Перейти к основному содержанию

464 просмотра

Елімізде ең төменгі күнкөріс шегі –32,2 мың теңге

Көш басында Маңғыстау облысы мен Нұр-Сұлтан, Алматы қалалары тұр

Фото: Shutterstock

Қазан айында еліміздегі ең төменгі күнкөріс деңгейі 32,2 мың теңгені құрады. Бұл көрсеткіш былтырғы қазан айындағы 28,6 мың теңгемен салыстырғанда, 12,4 пайызға өскен. Ең төменгі күнкөріс шегіне 3-4 мың теңге қосылғанымен, осы аралықта түрлі тауарлар мен азық-түлік бағасы 5,5 пайызға қымбаттады деп жазады Finprom.kz

ҚР ЭМ Статистика комитетінің деректеріне сүйенсек, әлеуметтік-демографиялық топтар бойынша ең төменгі күнкөріс деңгейі төмендегідей: 13 жасқа дейінгі балалар үшін — 28,1 мың теңге, 18 жастан асқан ерлер үшін — 37,8 мың теңге, 18 жастан асқан әйелдер үшін – 30 мың теңге, зейнеткерлер мен қарттар үшін –29,8 мың теңге.

Ал аймақтар бойынша қарастырсақ, ең төменгі күнкөріс деңгейінің ең жоғары мөлшері Маңғыстау облысында  – 39,5 мың теңге, бұл көрсеткіш орташа республикалық мәннен 22,8%-ға артық.

1_60.png

Алғашқы үштікке Нұр-Сұлтан және  Алматы кірген, бұл қалаларда ең төменгі күнкөріс деңгейі, тиісінше 37,2 және 35,5 мың теңгені құрады. Елордадағы ең төменгі күнкөріс деңгейі республика бойынша орташа мәннен 15,6%-ға, ал «оңтүстік астанада» –10,2%-ға артық. 

Ең төменгі күнкөріс деңгейінің ең аз мәні Павлодар облысында тіркелген – 28,3 мың теңге. Ол орташа республикалық мәннен 11,9%-ға кем. Сондай-ақ, Батыс Қазақстан және Қызылорда облыстары да аутсайдерлердің қатарында. Аталған облыстарда ең төменгі күнкөріс деңгейі – 28,9–29,4 мың теңге шамасында. 
ҚР Статистика комитетінің анықтамасы.

23_3.png

Ең төменгі күнкөріс деңгейі – шамасы бойынша ең төмен тұтыну себетiнiң құнына тең, бір адамға арналған ең төмен ақшалай кiрiс. Ең төмен тұтыну себетi адамның тыныс-тіршілігін қамтамасыз ету үшін қажетті тамақ өнімдерінің, тауарлар мен көрсетілетін қызметтердің заттай және құн түріндегі ең төмен жинағын білдіреді. Ол азық-түлік себетінен және азық-түлік емес тауарлар мен көрсетілетін қызметтерге жұмсалатын шығыстардың тіркелген үлесінен тұрады. Ең төмен күнкөріс деңгейін есептеуге арналған аз тұтынылатын азық-түлік емес тауарлар мен көрсетілетін қызметтерге жұмсалатын шығыстардың үлесі ең төменгі тұтыну себеті құнының 45 пайыздық мөлшерінде белгіленген.

817 просмотров

Как киберпреступники «работают» с вашей психологией

И почему «письма счастья» продолжают взламывать гаджеты

Фото: Preechar Bowonkitwanchai

Киберпреступники уже достаточно давно используют в своих схемах знание психологии. Однако она же может объяснить, почему те или иные методы злоумышленников срабатывают, а самое главное – какую стратегию защиты выбрать. Многие психологи анализируют схемы атак и причины их эффективности. Расскажу о гипотезе, пытающейся объяснить, почему при всей эффективности антифишинговых технологий письма-ловушки все равно порой могут причинять значительный ущерб. А главное – что с этим делать.

Организация мер по защите от спама и фишинга, пожалуй, одна из самых нужных для большинства компаний. При расследовании киберинцидентов наши эксперты чаще всего обнаруживают, что проблемы начались именно с письма – как в случае массовых рассылок, так и при целевых атаках. Сейчас почтовые фильтры умеют достаточно точно выявлять типичные фишинговые письма. Но порой злоумышленникам удается прорваться и доставить послание человеку – самому слабому звену в цепи защиты (например, захватив реальный почтовый ящик партнера). И вот тут оказывается, что чем эффективнее фильтры, то есть чем реже человек встречается с фишингом, тем выше у прорвавшегося письма
шансы на успех.

Эксперимент психологов

О прямой зависимости между частотой встреч пользователя с вредоносными письмами и их успешным распознаванием задумались два американских исследователя – Бен Д. Сойер из Массачусетского технологического института и Питер Хэнкок из Университета Центральной Флориды. Они опирались на давно известный в психологии эффект распространенности. Его суть заключается в том, что человек скорее пропустит (или не выявит) сигнал, если тот менее распространен, чем сигнал, который встречается часто.

Исследователи решили проверить свою теорию на практике и провели эксперимент, в ходе которого участникам присылали письма, часть из которых содержала вредоносные вложения. Опасные письма встречались подопытным с разной вероятностью: у кого-то всего 1% посланий имел вредонос во вложении, у кого-то – 5%, а у кого-то – 20%. В результате исследователи подтвердили свою гипотезу и выяснили, что чем реже встречается угроза, тем сложнее ее распознать.

Следует отметить, что экспериментаторы работали с достаточно небольшой выборкой – 33 испытуемых. Кроме того, все участники были студентами, поэтому слепо верить выкладкам ученых преждевременно. Однако в психологии эффект распространенности считается доказанным, так почему бы ему не работать и в отношении фишинговых писем? В любом случае авторы обещают доработать гипотезу.

Возможное объяснение феномена, от которого отталкиваются исследователи, – это усиление доверия к безопасной системе. Получается, что работа антифишинговых технологий, с одной стороны, ограждает пользователя от опасностей, а с другой – усып­ляет его бдительность. Сами исследователи, кстати, говорят, что злоумышленники могут знать об этом эффекте и потому специально присылать вредоносы пореже.

Как вы наверняка догадываетесь, мы не призываем отказываться от автоматизированных защитных систем. Однако если гипотеза Сойера и Хэнкока верна, то пользователям, возможно, иногда полезно сталкиваться с фишинговыми письмами – разу­меется, не настоящими. В ходе этих проверок обучающиеся получают прививку от фишинговых писем и должны верно на них отреагировать. Это поможет держать сотрудников в тонусе, чтобы они не забывали, как выглядят опасные сообщения. Не повредят такие письма и в том случае, если гипотеза американских ученых несостоятельна. По крайней мере, человек, руководящий обучением, узнает, кто слабое звено.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance