Перейти к основному содержанию

546 просмотров

Букмекерский бизнес в Казахстане: регулировать нельзя убивать

От того, где государство поставит запятую во фразе, вынесенной в заголовок, зависит развитие букмекерского бизнеса как целой отрасли

Фото: Shutterstock.com

Отрасли, которая во многих странах является одной из важнейших составляющих развития спорта. Последние годы давали основания полагать, что подобная ситуация сложится и в Казахстане, однако свежие события заставляют усомниться в этом.

По итогам 2018 года в государственный бюджет поступило более $70 млн налогов, выплаченных представителями игорного бизнеса. По сравнению с 2017 годом, когда поступления в бюджет составили $30 млн, рост более чем очевиден. 

При этом ряд ведущих букмекеров в последние годы выступали спонсорами как самих клубов, так и важнейших спортивных событий в стране. Скажем, БК 1xBet успела отметиться поддержкой таких футбольных клубов, как «Астана» и «Тобол», а также стать спонсором престижного для Казахстана чемпионата мира по хоккею.

Такая поддержка является мировой практикой, полезной всем участникам процесса. Клубы и турниры получают весомые для них финансовые вливания, а клиенты букмекерских компаний становятся сопричастными к победам любимых спортсменов, смотрят трансляции интересующих их событий.

Тем неожиданнее стали новости, которые стали появляться во второй половине 2019 года. Заговорили о введении Центра учета ставок (ЦУС), призванного регулировать отношения букмекеров и игроков, а также о переводе букмекеров в игорные зоны. Все это вместе с содержанием правок, попавших в проект закона «Об игорном бизнесе», вызывает ряд серьезных сомнений представителей беттинг-индустрии.

Во-первых, сама идея создания ЦУС – весьма спорная с точки зрения ведения бизнеса. Мировой опыт показывает, что аналогичная организация существует только в России, причем выгоду от ее создания многие ставят под сомнение. Необходимость предоставлять такой организации свои персональные данные отпугивает многих клиентов букмекерских компаний, которые хотели бы сохранить свою анонимность. 

Достаточно вспомнить, что не так давно ЦИК Казахстана допустил утечку персональных данных 11 млн человек. Это явно не способствовало доверию к способности государственных компаний контролировать поток данных. Да и просто технические сбои в организации подобного рода рискуют в любой момент парализовать деятельность букмекеров. Такое введение дополнительного посредника между легальными букмекерами, получившими все необходимые по законодательству лицензии, может привести к оттоку игроков к букмекерам зарубежным, а то и вовсе нелегальным.

Во-вторых, игорные зоны, от чего отказались даже в России, где эта идея витала несколько лет назад, приведет уже не только к оттоку средств, но и к новому витку безработицы. Тысячи сотрудников пунктов приема ставок букмекеров Казахстана вынуждены будут искать новую работу, а ведь произошедшее наверняка затронет и их семьи. Стать сотрудниками касс букмекерских компаний в игорных зонах смогут не все, ведь букмекерам просто нет смысла держать больше одной кассы в такой зоне.

Простым людям, которые свой спортивный азарт направляют на пари, станет сложнее сделать это: мало кто захочет специально выезжать куда-то, покидая свой город. Это приведет к большему интересу этих людей к представителям нелегального игорного бизнеса или же бизнеса, замаскированного под лотереи, чей формальный статус не в силах скрыть предложения проверить свои силы в казино и рулетке. Стоит сказать, что налогов такие «лотереи» платят в несколько раз меньше, чем букмекеры.

При этом в «лотереях» способность заработать деньги сводится к везению, а не к тщательному расчету шансов. Глава Ассоциации букмекеров Казахстана Айтуар Мадин метко сравнил ставки на спорт с фондовым рынком, где идет покупка ценных бумаг. И сейчас вместо этого рынка игрокам предлагается альтернатива, сомнительная со всех сторон.

Стоит отметить, что никаких ограничений для представителей иностранных букмекерских компаний законопроект не предусматривает. Их и сейчас не касается ни увеличение налога в два раза, ни запрет на отделения в жилых домах, ни требование повысить финансовые резервы. Новый законопроект, как и действующий, толкает игроков не к решению «не играть», а к решению «не играть у букмекеров Казахстана».

В проигрыше оказываются не только госбюджет, букмекеры и игроки. Негативно о готовящемся законе высказались представители ведущих футбольных клубов страны. Их можно понять: спонсорский портфель казахстанских спортивных клубов достигает 350 млн тенге – деньги, которые не хочется терять никому. Выгода, недополученная букмекерами, бьет не только по сотрудникам БК, но и по всему спорту.

Конечно, надо следить, чтобы увлечение ставками не переросло в лудоманию. И в последние годы государство удачно справлялось с этим: численность букмекерских компаний сократилась практически вдвое. Однако в данном случае под маской заботы об обществе пытаются предложить монопольный контроль за прибыльной сферой бизнеса, параллельно способствуя криминализации беттинга.

Время ставить запятую, господа. И ставить правильно…

Партнерский материал

326 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций