Перейти к основному содержанию

3078 просмотров

Что сделает Казахстан с затонувшими кораблями на Каспии

Из-за кладбища кораблей судам приходится идти по длинному маршруту

Фото:Mammadova_Ul/Shutterstock

В казахстанском секторе Каспия есть несколько опасных для судоходства районов. Самые сложные из них – это район 200 и 214. Здесь находится самое большое в этом море кладбище затонувших кораблей. Ранее этот район использовали вооруженные силы бывшего СССР – суда служили мишенями. Чтобы обогнуть его, суда вынуждены делать большой крюк, проходя расстояние в два раза больше.

«На одном из совещаний в управлении природопользования мы предложили идею – сделать канал через этот район, расчистить его. Например, объявить тендер, и я думаю, что судоходные компании с радостью все очистят, ведь они несут огромные расходы, когда обходят этот район стороной», – рассказал в интервью «Курсиву» заместитель руководителя РГУ «Морская администрация портов Актау и Баутино» Комитета транспорта министерства по инвестициям и развитию РК Асылбек Тенизбаев.

Но проблема в том, что за несколько десятилетий эти суда превратились в искусственные рифы – сюда идет на нерест рыба. В министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК в ответ на запрос «Курсива» отметили, что в соответствии с данными, представленными Министерством обороны РК, обследование всех затонувших объектов в море проведено, уточнены их координаты. 

«Поскольку затопление в Каспийском море судов, использовавшихся при СССР в качестве мишеней для военных стрельб, осуществлялось вне расположения судоходных маршрутов, и данные объекты не создают угрозу безопасности мореплавания, принятие мер по их подъему не требуется», –говорится в ответе министерства индустрии и инфраструктурного развития РК на запрос «Курсив».

Среди судов, которые были подняты со дна моря и утилизированы –  азербайджанское промыслово-транспортное судно «Саринский рыбак», которое затонуло на входе в Урало-Каспийский канал в ноябре 2001 года, и российский танкер «Аракс», севший на мель недалеко от села Курык в 2017 году. Первое утилизировали в 2015 году, работы обошлись бюджету в 305 млн тенге. «Аракс» очистили от нефтеотходов и пустили на металлолом в 2018 году, из областного бюджета были выделены 39 млн тенге.   

«Оставшиеся объекты не создают угрозу безопасности судоходства, в связи с чем отсутствует экономическая целесообразность их поднятия. При этом их месторасположения ограждены навигационными знаками», – значится в сообщении МИИР.

Где владельцы?

В Тупкараганском заливе уже больше двадцати лет близ побережья затоплены множество судов – эти понтоны, баржи, катера не имеют владельцев. Правда, они не создают угроз судоходству.

«К нам обращались с просьбой разрешить утилизировать то или иное судно, но не было документов для подтверждения владения этим судном. Если мы разрешим утилизировать какое-нибудь ржавое судно, то завтра может объявиться владелец и сказать, что у меня там был корабль на ходу, но он исчез. Ответственность будем нести мы», − добавляет заместитель руководителя учреждения.

По закону утилизировать судно можно только через пять лет с момента его регистрации как бесхозного. Пока не было зарегистрировано ни одного судна, стоящего в казахстанском секторе Каспия. Что касается иностранных судов, которые в разное время садились на мель у берегов Казахстана, то судовладельцы (даже если они и были) не спешили сами утилизировать свои корабли. В итоге все работы проводились за счет бюджета.

«В настоящее время проводится работа по ратификации Найробийской международной конвенции 2007 года «Об удалении затонувших судов», которая позволит установить финансовое обеспечение ответственности судовладельца за своевременное удаление затонувшего или севшего на мель судна, любой его части, включая объекты, находящиеся на борту такого судна», – говорится в ответе на запрос.

Затонувшие клады

Ровно 100 лет назад в Тубкараганском заливе, где сейчас расположен порт Баутино и еще несколько причалов иностранных судоходных компаний,  разыгралась битва, в которой участвовал не только надводный, но и подводный флот. До сих пор остается загадкой, как две подводные лодки смогли пройти через достаточно мелководный Северный Каспий к берегам полуострова Мангышлак.

«Никаких затонувших подводных лодок в заливе нет. Две участвовали в бою между белогвардейцами и большевиками в 1919 году, но они ушли. При этом участвовали они номинально, так как не смогли сделать ни одной торпедной атаки из-за того, что там очень небольшая глубина. Но зато на дне залива лет двадцать назад было множество кораблей – более 150, среди них были даже суда XX века.  Нам довелось принять участие в строительстве в те годы причалов в заливе, мы ныряли и видели эти корабли. Часть из них была засыпана при строительстве причалов, другие вытащили и утилизировали», – рассказал дайвер Алексей Оськин.

В 90-ые годы со дна залива достали даже колесный пароход «Карл Маркс», долгое время он стоял на берегу, но о его дальнейшей судьбе никто не знает.

738 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций