Перейти к основному содержанию

67616 просмотров

Что показало исследование реки Урал после массовой гибели рыбы

Осетру повезло меньше всех

Фото: Pixabay

Ученые обнародовали предварительные результаты комплексного научного исследования реки Урал, инициированного властями после массовой гибели рыбы, произошедшей в декабре прошлого года.

«Река Жайык (Урал – «Курсив») в значительно мере загрязнена, но это загрязнение не является чем-то экстраординарным. В Казахстане имеются водотоки, в том числе крупные, которые гораздо больше загрязнены. Например, река Иртыш по неорганике - тяжелым металлам, река Сырдарья – по органике – пестицидам. То есть вот это загрязнение характерно для всех рек Казахстана», - сказал 22 ноября в Атырау ведущий научный специалист Научно-производственного центра рыбного хозяйства, кандидат биологических наук Евгений Куликов, презентуя предварительные итоги комплексных научных исследований реки Урал.

По словам ученого, Жайык-Каспийский бассейн представляет собой уникальную экосистему, где рыба приспособилась жить одновременно и в реке и в море. И проходные и частиковые, полупроходные виды рыб, они нагуливаются в море, а потом идут в реку на нерест, а потом и на зимовку. Это исторически так сложилось, потому что в море больше корма, а в реке меньше врагов, особенно для молоди рыб.
И поскольку рыба не постоянно находится на Урале, превышение предельно-допустимой концентрации (ПДК) по некоторым веществам, обнаруженное в воде и грунте, не зафиксировано в мышцах рыб.

При этом специалист отмечает, что действующие нормативы стандарты качества воды нуждаются в пересмотре. В реках Казахстана изначально повышенное фоновое содержание загрязняющих веществ, пребывающих из рудоносных горизонтов, что не учтено в ПДК.

«Разработка региональных ПДК и стандартов качества - острый вопрос, который стоит на повестке дня», - говорит Евгений Куликов.

По его словам, в результате техногенной аварии – массовой гибели рыб, произошедшей в декабре прошлого года, пострадала кормовая база рыб. Зафиксирована гибель моллюсков. Как долго живущие организмы, они в наибольшей степени подвержены такому воздействию.

Основным гидрологическим фактором, влияющим на состояние рыбных запасов и эффективность воспроизводства рыб, является объем годового водного стока, который непостоянен по годам.

Основное снижение произошло еще в 1990-х года прошлого века. Связано это с общим увеличением засушливости климата. Второй причиной является зарегулирование стока на территории Российской Федерации.

По оценке казахстанских гидрологов, река Урал теряет в результате зарегулирования на территории России от 1 до 1,5 куб. км в год. А для рыбного хозяйства оптимальный водный сток составляет 9 – 9,5 куб. км в год.

По словам ученого, из-за низкого весеннего паводка рыба на Урале не успевает отнереститься, личинки не могут нормально развиться. Вместе со снижением уровня реки снижается и содержание кислорода в воде, которое составляет 5-6 грамм на 1 литр воды. Такая концентрация норма для большинства видов рыб, но недостаточна для осетры, для которого оптимальное содержание кислорода на уровне 7 – 11 г кислорода на 1 литр.

При этом в результате недостатка кислорода рыба становится подверженной воздействию токсических веществ.

Напомним, в декабре 2018 года на реке Урал, в черте города Атырау произошла массовая гибель рыбы. По результатам полицейского расследования было установлено, что превышение объемов сброса условно чистой воды с примесями хлора в реку Урал со сбросной трубы КГП «Атырау Су Арнасы» привело к гибели частиковых рыб и рыб осетрового вида ТОО «Луговской конный завод» и РГКП «Урало-Атырауский рыбоводный завод». Погибло в общей сложности свыше 100 тонн рыбы.

На сегодня, по данным Научно-производственного центра рыбного хозяйства, промысловые запасы рыб в реке Урал составляют около 22 тыс. т и считаются стабильными в краткосрочной перспективе.

В марте текущего года из областного бюджета было выделено 80 млн тенге на проведение научных исследований на реке Урал. В работе, которые начались 1 августа текущего года, принимали участие специалисты Научно-производственного центра рыбного хозяйства, Научно-производственного центра микробиологии и вирусологии, Научно-исследовательского института проблем биологии и биотехнологии КазНУ им. Аль-Фараби, Казахского научно-исследовательского ветеринарного института.

1043 просмотра

Что показал первый опыт «городского акселератора» Нур-Султана

Реализация концепции слышащего государства нуждается в конкретных инструментах диалога власти и общества

Фото: Depositphotos/photographer-20

Концепция слышащего государства подразумевает, что власть оперативно и эффективно реагирует на все запросы своих граждан. Задача – не просто собрать эти запросы от населения, но и вовлечь его в решение тех проблем, о которых оно заявляет.

Сейчас эти два взаимосвязанных вопроса задачи решаются в стране достаточно «лоскутно». Созданный для установки постоянной коммуникации с обществом Национальный совет общественного доверия (НСОД), с одной стороны, отмечает высокую активность в центральных госорганах начиная с аппарата президента. С другой – недавний конфликт в Жамбылской области – наглядная иллюстрация того, как обстоят дела с построе­нием слышащего государства в регионах. По мнению директора Института евразийской интеграции Ерлана Саирова, конфликта вполне можно было бы избежать, если бы проблемы, накапливавшиеся годами, не замалчивались.  

«События в Кордае показали необходимость оперативного реагирования властей, там проблемы накапливались десятилетиями и их можно было решить давным-давно, причем на местном, локальном уровне, – утверждает член НСОД. – А поскольку проблема замалчивалась, ее конфликтогенный потенциал увеличивался. Главный урок заключается в том, что реагирование на эти проблемы должно носить упреждающий характер, а не совершаться постфактум», – добавляет он.

Ассистент-профессор Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета Салтанат Джаненова подчеркивает: формирование конструкции слышащего государства должно быть системным, а не базироваться на попытках одного-двух акимов выстраивать диалог с населением и бизнесом через соцсети. Такой диалог полностью зависит от личностных качеств руководства госоргана или региона, но при смене руководства весь наработанный опыт в связях с обществом может сойти на нет.

Отсюда вывод: концепция слышащего государства сейчас нуждается в выработке универсальных механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общества, которые будут работать независимо от личности акима. По мнению президента Нацио­нальной палаты образования и инноваций «Серпин» Мурата Абенова, который также является членом НСОД, такой механизм уже создан в Нур-Султане. Речь идет о «городском акселераторе» – электронной площадке по выработке решений проблем региона, вход на которую открыт для любого жителя и гостя столицы.

«Об этом механизме, привезенном в столицу из Дубая, сейчас мало кто говорит. «Но на самом деле он эффективен, он позволяет собрать на одной площадке городские власти, граждан и бизнес, чтобы они на равных, на партнерских правах находили решение насущных городских проблем», – говорит Абенов. – Вопрос же не только в том, чтобы услышать позицию граждан, а в том, чтобы найти оптимальные пути решения проблем, и механизм такой площадки, как «городской акселератор», позволяет это сделать, позволяет сблизить позиции сторон за счет того, что каждая из них берет на себя встречные обязательства», – отмечает он.

«Городской акселератор» – это программа проектного офиса акимата Нур-Султана, который создан на базе городского центра iKomek. Программа отбирает наиболее острые проблемы города и создает специальные штабы по их разрешению: рабочие группы из экспертов, представителей акимата, общественных объединений, активных жителей, ученых и предпринимателей. Каждая из трех таких групп в течение 100 дней вырабатывает оптимальные решения по улучшению работы КСК, общественного транспорта и очистке столицы от мусора – именно эти три проблемы столицы выбраны в качестве пилотных. Любой горожанин или гость столицы может через сайт акимата внес­ти свой совет по разрешению проблем, над которыми группы работают. В будущем «городской акселератор» с помощью Big Data на базе всех обращений жителей столицы сформирует следующий пакет городских проблем, для решения которых должны создаваться новые рабочие группы.

«В этом механизме власть опирается на ресурсы общества и бизнеса, при этом создается механизм социального партнерства, – отмечает Абенов. – Думаю, что концепция слышащего государства должна наполняться именно такими проектами. Насколько я знаю, этим проектом сейчас заинтересовались в других регионах, в частности в Алматы, и сейчас важно показать его результаты, довести этот проект в Нур-Султане до конца и потом масштабировать его по всей стране».
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif