Верховный суд взялся за многолетние корпоративные тяжбы

Об активных реформах в этом направлении говорят и декларации высшего судебного органа власти, и реальные дела в судопроизводстве

Фото: Kursiv.kz

В Верховном суде (ВС) 26 октября обсуждались вопросы единообразия судебной практики и эффективности апелляции, сообщает пресс-служба ведомства. Дискуссии по этим темам прошли на международном семинаре «Единообразие судебной практики и эффективность апелляции», который провели Судебная коллегия по уголовным делам ВС, ЮСАИД и представительство Американской ассоциации юристов в Казахстане ABA ROLI.

В мероприятии приняли участие судьи ВС, председатели и судьи областных и приравненных к ним судов, судья уголовной коллегии Таллиннского окружного апелляционного суда Павел Гончаров, представители Академии правосудия и Департамента по обеспечению деятельности судов.

«Важнейшей обязанностью любого государства являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Реализация ее становится возможной только при условии обеспечения на всей территории страны единообразного толкования и применения законов, достижения единства судебной практики», – сказал председатель коллегии по уголовным делам Верховного суда Абдрашид Жукенов.

Он обратил внимание на действующий в сфере уголовного судопроизводства комплекс механизмов, направленный на его обеспечение. Речь идет о предусмотренных законом процедурах апелляции.

Сегодня в адвокатском сообществе обсуждается тезис, что в «некоторых ранее бесперспективных делах появилась надежда на справедливое разрешение вопросов». «Курсиву» это подтвердили три независимых адвоката по гражданским и уголовным делам.

Этот тезис постоянно транслируется с приходом в ВС Жакипа Асанова.

Судя по этим сообщениям, инициативы председателя Верховного суда РК Асанова становятся вполне осязаемыми реформами. Например, в Казахстане обещают ввести презумпцию виновности госоргана. Ранее немыслимая инициатива обяжет госорганы доказывать свою правоту по судебным искам граждан и предпринимателей. Речь идет об административной юстиции, суть которой заключается в следующем: если человек или бизнес судятся с госорганом, то равноправия не должно быть, как сегодня, должен действовать принцип презумпции виновности госоргана.

«Сам госорган должен доказать свою правоту, а не человек или компания, подавшие на него иск», – добавил Жакип Асанов.

Он считает, что административная юстиция «перевернет» отношение госорганов к людям и бизнесу. В странах, где ее ввели, отметил глава ВС, госаппарат стал дисциплинированным, оздоровился экономический климат, а инвестиции пошли в рост.

Кстати, о реальных делах. Адвокатское сообщество указало «Курсиву» на, по сути, первое дело в «новой судебной истории» Казахстана, когда очевидно несправедливое решение по корпоративному спору развернули на последнем этапе в коллегии по гражданским делам Верховного суда. Причем по представлению самого председателя ВС РК.

Сумма спора небольшая в масштабах реформ – менее 500 млн тенге. Речь идет о постановлении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК (СКГД ВС) в отношении спора между нефтяной компанией «Гюрал», её акционером – ТОО «Petro Resourse Kazakhstan» –и несколькими кредиторами: ТОО «Exditrade», ТОО «Vega Resources», австрийской Titan Oil Trading GmbH. Постановление подписано председателем СКГД ВС Мейрамбеком Таймерденовым и имеется в распоряжении редакции.

«Курсив» уже упоминал об этом конфликте. Напомним, в течение нескольких лет кредиторы «Гюрал», в числе которых есть иностранцы, пытаются вернуть $15 млн, которые им должна компания за непоставленную нефть. В течение 2014–2015 годов нефтедобывающая компания «Гюрал» заключила несколько контрактов с ТОО «Exditrade», ТОО «Vega Resources», Titan Oil Trading GmbH и другими компаниями на поставку углеводородов. Пообещав всем покупателям одинаковые объемы нефти и взяв предоплату, «Гюрал» не смогла исполнить контракты и ушла на процедуру реабилитации.

В ходе разбирательств выяснилось, что учредители ТОО «Petro Resourse Kazakhstan» – владельца ТОО «Гюрал» – выводили из компании деньги. В отношении бывшего владельца «Гюрал» Евгения Шленских заведено уголовное дело, он объявлен в международный розыск. Всего, по данным кредиторов, из компании было выведено около 3 млрд тенге по договорам материальной помощи, займам в свои же аффилированные компании и даже прямиком на банковские карточки учредителей. Погрязнув в волоките и безуспешных попытках вернуть свои деньги, кредиторы «Гюрала» утверждали, что не могли найти понимания и добиться справедливости со стороны судов в Атырау. Однако недавно дело развернулось в самый последний момент.

«Постановление судебной коллегии по гражданским делам Атырауского областного суда от 20 июня 2019 года по данному делу отменить. Дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Атырауского областного суда в ином составе судей. Представление председателя Верховного суда Республики Казахстан удовлетворить», –говорится в постановлении СКГД ВС.

«Апелляционный суд Атырауской области допустил грубейшие нарушения норм процессуального права. Председатель Верховного суда Жакип Асанов внес представление о пересмотре незаконного постановления апелляционного суда в кассационную коллегию ВС РК. Кассация отменила и отправила на новое рассмотрение в апелляцию. Более того, председатель СКГД ВС Мейрамбек Таймерденов на заседании сказал, что в адрес судий областного суда Атырауской области будет направлено письмо с выговором за созданную волокиту, – пояснила представитель ТОО «Vega Resources» Дина Даумова. – Интрига в том, что апелляционный суд намеренно допустил эти нарушения в интересах ответчика – ТОО «Petro Resource Kazakhstan», который является единственным учредителем ТОО «Гюрал».

По ее мнению, судами специально была создана волокита. «ТОО «Petro Resource Kazakhstan» должен ТОО «Гюрал» 477 млн тенге; взыскание этой суммы предусмотрено планом реабилитации Гюрала. Этой волокитой они оттягивают взыскание по бесспорному требованию, – добавила Дина Даумова. – Фактически это прецедент, так как только вмешательство председателя ВС позволило остановить на время беспредел в Атырау».

Тот факт, что некоторые многолетние тяжбы внезапно идут на пересмотр, говорит о реформировании судебной ветви власти, как по уголовным, так и по гражданским делам. Это в итоге должно повысить доверие бизнеса и общества в целом к судам в Казахстане.

Александр Воротилов, Тамара Сухомлинова, Дулат Тасымов, Жанболат Мамышев

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg