Благотворительность в интернете: как вычислить мошенников

Рассказывает управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии и Монголии

Фото: Shutterstock

В последнее время по Facebook прокатилась волна мошеннических кампаний в области благотворительности. В большинстве случаев злоумышленники создают группу с нуля, а затем публикуют там пару постов, реквизиты для перевода и множество жалостливых комментариев.

Группы сделаны как по шаблону: в названии – просьба о помощи, в постах – эмоциональный рассказ о смертельно больных детях, страдания которых иллюстрируют прикрепленные фото и видео.

Некоторые посты повторяют друг друга практически дословно. Меняются только имя ребенка, диагноз и название клиники, в которой он лечится. Нередко совпадают даже контактные данные и реквизиты для перевода средств. Кстати, такие совпадения – это самый верный способ распознать мошенников.

Мошеннические группы появляются каждый месяц. Несмотря на то что их довольно быстро закрывают из-за жалоб, некоторые пользователи все равно успевают увидеть их и перевести деньги мошенникам. Евгений Питолин, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии и Монголии, рассказал Kursiv.kz о способах вычисления мошенников.

Как отличить мошенников от реальных людей и благотворительных фондов?

Разумеется, наряду с фейковыми группами в Facebook средства собирают и настоящие люди с реальными проблемами. Поэтому игнорировать все просьбы о помощи на просторах сети – это не выход. Вот на что стоит обратить внимание, чтобы понять, настоящий сбор или нет.

Возраст группы и контент

Сообществу полтора месяца, в нем всего три публикации и при этом несколько тысяч просмотров и репостов? Скорее всего, это мошенники и накрутка. Реальные сообщества развиваются медленнее, а информации от организаторов в них значительно больше.

Давление на жалость

Шокирующие видео, низкокачественные картинки из стоков, жалобные стихи, много восклицательных знаков и текста капслоком – все это, к сожалению, побуждает действовать спонтанно, не задумываясь о том, насколько история правдива. Уважающие себя организации обычно не прибегают к подобным средствам, ведь для них важнее выстроить доверительные отношения с благотворителями и продолжать помогать нуждающимся в будущем, а не получить деньги побыстрее, пока группу не закрыли. Поэтому они рассказывают истории подопечных без лишних эмоций и подробно описывают, как идет лечение и на что расходуются деньги.

Конечно, жалостливый пост с просьбой о помощи может написать и отчаявшаяся мать больного ребенка, однако вряд ли в нем будут стихи, скорее – более подробное описание болезни и борьбы с ней. Поэтому обращайте внимание на совокупность признаков, а не только на стиль изложения.

Например, в мошеннических группах сбор, как правило, «почти завершен», хотя сообщество создано совсем недавно. При этом «образовался долг» и деньги нужны срочно. Иллюзия нехватки времени – частый прием мошенников: чем сильнее вы торопитесь, тем меньше шансов, что вы будете проверять факты. Поэтому если пожертвования нужны «еще вчера», то это должно вызывать подозрения.

Беспорядок в документах или их отсутствие

Как правило, в мошеннических группах справками или выписками из истории болезни даже не пахнет. А если документы и есть, то стоит их почитать и удостовериться, что они соответствуют просьбе о помощи. Например, в одной из групп, собирающих деньги на лечение девочки с пороком сердца, есть фотографии справок, согласно которым у ребенка синдром Дауна. В действительности у нее могут быть оба диагноза, но не относящаяся к делу информация, которая только путает пользователей, – верный признак того, что с группой что-то не так.

Реакция на уточняющие вопросы

Попробуйте узнать в группе подробности. Поинтересуйтесь, каково состояние ребенка, какие препараты он принимает, как зовут лечащего врача, запросите справки, подтверждающие информацию о болезни. В мошеннических группах такие комментарии очень быстро удаляют, а их авторов – банят.

Сайты фондов

Мошенники пытаются повысить доверие к своей странице, показав, что они есть не только в Facebook. Если вы перешли на такой сайт, изучите его, прежде чем что-либо на нем вводить: обратите внимание на дату последнего обновления.

Также проверьте, есть ли на сайте отчет о поступлениях и расходах: благотворительные фонды должны предоставлять эту информацию. Если организация только принимает деньги, но не рассказывает об их распределении, не стоит ей доверять.

Помогайте с умом

Желание помогать другим – прекрасный порыв. Однако, как и многое другое, оно принесет куда больше пользы, если будет не импульсивным, а осознанным. Чтобы ваши средства действительно послужили добру, а не пополнили карман злоумышленников, стоит потратить немного времени на проверку истории в объявлении. А еще лучше перевести деньги в проверенный благотворительный фонд, а не частным лицам: тогда ваши пожертвования точно пойдут на помощь детям.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg