Перейти к основному содержанию

1422 просмотра

Как минимизировать последствия землетрясений в Казахстане

Ведущие специалисты СНГ по сейсмостойкому строительству договорились о совместной работе

Фото: rob zs/Shutterstock

За последние 20 лет территория сейсмоопасных регионов в Казахстане увеличилась с 30 до 43% – такие данные приводит Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры (КазНИИСА). Похожая ситуация наблюдается и в соседних странах. Причины кроются в природных процессах и вмешательстве человека (добыча нефти и полезных ископаемых). Упрямая статистика говорит о повышении вероятности землетрясений, и мы должны быть к этому готовы.

Именно с этой целью специалисты стран СНГ в области сейсмостойкого строительства вводят новые нормы для проектировщиков и строителей по возведению зданий в сейсмоопасных регионах.

«Сейсмологи не могут предсказать землетрясение, но строители обязаны строить надежно», – так определил ответственность инженеров за последствия председатель Межправительственной комиссии по сейсмостойкому строительству и уменьшению природно-техногенных последствий Марк Клячко (Россия).

Говорить на одном языке

Со времен распада СССР каждое союзное государство с разным успехом трудилось над созданием собственных обновленных норм строительства с учетом региональных особенностей. Но за годы работы нормы, коэффициенты и методики все дальше расходились от базовых союзных нормативов. В итоге специалисты разных стран стали говорить об одних и тех же вещах на разных языках.

«У нас даже в рамках родственных документов применяется разная терминология. Так не должно быть», – отмечает заведующий лабораторией сейсмостойкости зданий повышенной этажности КазНИИСА Игорь Ицков.

Попытка создания единых норм и терминов была предпринята еще в 2003 году, но тогда страны так и не смогли договориться, чьи нормативы станут базовыми. И вот в конце 2019 года отрасль дозрела до объединения усилий стран СНГ в области сейс­мостойкого строительства.

Сила – в единстве

С инициативой объединения КазНИИСА выступил в конце 2018 года, а в июне 2019-го институт был избран базовой организацией в области сейсмостойкого строительства стран СНГ. Гендиректор КазНИИСА Бегман Кульбаев, комментируя создание базовой организации, отметил, что ее основная цель – обобщить передовой научно-практический опыт стран-участниц, исключить противоречия и выработать единые нормы в сейсмостойком строительстве, что позволит уменьшить риск катастрофических разрушений.

Инициативе объединения предшествовала практическая работа КазНИИСА по созданию идентичных норм в области сейсмостойкого строительства в Казахстане и Кыргызстане, которая показала, что страны наконец готовы договариваться.

«Было непросто, но мы сумели найти общий язык. Начало нашей деятельности уже положено и апробировано в этом взаимодействии между двумя странами», – отметил Ицков.

Сохранить и приумножить

Большим плюсом создания базовой организации, по словам экспертов, является возможность совместного использования испытательных баз стран Содружества для проведения экспериментальных исследований. Клячко, например, напомнил об уникальной испытательной площадке под Выборгом, которая долгое время была секретной. «Приезжавший в Россию профессор Келли из Беркли был поражен, что у русских есть возможность проведения таких испытаний», – отметил эксперт.

А заведующий отделом сейсмостойкого строительства узбекистанского АО «ТошуйжойЛИТИ» Шамиль Хакимов предложил безвозмездно использовать для исследований испытательную базу в Ташкенте, на которой специалисты стран СНГ смогут проводить уникальные эксперименты.

Советник генерального директора АО «КазНИИСА» Миркен Абаканов, отмечая преимущества объединения, сказал: «Мы всегда мечтали создать для Советского Союза, а позже для стран СНГ трехкомпонентную сейсмоплатформу (платформа для испытаний натуральных фрагментов и крупномасштабных моделей зданий, создающая вибрацию в трех направлениях для имитации реального землетрясения. – «Курсив») и сейсмовзрывные полигоны». Абаканов считает, что совместное решение этой задачи стало бы большим достижением для всех исследователей, ученых и для совершенствования норм сейсмостойкости.

Но не все специалисты согласны с Абакановым. В кулуарах один из участников отрасли выразил мнение, что трехкомпонентная сейсмоплатформа никому не нужна. «Она стоит несколько десятков миллионов долларов, а ее обслуживание весьма дорогое. Малореалистично, чтобы кто-то купил эту платформу. Никто не будет в состоянии оплачивать испытания на этой платформе», – отметил наш собеседник.

Также эксперты призвали использовать лучшие технологические разработки стран СНГ.

«Бетон бетону рознь. От нас долго скрывали – подземные военные сооружения делались на бетоне с камчатским вулканическим шлаком, который набирает прочность быстрее и лучше, чем бетон тяжелый, – поделился Клячко. – А современный наноструктурированный бетон, несмотря на свою высокую стоимость, дает огромный экономический эффект. Все конструкции из этого бетона совершенно иначе себя ведут за счет того, что бетон работает на растяжение. Он прошел тестирование и принят французской академией бетона. Почему мы его не используем?»

Клячко напомнил о разработанных в 1980-х годах методах усиления зданий без выселения людей. Разработки были проведены Японией и Югославией в рамках всемирного конкурса, который был объявлен в СССР после прогноза землетрясения на Камчатке. Стоимость этих методов позволяла произвести усиление зданий без выселения людей за $100–170 за квадратный метр, но эти разработки не применяются, а стоимость аналогичных работ сейчас возросла без каких-либо оснований в десятки раз.

В погоню за развитыми странами

Поможет ли объединение усилий ведущих специалистов стран СНГ догнать развитые страны, от которых отрасль сильно отстала за несколько десятилетий, покажет ближайшее будущее, уверены специалисты. Например, с 1 января 2020 года Казахстан планирует перейти на проектирование с использованием европейских стандартов – Еврокодов. И все нормы, которые разработал и разработает Казахстан совместно с партнерами, должны соответствовать этим стандартам.

КазНИИСА уже провел реформирование нормативно-технической базы: доработаны шкалы интенсивности землетрясений; утверждены и введены в строительные нормы новые карты общего сейсмического зонирования, которые кардинально отличаются от ранее разработанных карт; созданы климатические карты; проведена паспортизация более 10 тыс. домов в Алматы. В планах продолжение работы в других городах Казахстана.

Председатель совета директоров ТОО «BAZIS HOLDING COMPANY» Александр Белович отмечает пассивность многих проектировщиков, лабораторий и строительного бизнеса, из-за чего введение норм может быть отложено. «Но надо понимать, что наступит время, когда тот, кто не умеет проектировать по Еврокодам, останется за бортом. Их проекты не будут приняты. Государство хочет сделать универсальные стандарты, чтобы эти же проектировщики могли проектировать не только в Казахстане, но и в Европе, и в любой части мира», – сказал Белович.

569 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций