что власть оперативно и эффективно реагирует на все запросы своих граждан. Задача – не просто собрать эти запросы от населения, но и вовлечь его в решение тех проблем, о которых оно заявляет.

Сейчас эти два взаимосвязанных вопроса задачи решаются в стране достаточно «лоскутно». Созданный для установки постоянной коммуникации с обществом Национальный совет общественного доверия (НСОД), с одной стороны, отмечает высокую активность в центральных госорганах начиная с аппарата президента. С другой – недавний конфликт в Жамбылской области – наглядная иллюстрация того, как обстоят дела с построе­нием слышащего государства в регионах. По мнению директора Института евразийской интеграции Ерлана Саирова, конфликта вполне можно было бы избежать, если бы проблемы, накапливавшиеся годами, не замалчивались.  

«События в Кордае показали необходимость оперативного реагирования властей, там проблемы накапливались десятилетиями и их можно было решить давным-давно, причем на местном, локальном уровне, – утверждает член НСОД. – А поскольку проблема замалчивалась, ее конфликтогенный потенциал увеличивался. Главный урок заключается в том, что реагирование на эти проблемы должно носить упреждающий характер, а не совершаться постфактум», – добавляет он.

Ассистент-профессор Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета Салтанат Джаненова подчеркивает: формирование конструкции слышащего государства должно быть системным, а не базироваться на попытках одного-двух акимов выстраивать диалог с населением и бизнесом через соцсети. Такой диалог полностью зависит от личностных качеств руководства госоргана или региона, но при смене руководства весь наработанный опыт в связях с обществом может сойти на нет.

Отсюда вывод: концепция слышащего государства сейчас нуждается в выработке универсальных механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общества, которые будут работать независимо от личности акима. По мнению президента Нацио­нальной палаты образования и инноваций «Серпин» Мурата Абенова, который также является членом НСОД, такой механизм уже создан в Нур-Султане. Речь идет о «городском акселераторе» – электронной площадке по выработке решений проблем региона, вход на которую открыт для любого жителя и гостя столицы.

«Об этом механизме, привезенном в столицу из Дубая, сейчас мало кто говорит. «Но на самом деле он эффективен, он позволяет собрать на одной площадке городские власти, граждан и бизнес, чтобы они на равных, на партнерских правах находили решение насущных городских проблем», – говорит Абенов. – Вопрос же не только в том, чтобы услышать позицию граждан, а в том, чтобы найти оптимальные пути решения проблем, и механизм такой площадки, как «городской акселератор», позволяет это сделать, позволяет сблизить позиции сторон за счет того, что каждая из них берет на себя встречные обязательства», – отмечает он.

«Городской акселератор» – это программа проектного офиса акимата Нур-Султана, который создан на базе городского центра iKomek. Программа отбирает наиболее острые проблемы города и создает специальные штабы по их разрешению: рабочие группы из экспертов, представителей акимата, общественных объединений, активных жителей, ученых и предпринимателей. Каждая из трех таких групп в течение 100 дней вырабатывает оптимальные решения по улучшению работы КСК, общественного транспорта и очистке столицы от мусора – именно эти три проблемы столицы выбраны в качестве пилотных. Любой горожанин или гость столицы может через сайт акимата внес­ти свой совет по разрешению проблем, над которыми группы работают. В будущем «городской акселератор» с помощью Big Data на базе всех обращений жителей столицы сформирует следующий пакет городских проблем, для решения которых должны создаваться новые рабочие группы.

«В этом механизме власть опирается на ресурсы общества и бизнеса, при этом создается механизм социального партнерства, – отмечает Абенов. – Думаю, что концепция слышащего государства должна наполняться именно такими проектами. Насколько я знаю, этим проектом сейчас заинтересовались в других регионах, в частности в Алматы, и сейчас важно показать его результаты, довести этот проект в Нур-Султане до конца и потом масштабировать его по всей стране».
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif