Перейти к основному содержанию

325 просмотров

Депутаты предложили ужесточить наказание за рекламу наркотиков

Правительство с их доводами на сегодня не согласно

Фото: Аскар Ахметуллин

Сегодня в ходе пленарного заседания мажилиса депутаты приняли в первом чтении проект закона по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Но, как выяснилось, в документ не вошли предложения по ужесточению наказания тех, кто занимается пропагандой и рекламой наркотиков.

«Вы знаете, как у нас распространяются наркотики? Они у нас распространяются в местах массового скопления молодежи. Ночные клубы, кафе, рабочие поселки, всем нам известные ямы и закладки, и делается это небольшими партиями, небольшими дозами. Давно изучили Уголовный кодекс эти преступники и знают, что если эта партия вот столько–то, то можно избежать наказания. Вы же все это знаете. Давайте и для таких распространителей ужесточим наказание, чтобы сама мысль о наркотиках вызывала страх», – сказал спикер мажилиса Нурлан Нигматулин.

Но, как стало известно, данное предложение депутатов правительством было отклонено. Там сослались на проводимую гуманизацию уголовного законодательства. Разработчики в лице МВД и Генеральной прокуратуры позицию депутатов не поддержали. 

«В ходе рассмотрения данного проекта закона наши коллеги  вносили поправки об установлении уголовной ответственности таким наркопреступникам. Однако эти поправки ни уполномоченными органами, ни правительством в целом не были поддержаны. Поясните, пожалуйста, почему эти поправки не были поддержаны», – сказал депутат Мурат Темиржанов.

По словам Нурлана Нигматулина, речь идет о статье 297 УК РК, которая предусматривает ответственность за пересылку и сбыт наркотиков посредством электронных информационных ресурсов. Но, как указал спикер, под эту статью подпадают те, кто размещает в интернете предложения по наркотикам, и те, кто посредством социальных сетей указывает места закладки наркотиков, то есть те самые «трафаретчики», которые рисуют на зданиях, заборах условные знаки, направления, где нужно брать наркотики.

«Правильно будет, если в Уголовном кодексе будет предусмотрена ответственность для тех, кто осуществляет и пропаганду, и незаконную рекламу наркотиков. И ответственность должна быть соразмерна степени и размеру вреда, которую они причиняют… Мы с вами должны создать в Казахстане такие условия, чтобы у всех, кто пытается распространять наркотики, земля горела под ногами, а над головой был дамоклов меч. И депутаты законодательно готовы поддержать в решении этой задачи. Главное, чтобы в борьбе с наркобизнесом была заинтересованность самих правоохранительных органов, откровенно говоря», – сказал Нигматулин.

По его словам, борьба с наркотиками должна вестись по всем фронтам, особенно со сбытчиками, с теми, кто им помогает, и кто служит в рядах полиции.

«Органами внутренних дел еще на стадии предварительного следствия половина уголовных дел прекращается по реабилитирующим основаниям. Что получается? Поймали, дело возбудили, а дальше – наверное, договорились. По-другому это не видится. К сожалению, из года в год растет число сотрудников ОВД, привлеченных за содействие сбыту наркотиков, то есть это те, кто должен бороться с наркопреступностью», – сказал Нигматулин.

Так, по его данным, в 2015 году было возбуждено четыре уголовных дела в отношении сотрудников по содействию сбыту наркотиков, в 2016 году  уже 10, в 2017-м – уже 20.

«И это все люди, которые должны бороться с наркопреступностью, а не крышевать ее», – резюмировал Нигматулин. 

Представители МВД и Генеральной прокуратуры с доводами депутатов согласились и пообещали вернуться к обсуждению этой нормы ко второму чтению.

359 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций