Перейти к основному содержанию

1867 просмотров

Как новые технологии помогают казахстанской полиции ловить преступников

На диджитализацию МВД государство готово тратить миллиарды тенге

Фото: Blackboard

Внедрение цифровых систем в полиции и проведение начальных этапов реформы МВД дали первые результаты. С начала года преступность в Казахстане снизилась на 14%, раскрываемость увеличилась на 8%. Резкий скачок помогла сделать не только перестроенная кадровая система, но и внедрение автоматизированных программ Smart City.

Прошел почти год с тех пор, как в Казахстане стартовала одна из самых масштабных за последнее время реформ в правоохранительной системе. На реализацию ее в течение трех лет будет направлено свыше 170 млрд тенге. Изначально преобразование системы МВД было нацелено на повышение доверия граждан и сокращение уровня преступности. 

И если первого показателя довольно трудно достичь за такой короткий срок, то уменьшение количества преступлений уже произошло. По информации Комитета по правовой статистике и спецучетам Генпрокуратуры РК, за девять месяцев 2019 года в Казахстане зарегистрировано более 228 тыс. уголовных правонарушений, или на 14% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (265 тыс.). Показатели по раскрываемости увеличились с 71 до 79%.

Согласно данным МВД Казахстана, реформа в первую очередь коснулась оптимизации штатной численности правоохранительных органов. С начала года с руководящих должностей сократили более 1,5 тыс. человек, их перевели на другие должности. Сэкономленные средства пошли на повышение заработной платы на 20–65% участковым, инспекторам патрульной службы, оперативным сотрудникам.

На эффективность работы полиции повлияла и цифровизация многих структурных подразделений МВД. Диджитализация коснулась как внутренних систем учета, так и ежедневной работы центров оперативного управления, следователей, участковых. Так, создание информационной базы данных участковых, покупка специальных планшетов, согласно информации ведомства, позволит в течение трех лет автоматизировать работу 12 тыс. инспекторов полиции. На эти цели из бюджета будет потрачено 2,6 млрд тенге. Аналогичная система для следователей до 2021 года обойдется в 2,3 млрд тенге. Одна из самых капиталоемких задач – открытие новых Центров оперативного управления. С 2013 по 2021 год на эти цели заложено 19,9 млрд тенге. Масштаб проекта – открыть ЦОУ дополнительно в 35 малых городах страны.

За счет внебюджетных источников финансирования по программам государственно-частного партнерства в Алматы, Нур-Султане, Шымкенте, Усть-Каменогорске установлены интеллектуальные системы контроля за дорожной обстановкой «Сергек». Тот факт, что система безопасности программы Smart City уже оправдала свое предназначение, показывают цифры. Например, в столице только за первый год работы смертность от ДТП снизилась на 54%, аварийность на дорогах – на 21%.

Для повышения раскрываемости преступлений, автоматизации процессов в подразделениях МВД совместно с Генпрокуратурой и судебными органами начала работу информационная система «Электронное уголовное дело».

«Нам нужно было отказаться от бумажного варианта ведения уголовных дел. Теперь любые фальсификации, подтасовки, потери останутся в прошлом. В электронном уголовном деле на любой его стадии можно проконтролировать, какая работа ведется, какие документы есть. Притом к электронному варианту имеют онлайн-доступ все участники процесса, в том числе и адвокаты, судьи. За год в рамках этого нововведения только на территории ВКО в пределах пилотного проекта рассмотрено 25 тыс. уголовных дел в электронном формате», – комментирует начальник управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК Даурен Ержанов.

Полная цифровая модернизация всех структурных подразделений в системе МВД будет завершена только к концу 2021 года. К этому времени правоохранительные органы, получившие все современные инструменты для работы, должны не только снизить уровень преступности, но и вернуть доверие казахстанцев.

1106 просмотров

Что показал первый опыт «городского акселератора» Нур-Султана

Реализация концепции слышащего государства нуждается в конкретных инструментах диалога власти и общества

Фото: Depositphotos/photographer-20

Концепция слышащего государства подразумевает, что власть оперативно и эффективно реагирует на все запросы своих граждан. Задача – не просто собрать эти запросы от населения, но и вовлечь его в решение тех проблем, о которых оно заявляет.

Сейчас эти два взаимосвязанных вопроса задачи решаются в стране достаточно «лоскутно». Созданный для установки постоянной коммуникации с обществом Национальный совет общественного доверия (НСОД), с одной стороны, отмечает высокую активность в центральных госорганах начиная с аппарата президента. С другой – недавний конфликт в Жамбылской области – наглядная иллюстрация того, как обстоят дела с построе­нием слышащего государства в регионах. По мнению директора Института евразийской интеграции Ерлана Саирова, конфликта вполне можно было бы избежать, если бы проблемы, накапливавшиеся годами, не замалчивались.  

«События в Кордае показали необходимость оперативного реагирования властей, там проблемы накапливались десятилетиями и их можно было решить давным-давно, причем на местном, локальном уровне, – утверждает член НСОД. – А поскольку проблема замалчивалась, ее конфликтогенный потенциал увеличивался. Главный урок заключается в том, что реагирование на эти проблемы должно носить упреждающий характер, а не совершаться постфактум», – добавляет он.

Ассистент-профессор Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета Салтанат Джаненова подчеркивает: формирование конструкции слышащего государства должно быть системным, а не базироваться на попытках одного-двух акимов выстраивать диалог с населением и бизнесом через соцсети. Такой диалог полностью зависит от личностных качеств руководства госоргана или региона, но при смене руководства весь наработанный опыт в связях с обществом может сойти на нет.

Отсюда вывод: концепция слышащего государства сейчас нуждается в выработке универсальных механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общества, которые будут работать независимо от личности акима. По мнению президента Нацио­нальной палаты образования и инноваций «Серпин» Мурата Абенова, который также является членом НСОД, такой механизм уже создан в Нур-Султане. Речь идет о «городском акселераторе» – электронной площадке по выработке решений проблем региона, вход на которую открыт для любого жителя и гостя столицы.

«Об этом механизме, привезенном в столицу из Дубая, сейчас мало кто говорит. «Но на самом деле он эффективен, он позволяет собрать на одной площадке городские власти, граждан и бизнес, чтобы они на равных, на партнерских правах находили решение насущных городских проблем», – говорит Абенов. – Вопрос же не только в том, чтобы услышать позицию граждан, а в том, чтобы найти оптимальные пути решения проблем, и механизм такой площадки, как «городской акселератор», позволяет это сделать, позволяет сблизить позиции сторон за счет того, что каждая из них берет на себя встречные обязательства», – отмечает он.

«Городской акселератор» – это программа проектного офиса акимата Нур-Султана, который создан на базе городского центра iKomek. Программа отбирает наиболее острые проблемы города и создает специальные штабы по их разрешению: рабочие группы из экспертов, представителей акимата, общественных объединений, активных жителей, ученых и предпринимателей. Каждая из трех таких групп в течение 100 дней вырабатывает оптимальные решения по улучшению работы КСК, общественного транспорта и очистке столицы от мусора – именно эти три проблемы столицы выбраны в качестве пилотных. Любой горожанин или гость столицы может через сайт акимата внес­ти свой совет по разрешению проблем, над которыми группы работают. В будущем «городской акселератор» с помощью Big Data на базе всех обращений жителей столицы сформирует следующий пакет городских проблем, для решения которых должны создаваться новые рабочие группы.

«В этом механизме власть опирается на ресурсы общества и бизнеса, при этом создается механизм социального партнерства, – отмечает Абенов. – Думаю, что концепция слышащего государства должна наполняться именно такими проектами. Насколько я знаю, этим проектом сейчас заинтересовались в других регионах, в частности в Алматы, и сейчас важно показать его результаты, довести этот проект в Нур-Султане до конца и потом масштабировать его по всей стране».
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif