Перейти к основному содержанию

5244 просмотра

Батыс Қазақстан облысының мұнай және газ секторы кәсіпорындарына шетелдік жұмысшыларды қабылдау тоқтатылады

Облыс шетелдерден келетін электрмен дәнекерлеушілердің және монтажшылардың қызметінен толық бас тартады

Фото: Shutterstock

Шетелдік жұмыс күшін тарту квотасын қалыптастыру жөніндегі облыстық комиссия шетелдерден келетін электрмен дәнекерлеушілердің және монтажшылардың қызметінен толық бас тартқанды жөн көріпті. Бұл жөнінде «Курсив» тілшісіне БҚО-ның еңбекпен қамтуды үйлестіру және әлеуметтік бағдарламалар басқармасындағылар хабарлады.

Басшылықта - шетелдіктер

БҚО еңбекпен қамтуды үйлестіру және әлеуметтік бағдарламалар басқармасының басшысы Алтай Құлкаевтың айтуынша, соңғы тоғыз жылда шетелдік жұмыс күшін тартатын компаниялардағы қазақстандық мамандардың үлесі 89,4-тен  92,5%-ға дейін (еңбек министрлігінің мәліметтері бойынша, республикадағы орташа цифр 96%-ды құрайды) өскен. Шетелдік мамандардың БҚО-дағы үлесі 10,6-дан 7,5%-ға дейін қысқарыпты

Құлкаевтың ақпараты бойынша, шетелден тартылған мамандардың 80%-ға жуығы Қарашығанақ газконденсат кенішін игерумен айналысатын компанияның үлесіне тиесілі. Қалған 20% газ бен мұнайдың Шынар кенішінде жұмыс істеуге келетіндер мен шағын және орта бизнесті дамыту инвесторлары.

Кеніш орындарына келетін шетелдік қызметкерлердің 40% – компаниялардың басшылары, олардың орынбасарлары мен құрылымдық бөлімшелердің  (I- және II- санаттағы) жетекшілері. Тағы 55% – білікті мамандар (III-санат), қалған 5% – білікті жұмысшылар (IV-санат).

Құлқаев «Курсивке» түсіндіргендей, 2019 жылғы қазанда шетелдік жұмыс күшін тартатын БҚО-дағы 128 кәсіпорынға жұмысқа 19 мыңнан астам адам тартылыпты, олардың 1457 – шетелдік мамандар. Басшы лауазымдағы қызметке БҚО-ға 878 шетелдік қызметкер келген.

III-санат бойынша, облыста 485 білікті шетелдік мамандар (2018 жылы олардың саны 505, 2017 жылы – 423 адам болған) еңбек етуде. IV-санат бойынша биыл Қарашығанақ кеніш орнына «Газ бойынша өндірістік шектеулерді алып тастау» жобасын жүзеге асыру үшін 94 шетелдік жұмыскерлер тартылған. Осы орайда, Құлкаев 2018 жылы 38 білікті жұмысшы тартылғанын атап өтті. Ал 2017 жылы БҚО-да бар-жоғы жеті шетелдік жұмысшы еңбек еткен болатын.

Айтты – қысқарттық

Үстіміздегі жылғы тамызда Қарашығанақ газконденсат кеніш орнына барған сапарында БҚО әкімі Ғали Исқалиев Қарашығанақ кеніш орнын игеріп жатқа консорциум басшылығына БҚО әкімдігі Қарашығанаққа білікті жұмысшыларды тартудан бас тартуға ниетті екенін жеткізген болатын. Бекітілген квотаға сәйкес, 2019 жылы әңгіме 122 жұмыскерлер туралы болатын. Сонымен қатар, шенеунік шетелден тартылатын білікті мамандар квотасын, шамамен, 120 адамға қысқартуды жоспарлап отырғанын мәлімдеген еді. Оның орнына Исқалиев консорсиум басшылығына жергілікті жұмысшылар арасынан білікті мамандар дайындау бағдарламасын әзірлеуді ұсынды.

Еңбекпен қамтуды үйлестіру мен әлеуметтік бағдарламалардың облыстық басқармасы «Курсивке» хабарлағандай, 2020 жылы БҚО-ның мұнай-газ кеніштерінде шетелдік білікті жұмысшылар жұмыс істемейді деп, болжаланып отыр. Шетелдік жұмыс күшін тартудың квотасын қалыптастыратын облыстық комиссия шетелден келетін электрмен дәнекерлеушілер мен монтажшылардың қызметінен толық бас тарту туралы шешім қабылдады.

Сонымен қатар, 2020 жылы шетелдік білікті мамандарды тарту квотасы да қысқартылады (қысқартудың қанша адамды қамтитынын ведомстводағылар хабарламады).

Естеріңізге салсақ, Еңбек және әлеуметтік қорғау министрлігі мен Бас прокуратураның бастамасы бойынша,  елімізде жергілікті және шетелдік жұмысшыларға қатысты еңбек заңнамасының тең сақталуына қатысты шетелдік жұмыс күшін тартатын 50-ден астам кәсіпорындарда тексерулер жүргізілуде. «Курсивке» БҚО покуратурасының баспасөз қызметі хабарлағандай, мұндай тексерулер облыста қоныс тепкен шетелдік компанияларда да жүргіліліп жатыр.Тексерулер нәтижелері 2019 жылдың соңына дейін белгілі болады.
 

576 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций