Перейти к основному содержанию

1088 просмотров

Чиновников в Казахстане могут наказать за рост цен на продукты

Соответствующее поручение дал Аскар Мамин

Фото: Shutterstock

Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов на заседании правительства предложил привлечь к ответственности заместителей акимов ряда регионов, где зафиксирован наибольший рост цен на продукты питания. 

По его словам, с начала октября по 12 ноября, несмотря на сбор урожая, наблюдается скачок цен на продтовары на несколько процентов. Максимальный рост цен на социально значимые товары с начала года наблюдается в Атырауской, Павлодарской, Жамбылской областях, а также в городе Нур-Султане. 

«Наибольшее количество социально значимых товаров с превышением пороговых значений зафиксировано в городах Кызылорда, Шымкент и Туркестан. Это овощи, мука, хлеб и говядина. В Жамбылской области – по пяти товарам. Уважаемый Аскар Узакпаевич (Мамин – премьер-министр. – «Курсив»), в соответствии с поручением главы государства предлагаю привлечь к ответственности на уровне заместителей акимов данных регионов», – сказал Султанов. 

Пояснил он необходимость принятия таких мер тем, что акиматы не используют функции по регулированию цен на социально значимые товары, стабилизации цен на товары в период межсезонья и сглаживания спекулятивных скачков.

«По причине роста цен проведен анализ – и одной из основных причин роста цен остается наличие на продовольственном  рынке большого количества дистрибьюторов с разными торговыми наценками. Это приводит к увеличению цен. Вторая причина – это увеличение экспортного объема. К примеру, гречка существенно подорожала вследствие сокращения посевных площадей в РК. Кроме того, в России наблюдается рост цен в связи с минимальным урожаем… В связи с открытостью торговых границ в рамках ЕАЭС на фоне роста цен в России растут и наши цены, и объемы экспорта. Там цены существенно выше наших, что толкает внутриказахстанские цены вверх», – добавил глава минторговли.

Так, по его словам, рост цен на рис наблюдается в связи с возросшим спросом на казахстанский рис со стороны Узбекистана и Туркменистана. Экспорт в данные страны вырос в 22 раза, рост цены на рис в РФ – на 14%. Это если рост тенге составляет с 368 до 420 тенге за кг.

Кроме того, по его словам, акиматы зачастую не знают, что производится в их регионе, а что завозится. 
Вместе с тем, по его данным, наблюдается снижение цен по следующим товарам: масло подсолнечное – на 0,4%, картофель – на 3,4%, морковь – на 4,5%, лук – на 5,8%, капуста – на 7,7% и сахар – на 7,9%.

«Необходимо создать рабочую группу из числа заинтересованных госорганов, в течение недели выработать пакет краткосрочных и среднесрочных мер. Канцелярии в течение трех дней внести на мое имя представление о привлечении к дисциплинарной ответственности вице-министров сельского хозяйства, нацэкономики, торговли и интеграции, отвечающих за вопросы предупреждения роста цен на продовольственные товары. Также замакимов Актобе, Петропавловска, Кокшетау, Тараза, Жамбылской области необходимо привлечь в установленном порядке к ответственности», – сказал Мамин.

326 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций