Перейти к основному содержанию

1049 просмотров

Громкое налоговое дело завершилось в Караганде

По версии следствия, нанесенный государству ущерб составил свыше 4 млрд тенге

Фото: Shutterstock

Карагандинский областной суд оставил без изменений оправдательный приговор в отношении 11 человек по делу об уклонении от уплаты налогов и выписке фиктивных счетов-фактур, передает Kursiv.kz. 

Апелляционная коллегия согласилась с оправдательным приговором суда первой инстанции, так как органом досудебного расследования были проведены ненадлежащим образом соответствующие проверки. Теперь оправданные вправе подать гражданские иски, чтобы взыскать материальный и моральный ущерб, причиненный незаконным уголовным преследованием. 

«Ряд негласных следственных действий проведен без поручения лица, осуществляющего досудебное расследование, результаты не легализованы в установленном законом порядке. Протоколы обысков, осмотров предметов и документов признаны недопустимыми доказательствами в виду существенного нарушения порядка производства указанных процессуальных действий», - сообщили в пресс-службе Карагандинского областного суда.

По версии следствия, главой организованной преступной группировки являлась 41-летняя карагандинка Алия Кусаинова. Будучи бухгалтером и юристом в одном лице, женщина искала предприятия, занимающиеся разными видами деятельности - от строительно-монтажных работ до поставки стройматериалов. А ее сообщники специализировались на поиске предпринимателей, которые хотели уклониться от уплаты налогов. Таким образом, Кусаинова приобрела семь ТОО, и от их лица беспрепятственно выписывала акты выполненных работ, счета-фактуры и другие бухгалтерские документы. С каждого бухгалтерского документа ОПГ получала от 1 до 10% выгоды. 

Следственные органы пытались доказать, что ОПГ реализовывала свои преступные планы с 2014 по 2017 год. За это время ее «клиентами» стали около 10 крупных предприятий, с которыми заключались многомиллионные договоры. В итоге ущерб, нанесенный государству, составил свыше 4 млрд тенге. 

На скамье подсудимых, кроме Кусаиновой и ее трех подчиненных, оказались и руководители предприятий, активно сотрудничавшие с ними. Фигурантам уголовного дела вменялись обвинения по статьям: создание и руководство организованной преступной группой в целях совершения преступлений, выписка фиктивных счетов-фактур и уклонение от уплаты налогов.

Однако Октябрьский районный суд Караганды, который рассматривал дело на протяжении пяти месяцев, счел доводы прокурора и собранные по делу доказательства недостаточными. Таким образом, он оправдал всех фигурантов уголовного дела и вынес частное постановление в адрес генерального прокурора. В постановлении судья указал на грубые нарушения норм закона, допущенные следственно-оперативной группой службы экономических расследований, и отсутствии прокурорского надзора при досудебном расследовании. Приговор составил более тысячи страниц. 

Не согласившись с вынесенным судебным актом, прокуратура пыталась опротестовать его в Карагандинском областном суде. Однако из этого ничего не вышло. 

Напомним, в Караганде на стадии досудебного расследование находится аналогичное уголовное дело в отношении еще одной группы лиц. Следствие полагает, что ее участники выписывали первичные бухгалтерские документы и сопроводительные накладные на нефтепродукты без фактической отгрузки горюче–смазочных материалов, тем самым помогая контрагентам уклониться от уплаты налогов. Сумма выписанных накладных превышает 69 млрд тенге. Расследование уголовного дела пока приостановлено надзорным органом.

547 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций