Перейти к основному содержанию

1952 просмотра

Главные мифы о коворкингах

Рассказывает основатель консалтинговой компании PFM Solutions

Фото: Shutterstock.com

Модное слово «коворкинг» вошло в обиход сравнительно недавно – около 10 лет назад. «Википедия» определяет это понятие как подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве. Но коворкинг – это не просто пространство для совместной работы и нетворкинга, а изменение парадигмы и культуры ведения бизнеса. Новизна и ограниченность информации, как это часто бывает, рождают мифы. Вот лишь некоторые из них.

Миф 1. Все пространства для совместной работы – это коворкинги

Коворкинги не одиноки. Другой разновидностью совместного рабочего пространства является сервисный офис. Около месяца назад в кругах экспертов завязалась дискуссия о различиях коворкингов и сервисных офисов, результатом которой стала наглядная схема от www.gorillaspace.co (платформа для поиска и сдачи в аренду офисной недвижимости в Сингапуре – «Курсив»), с которой я полностью согласен.

glavnye-mify-o-kovorkingah.png

Миф 2. Спрос на коворкинги превышает предложение

Эксперты Cushman & Wakefield, одной из крупнейших компаний на мировом рынке коммерческой недвижимости, утверждают, что спрос на коворкинги в ближайшие годы вырастет в пять раз. Есть ли к этому предпосылки? 

Последние события с сетью коворкингов WeWork заставляют задуматься о справедливости данных прогнозов: сеть так и не смогла доказать, что сможет заработать деньги. Напомню, что совсем недавно WeWork считался самым дорогим стартапом, но его оценка незадолго до IPO упала более чем на 70% буквально за несколько дней, и IPO пришлось отменить.

Однако потребность в подобных пространствах, несомненно, есть. Несмотря на высокую стоимость «квадрата» в коворкингах или сервисных офисах, бизнес с лихвой экономит на аренде офиса «по требованию». Кроме того, в Казахстане, как и в России, наметился тренд – корпоративные заказчики не хотят вкладываться в ремонт офиса, поэтому и модель коворкинга или сервисного офиса им может подойти лучше. 

Но если прагматичные столичные города Казахстана отвечают на рост пробок бурным ростом спроса на такие пространства, то в регионах все не так однозначно. Конкуренцию бизнесу пространств для совместной работы создает масса небольших готовых офисов без сервиса, но с низкой арендой. Отсутствие роста экономики, желание предпринимателей сократить расходы становятся не лучшими помощниками продавцов коворкинга.

Истории взрывного роста и последующих затяжных кризисов на рынке недвижимости развернули владельцев офисов лицом к клиенту. Они готовы на все, лишь бы собственное здание с классической арендой не пустовало. Хочется дать совет и владельцам недвижимости, и тем, кто развивает бизнес коворкингов: аккуратнее, господа бизнесмены, лучше расти помедленнее, пока предпосылок отдать вам лишние деньги из бизнеса нет. А на тех, кто остался без работы и не может трудиться дома, много не заработаешь. 

Миф 3. Владельцу офиса выгоднее сдавать его под коворкинг

На рынке Казахстана, как и России, существуют проекты, которые создают сами девелоперы. Зачастую владельцы офисов радуются цифрам, которые считают их калькуляторы: цена коворкинга для клиента за квадратный метр дороже по сравнению с классической арендой минимум в два-три раза. Возможные сомнения собственников полностью затмевают жажда денег и завышенные ожидания от сроков окупаемости после уверенных заявлений аналитиков и статистов о бурном росте спроса и открытии новых проектов. Хайп сделал свое дело! Увы, модель коворкингов очень чувствительна к операционным расходам. Согласно открытым данным, размер прибыли одной публичной сети составляет 2–3%. На таких процентах можно выстраивать только масштабный бизнес, а одиночный проект становится лишь инфраструктурным проектом здания, как часть концепции, или точкой притяжения для решения задачи девелопера по удержанию текущих клиентов, но не доходным бизнесом. Просто факты: известная российская компания O1 Properties, держатель качественных офисных активов, стала инвестировать в коворкинги на арендованных площадках, а не на своих.

Когда выбираете коворкинг, обращайте внимание на владельца: выживут не все, а вам придется искать себе новый офис.

Миф 4. Коворкинг – это дорого

Очень часто клиенты, сравнивая цены за «квадрат», отказываются от перехода из классического офиса на модель совместного рабочего пространства. Но работа в коворкинге или сервисном офисе меняет не только сам принцип аренды – оплата стола, а не квадратного метра, но и требует изменения подхода к ведению бизнеса. 

Конечно, не всем подходит данная модель. При принятии решения надо считать, сколько вы и ваши сотрудники проводите времени в офисе и нужно ли вам платить за пустые рабочие места. Но меняя парадигму ведения бизнеса с постоянной оплаты квадратных метров на модель «по требованию» и переезжая в коворкинг, вы вполне можете сократить свои расходы в административной доле бюджета на 20–30%.

«Билайн» пошел на такой эксперимент – переводит персонал на домашнюю работу. В масштабах «Билайна» экономия на аренде составила десятки миллионов долларов.

Сегодня у консультантов в недвижимости появился новый продукт – оптимизация офисного пространства. Консультанты выходят за грань простого брокера и становятся более профессиональными, помогая своему клиенту искать оптимальные решения между классической арендой и использованием коворкинга и разбираться в этой новой парадигме ведения бизнеса.

На фоне бурного роста и последующего стремительного падения капитализации сети коворкингов WeWork невольно приходишь к мысли, что история «пузырей» пока нас мало чему научила, но все же с появлением коворкингов мир уже не будет прежним.


Материалы по теме

49448 просмотров

Почему Ташкент стал новой столицей недвижимости

Разбираем исследование PWC

Фото: Shutterstock.com

От Алматы до столицы Узбекистана Ташкента 1,5 часа пути на самолете, но об этой средне­азиатской стране многие знают меньше, чем о далеких Таиланде и Вьетнаме, хотя Ташкент с населением 2,5 миллиона человек является одним из крупнейших городов бывшего СССР, уступая по численности лишь Москве, Санкт-Петербургу и Киеву.

После смены власти в Узбекистане во многих сферах была объявлена либерализация: отменено регулирование курса доллара, а развитие туризма власти отнесли к приоритетным направлениям. С 2017 года Узбекистан начал проводить политику открытых дверей по отношению к зарубежным инвесторам, и международные эксперты уже отмечают рост инвестиций в Узбекистан. По прогнозам МВФ на конец 2023 года доля инвестиций в структуре ВВП страны превысит 39%, что станет максимальным показателем для всех стран бывшего СССР. 

Проведенные реформы позволили Узбекистану войти в топ-20 стран, достигших наибольшего прогресса в улучшении делового климата, согласно отчету Всемирного банка Doing Business-2020. Развитию экономики страны способствует наличие крупнейшего внутреннего рынка в регионе, низкие операционные издержки и дешевая рабочая сила – средняя заработная плата здесь составляет около $300 в месяц, что почти вдвое меньше, чем в Казахстане.  

На фоне новой экономической политики в стране начала динамично развиваться торговая недвижимость. Хотя после 2010 года в Ташкенте и так активно строились торговые объекты нового формата, именно за прошедшие два года объем предложений качественных торговых площадей вырос более чем в два раза. И тем не менее столица Узбекистана все еще значительно – примерно в 10 раз – уступает мегаполисам соседнего Казахстана по обеспеченности торговыми площадями.
 
Развитие качественного ретейла в стране, как и в Казахстане, сдерживает низкий уровень жизни населения и приверженность традиционному формату – базарам. Но спрос постепенно смещается в сторону торговых центров. Средняя заполняемость лидеров рынка составляет 95%.  Росту спроса способствует омоложение и урбанизация населения: за последние несколько лет количество горожан превысило количество сельчан. А с отменой прописки, запланированной на апрель 2020 года, темпы урбанизации возрастут еще больше.

Кроме того, в Узбекистане активно развивается индустрия гостеприимства. Пока большинство мест проживания относится к мини-отелям и гостиницам низких ценовых категорий. Тем не менее в столице около трети предложений представлено качественным номерным фондом, включая отели класса люкс – Hyatt Regency и Hilton Tashkent City, международные отели Radisson Blu, Lotte City, Wyndham, Ramada, а также отели местных операторов и гостиницы советского периода, прошедшие через реновацию. К 2021 году номерной фонд качественных отелей должен увеличиться более чем в два раза.

Росту рынка гостеприимства способствует ежегодное увеличение турпотока и длительности пребывания в городе (в среднем 2,6 дня). Основные виды туризма в Узбекистане – бизнес-туризм, а также религиозный туризм.

По наблюдениям PWC при развитии гостиничного рынка в странах Восточной Европы в первую очередь на рынок выходят отели наиболее дорогих ценовых категорий, а затем постепенно в объеме нового строительства начинают превалировать объекты средней ценовой категории. Поэтому эксперты PWC считают, что наибольший потенциал развития в Узбекистане в среднесрочной перспективе имеют отели категории 3–4.

В целом в стране активно реализуются масштабные проекты многофункциональной застройки, причем не только в столице, но и в других городах. Наиболее известным является проект строительства делового центра «Ташкент Сити». На площади 80 га в центре города будут возведены бизнес-центры, выставочные центры, торговые площади, технопарк, жилой квартал и сопутствующая инфраструктура.

Многие эксперты сходятся во мнении, что Узбекистан обладает потенциалом «спящего тигра», «нового экономического гиганта» или «нового азиатского дракона».


Материалы по теме

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif