Голландцы научат казахстанцев правильно сажать сады

Они будут выращивать новейшие сорта плодовых деревьев и распространять их по фермерским хозяйствам

Фото: Shutterstock

В Талгарском районе Алматинской области при сотрудничестве с местными учеными 14 голландских компаний разобьют демонстрационный сад. Здесь будут выращивать новейшие сорта плодовых деревьев и распространять их по фермерским хозяйствам. За три года организаторы проекта обещают помочь засадить садами не менее 1,8 га площади – по 600 га в год.

Выращиванию яблок в Казахстане была посвящена целая тематическая сессия IV Центрально-Азиатского агротехнологического саммита. Руководитель проекта компании Dutch Fruit Solutions Kazakhstan Альфред Эверс рассказал, что в Казахстане под его руководством будет реализован совместный казахстанско-голландский проект ГЧП по выращиванию интенсивных плодовых садов на научной основе. Проект рассчитан на три года.

Привезут саженцы и технологии

В конце октября в Нидерландах прошла встреча на высшем уровне – премьер-министры Казахстана и Нидерландов встретились на казахстанско-голландском форуме, где присутствовали министр сельского хозяйства РК Сапархан Сапаров, вице-министр Гульмира Исаева. Голландцы рассказали о своем проекте, получили одобрение и заручились поддержкой на уровне Минсельхоза РК.

Вместе с тем, выступая в ходе Центрально-Азиатского агротехнического саммита, г-н Эверс отметил: «Наши технологии очень высокие. Мы хотели бы помочь казахстанским садоводам производить продукции в три-четыре раза больше, чем они собирают сейчас. Речь идет прежде всего об интенсивных садах, которые очень популярны в Европе – они располагаются а небольших территориях, но дают высокие урожаи».

Он рассказал, что в Казахстане будет создана площадка для сотрудничества, где будут представлены 14 компаний, которые занимают лидирующие позиции на рынке плодоводства в Голландии. Каждая из них войдет в этот кластер со своими технологиями.  

Первое, что они начнут делать в Казахстане, – создадут демонстрационный участок, где будут выращиваться самые лучшие саженцы районированных к казахстанскому климату яблонь, груш, черешен, абрикосов по голландским передовым технологиям с применением капельного орошения. В этом процессе будут участвовать ученые КазНАУ, представители исследовательских институтов, а также инвесторы.

По словам Альфреда Эверса, начинать работу по выращиванию интенсивных садов они планируют с Алматинской области, для этого был выбран участок в Талгарском районе. В последующем проект начнет развиваться в Жамбылской и Туркестанской областях. Именно эти три региона являются основными в производстве плодовой продукции. Подобный пилотный проект по выращиванию садов появится и в Шымкенте.

Хотим расширять площади

Руководитель управления переработки и кооперации Министерства сельского хозяйства РК Гульнар Бижигитова рассказала, что, несмотря на то, что политика государства в отрасли сельского хозяйства направлена на замещение импорта и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в Казахстан пока еще завозится большое количество яблок.

Так, на сегодня казахстанцы лишь на 69,5% обеспечены собственными яблоками. В год южные регионы страны выращивают 222 тыс. т яблок. По сравнению с 2014 годом рост сбора местных яблок составляет 40%. При этом внутреннее потребление яблок составляет 320 тыс. т. Разница обеспечивается за счет импорта яблок – в 2018 году он составил 100 тыс. т.

«Площади наших садов составляют всего 34,7 тыс. га, в основном в Туркестанской, Алматинской областях. К 2024 году мы планируем выйти на полную обеспеченность своими яблоками. Нужно расширять площади высадки яблоневых садов, принять меры по обеспечению фермеров высокопродуктивным безвирусным посадочным материалом по доступной цене, организовать сбыт продукции, выход на новые рынки», – заявила Гульнар Бижигитова. По ее словам, в планах государства – в ближайшие пять лет расширить площадь под фруктовые сады до 47 тыс. га.

Для того чтобы увеличить площади яблоневых садов, по словам Бижигитовой, для заинтересованных предпринимателей предусмотрено льготное кредитование через «КазАгро», инвестиционное субсидирование, снятие барьеров по применению современных средств агрохимии.

Если сейчас по линии «КазАгро» кредиты сельхозформированиям выдаются под 7-8%, то предполагается, что они снизятся до 4-6% на долгосрочный период.

Эксперт также напомнила, что в рамках господдержки действует такая мера, как инвестиционное субсидирование – возмещается 25% от затрат инвестора на приобретение сельхозтехники, строительство фрукто-, овощехранилища.  

Потенциал есть – нужны деньги

По словам Альфреда Эверса, на сегодняшний день в Нидерландах растет 6 тыс. га яблоневых садов и 10 тыс. га  грушевых. Производство яблок составляет 45 тыс. т на га, груш – 40 т на га.

Голландия занимает второе место после США по экспорту своей сельскохозяйственной продукции. И выращивает 15% от общего объема фруктов в мире. Население страны примерно такое же, как в Казахстане, – 18 млн человек. Но при этом Казахстан по территории в 80 раз больше, чем Голландия.

По словам г-на Эверса, используя свой опыт, они могли бы помочь Казахстану осваивать под сады 600 га в год и получать высокие урожаи. Он пояснил, что от казахстанского бизнеса потребуются немалые вложения средств в разбивку интенсивных садов, но все инвестиции оправданны. Демонстрационный участок в Алматы позволит показать садоводам, что, вкладывая деньги в науку и новые технологии, они смогут получить гарантированно высокие урожаи фруктов и, соответственно, прибыль.

«Мы встречались с представителями компаний, которые занимаются выращиванием яблок, и я спросил, сколько вам платят за яблоки хорошего качества. Они ответили, что 50 евроцентов за килограмм. В Голландии за килограмм яблок высокого качества мы получаем 25 евроцентов. В Казахстане вдвое выгоднее инвестировать деньги в яблоневые сады высокого качества. Они принесут отличную прибыль. Не нужно перерабатывать яблоки в сок – просто выращивайте яблоки самого лучшего качества», – заключил г-н Эверс.

цавцацуацуа.png

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg