Перейти к основному содержанию

4860 просмотров

Жители Усть-Каменогорска жалуются на качество новых домов

Чиновники признают ошибки, но не могут повлиять на подрядчиков

Фото: Shutterstock.com

В многоэтажках Усть-Каменогорска дождь идет сквозь стены и крышу. Из-за непродуманного проектирования и неверного выбора материалов в каждом многоэтажном доме нового застроенного 19-го жилого микрорайона города выявлены многочисленные дефекты. Попросить подрядчика «по-хорошему» устранить недоделки не получается. На застройщика намерены подать в суд.

По словам акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара, в 19-м жилом микрорайоне нет ни одного беспроблемного дома. При выездах и встречах с населением люди жалуются на плохое качество строительства, необустроенные дворы, кривые трубы, текущие крыши.

«Есть вопросы по качеству. Жители тех домов, что были построены 3-5 лет назад, до сих пор жалуются. Иногда мы вместо дома строим себе проблему. Наш Руфат Акрамов (экс-начальник отдела ЖКХ. – прим. Kursiv.kz) придумал термин «технический асфальт», заливая им дорогу в декабре прошлого года, а руководитель отдела строительства Кайрат Танекенов – автор другого нового термина. Он сказал, когда капает с крыши, виноваты не строители, а косой дождь», – сказал Жаксылык Омар.

Градоначальник привел и аргументы второй стороны. Строители уверяют, что 120 тыс. тенге за квадратный метр – это очень мало, этих денег не хватает. Однако, по словам главы города, если подрядчик подписал контракт именно на эту сумму, то должен построить жилье по нормативам и уложиться в смету. Чиновники признают – при проектировании и выборе материалов были допущены ошибки.

«Мы сделали анализ проблемных домов и участков. Теперь в ходе проектирования новых домов в других микрорайонах мы максимально исключили такие факторы, как «косой дождь». Больше не применяются такие технологии строительства и такие материалы, которые были использованы в проблемных домах. На сегодняшний день мы перешли к использованию других стройматериалов, думаю, таких проблем у нас не должно быть», – пояснил главный строитель Усть-Каменогорска Кайрат Танекенов.

Устранять дефекты генподрядчик – ТОО «ВК Техногрупп» – не торопится. Несмотря на то, что большинство арендных многоэтажек были сданы больше трех лет назад и гарантийный срок прошел, на блог председателя правления АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына» до сих пор поступают жалобы.

«В связи с уклонением подрядчика от устранения дефектов юристы АО готовят материалы для обращения в суд по принудительному исполнению подрядчиком условий договора и понуждению к устранению дефектов», – сообщает председатель правления АО Болаткан Сандыкбаев.

Всего, согласно данным отдела строительства Усть-Каменогорска, объем финансирования жилищного строительства показывает рост. Если в 2018 году на возведение многоэтажек в областном центре ВКО было выделено 6,4 млрд тенге, то в 2019 году эта цифра уже равна 6,7 млрд тенге. В настоящее время ведется строительство 51 объекта, до конца года подрядчики должны сдать в эксплуатацию 13 домов на 661 квартиру.

1 просмотр

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif