Перейти к основному содержанию

1602 просмотра

Главные мифы о коворкингах

Рассказывает основатель консалтинговой компании PFM Solutions

Фото: Shutterstock.com

Модное слово «коворкинг» вошло в обиход сравнительно недавно – около 10 лет назад. «Википедия» определяет это понятие как подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве. Но коворкинг – это не просто пространство для совместной работы и нетворкинга, а изменение парадигмы и культуры ведения бизнеса. Новизна и ограниченность информации, как это часто бывает, рождают мифы. Вот лишь некоторые из них.

Миф 1. Все пространства для совместной работы – это коворкинги

Коворкинги не одиноки. Другой разновидностью совместного рабочего пространства является сервисный офис. Около месяца назад в кругах экспертов завязалась дискуссия о различиях коворкингов и сервисных офисов, результатом которой стала наглядная схема от www.gorillaspace.co (платформа для поиска и сдачи в аренду офисной недвижимости в Сингапуре – «Курсив»), с которой я полностью согласен.

glavnye-mify-o-kovorkingah.png

Миф 2. Спрос на коворкинги превышает предложение

Эксперты Cushman & Wakefield, одной из крупнейших компаний на мировом рынке коммерческой недвижимости, утверждают, что спрос на коворкинги в ближайшие годы вырастет в пять раз. Есть ли к этому предпосылки? 

Последние события с сетью коворкингов WeWork заставляют задуматься о справедливости данных прогнозов: сеть так и не смогла доказать, что сможет заработать деньги. Напомню, что совсем недавно WeWork считался самым дорогим стартапом, но его оценка незадолго до IPO упала более чем на 70% буквально за несколько дней, и IPO пришлось отменить.

Однако потребность в подобных пространствах, несомненно, есть. Несмотря на высокую стоимость «квадрата» в коворкингах или сервисных офисах, бизнес с лихвой экономит на аренде офиса «по требованию». Кроме того, в Казахстане, как и в России, наметился тренд – корпоративные заказчики не хотят вкладываться в ремонт офиса, поэтому и модель коворкинга или сервисного офиса им может подойти лучше. 

Но если прагматичные столичные города Казахстана отвечают на рост пробок бурным ростом спроса на такие пространства, то в регионах все не так однозначно. Конкуренцию бизнесу пространств для совместной работы создает масса небольших готовых офисов без сервиса, но с низкой арендой. Отсутствие роста экономики, желание предпринимателей сократить расходы становятся не лучшими помощниками продавцов коворкинга.

Истории взрывного роста и последующих затяжных кризисов на рынке недвижимости развернули владельцев офисов лицом к клиенту. Они готовы на все, лишь бы собственное здание с классической арендой не пустовало. Хочется дать совет и владельцам недвижимости, и тем, кто развивает бизнес коворкингов: аккуратнее, господа бизнесмены, лучше расти помедленнее, пока предпосылок отдать вам лишние деньги из бизнеса нет. А на тех, кто остался без работы и не может трудиться дома, много не заработаешь. 

Миф 3. Владельцу офиса выгоднее сдавать его под коворкинг

На рынке Казахстана, как и России, существуют проекты, которые создают сами девелоперы. Зачастую владельцы офисов радуются цифрам, которые считают их калькуляторы: цена коворкинга для клиента за квадратный метр дороже по сравнению с классической арендой минимум в два-три раза. Возможные сомнения собственников полностью затмевают жажда денег и завышенные ожидания от сроков окупаемости после уверенных заявлений аналитиков и статистов о бурном росте спроса и открытии новых проектов. Хайп сделал свое дело! Увы, модель коворкингов очень чувствительна к операционным расходам. Согласно открытым данным, размер прибыли одной публичной сети составляет 2–3%. На таких процентах можно выстраивать только масштабный бизнес, а одиночный проект становится лишь инфраструктурным проектом здания, как часть концепции, или точкой притяжения для решения задачи девелопера по удержанию текущих клиентов, но не доходным бизнесом. Просто факты: известная российская компания O1 Properties, держатель качественных офисных активов, стала инвестировать в коворкинги на арендованных площадках, а не на своих.

Когда выбираете коворкинг, обращайте внимание на владельца: выживут не все, а вам придется искать себе новый офис.

Миф 4. Коворкинг – это дорого

Очень часто клиенты, сравнивая цены за «квадрат», отказываются от перехода из классического офиса на модель совместного рабочего пространства. Но работа в коворкинге или сервисном офисе меняет не только сам принцип аренды – оплата стола, а не квадратного метра, но и требует изменения подхода к ведению бизнеса. 

Конечно, не всем подходит данная модель. При принятии решения надо считать, сколько вы и ваши сотрудники проводите времени в офисе и нужно ли вам платить за пустые рабочие места. Но меняя парадигму ведения бизнеса с постоянной оплаты квадратных метров на модель «по требованию» и переезжая в коворкинг, вы вполне можете сократить свои расходы в административной доле бюджета на 20–30%.

«Билайн» пошел на такой эксперимент – переводит персонал на домашнюю работу. В масштабах «Билайна» экономия на аренде составила десятки миллионов долларов.

Сегодня у консультантов в недвижимости появился новый продукт – оптимизация офисного пространства. Консультанты выходят за грань простого брокера и становятся более профессиональными, помогая своему клиенту искать оптимальные решения между классической арендой и использованием коворкинга и разбираться в этой новой парадигме ведения бизнеса.

На фоне бурного роста и последующего стремительного падения капитализации сети коворкингов WeWork невольно приходишь к мысли, что история «пузырей» пока нас мало чему научила, но все же с появлением коворкингов мир уже не будет прежним.

380 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций