Перейти к основному содержанию

1553 просмотра

Бывший вице-министр энергетики РК предстал перед судом

Уголовное дело насчитывает 115 томов

Фото: Shutterstock

В городском суде Сарани состоялись предварительные слушания по делу о хищении бюджетных средств бывшим вице-министром энергетики Анатолием Шкарупой, передает Kursiv.kz.

Вместе с экс-чиновником на скамье подсудимых находятся бывший председатель правления АО «Фонд развития ЖКХ» Кайсар Байдалы и директор ТОО ENERCO Ерлан Набиев. Всем предъявлено объявление по пункту 2 части 4 статьи 189 УК РК «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере». Потерпевшей стороной признан АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» – правопреемник фонда.

Следствие вела служба специальных прокуроров Генеральной прокуратуры РК. На протяжении более года Шкарупа и Байдалы находились под стражей. В отношении Набиева была избрана мера пресечения, не связанная с реальным лишением свободы, так как он страдает сахарным диабетом второго типа и нуждается в постоянном приеме лекарств, еды и воды. Уголовное дело, насчитывающее 115 томов, поступило в производство городского суда Сарани по месту составления обвинительного акта.

В ходе предварительного слушания адвокат Шкарупы Нурлан Бейсекеев заявил отвод группе процессуальных прокуроров, в состав которой вошли Нурсултан Тамабаев, Медеу Жаканов и Жанна Топарова по мотивам их несменяемости. Остальные защитники поддержали коллегу, заявив, что гособвинители не могли глубоко ознакомиться с материалами дела, так как были назначены всего месяц назад. Однако судья Талгат Экзеков отклонил отвод.

«В соответствии со статьей 88 часть 1 УПК РК, прокурор не может участвовать в уголовном процессе при наличии любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 87 настоящего кодекса. Данных обстоятельств не установлено», - пояснил Экзеков.

Вместе с тем сторона защиты заявила около 10 ходатайств, основная часть которых касалась передачи дела по подсудности в Есильский районный суд Нур-Султана. Кроме того, звучали прошения об изменении меры пресечения для двух подсудимых и прекращении уголовного дела. Их судьба решится на следующих заседаниях. 

По версии следствия, преступная группа похитила деньги, выделенные АО «Фонд развития жилищно-коммунального хозяйства» на приобретение и установку приборов учета тепла в Сарани. При отсутствии теплотрассы и центральной котельной фонд незаконно перечислил в ТОО ENERCO свыше 215 млн тенге.

Напомним, Анатолий Шкарупа был назначен на пост вице-министра энергетики в октябре 2018 года. До этого момента почти полтора года занимал кресло заместителя акима Карагандинской области по вопросам энергетики и ЖКХ.  В 2015-2017 годах являлся акимом города Сарань Карагандинской области.

В ноябре 2018 года на заседании Совета безопасности экс-генеральный прокурор Кайрат Кожамжаров сообщил, что новоиспеченный вице-министр энергетики Анатолий Шкарупа имеет отношение к хищению 215 млн тенге. Предшественник Шкарупы Бакытжан Джаксалиев на тот момент находился под домашним арестом. Он подозревался в злоупотреблении должностными полномочиями в интересах подрядной организации ТОО «Аймак и К».

733 просмотра

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций