Перейти к основному содержанию

792 просмотра

Верховный суд разработал технические требования к электронному документу

Также представлены правила его обращения в автоматизированной информационной системе суда

Фото: Shutterstock

Проект приказа по техническим требованиям к электронному документу и правилам его обращения в автоматизированной информационной системе суда опубликован на сайте открытых нормативно-правовых актов.

Как отмечается в опубликованном документе, технические требования к электронному документу и правила его обращения в автоматизированной информационной системе суда разработаны в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РК, Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», законами РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» и определяют требования к электронному документу, порядок подачи электронного документа, его регистрации и обращения в автоматизированной информационно-аналитической системе судебных органов Республики Казахстан (АИАС СО).

Действие правил не распространяется на электронные документы ограниченного распространения с пометкой «Для служебного пользования» и (или) содержащие сведения, составляющие государственные секреты Республики Казахстан.

Электронным документом является документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи. Электронная копия документа – документ, полностью воспроизводящий вид и информацию (данные) подлинного документа в электронно-цифровой форме; электронная цифровая подпись (ЭЦП) – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания; электронное дело – обособленное производство, рассматриваемое судом в электронном формате; электронный архив – совокупность архивных электронных документов; QR-код – это двухмерный штриховой код, содержащий в кодированном виде реквизиты проверки электронного документа (наименование судебного органа, дата регистрации, фамилия, имя и отчество судьи, подлинность электронной цифровой подписи, ссылка на судебный акт, дата вступления в законную силу), размещаемый в отдельной выделенной области электронного документа.  

Электронный документ создается в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе. Допустимыми форматами документов в электронном виде являются: doc, docx; pdf, jpeg; xlsx. Каждый отдельный документ должен быть представлен в виде отдельного файла. Наименование файла должно позволять идентифицировать документ. Размер каждого файла электронного документа не должен превышать 10 Мб. Используемые форматы документов в электронном виде должны обеспечивать подлинность, доступность и целостность информации.

Электронный документ должен иметь все реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе. Исключение составляет изображение государственного герба, а также оттиски печатей и штампов. Документы, созданные на бумажном носителе и в электронном виде, идентичные по содержанию, имеют одинаковую юридическую силу. В этом случае документ на бумажном носителе не является копией электронного документа. Электронная копия документа создается с помощью средств сканирования. Сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200-300 точек на дюйм), обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности, а именно: графической подписи лица, печати и углового штампа бланка (при наличии). Сканирование в режиме полной цветопередачи осуществляется при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста в случае необходимости для рассмотрения дела. Файлы и данные, содержащиеся в электронном документе, должны быть доступными для работы, допустимы для копирования и печати, без содержания интерактивных и мультимедийных элементов, внедренных сценариев на языках программирования.  

Подача электронных документов в суд с веб-портала «электронного правительства» обеспечивается соответствующей электронной услугой указанного веб-портала. После прохождения процедуры авторизации заявитель посредством раздела «Правовая помощь» выбирает одну из электронных услуг сервиса «Судопроизводство»: 1) подача искового заявления в суд; 2) подача заявления о выдаче судебного протокола в электронном виде; 3) подача электронного заявления-замечания на протокол судебного заседания.

После выбора вида услуги осуществляется переход на сервис «Судебный кабинет». Заявителю, не зарегистрированному в сервисе «Судебный кабинет», при переходе необходимо осуществить регистрацию. Порядок подачи электронных документов посредством Единой системы электронного документооборота государственных органов, их регистрации, а также оповещения заявителей системы осуществляется в соответствии с Правилами документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях, утвержденными постановлением правительства Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 703. Заявитель представляет в суд электронные документы посредством заполнения электронных форм, размещенных в сервисе «Судебный кабинет». Для подачи электронных документов в суд необходимо зарегистрироваться в сервисе «Судебный кабинет». Авторизация в сервисе «Судебный кабинет» осуществляется с помощью ЭЦП или индивидуального идентификационного номера (ИИН)/бизнес-идентификационного номера (БИН) и пароля.

Заявитель после прохождения процедуры авторизации посредством соответствующего раздела гражданского судопроизводства для направления электронного документа выбирает один из видов судебной инстанции: 1) производство в суде первой инстанции; 2) производство в суде апелляционной инстанции; 3) производство в суде кассационной инстанции.

Заявитель заполняет электронную форму искового заявления (заявления), жалобы, ходатайства, отзыва и других документов, соответствующих требованиям, установленным ГПК. Для оплаты государственной пошлины посредством платежного шлюза «электронного правительства» заполняется поле «онлайн-платеж», затем документ, подтверждающий оплату государственной пошлины (электронный платеж в формате *pdf) в автоматическом режиме загружается и передается в АИАС СО. В случае оплаты государственной пошлины через банки второго уровня посредством электронных терминалов, банкоматов и прочих электронных устройств заявитель загружает сканированную версию платежного документа (платежные поручения, квитанции, чеки и другие) об оплате государственной пошлины путем проставления галочки «прикрепить квитанцию». Для проверки электронной оплаты государственной пошлины посредством платежного шлюза «электронного правительства» в разделе «Проверка чека оплаты», где вводится уникальный код электронного чека и осуществляется его поиск. Результатом поиска отображаются реквизиты электронного чека на экране.

Каждый электронный документ загружается в систему подачи электронных документов в виде отдельного файла. Количество файлов должно соответствовать количеству документов, указанных в приложении, подаваемых в суд. После загрузки документы удостоверяются ЭЦП заявителя и в автоматическом режиме передаются в АИАС СО. Подтверждением отправки электронного документа является формирование талона об отправке, в котором указываются дата и время отправки, уникальный номер, а также реквизиты отправителя и получателя.

Статус регистрации и ход рассмотрения искового заявления (заявления), жалобы, ходатайства, отзыва и других документов просматриваются во вкладке «Мои дела». При необходимости заявитель может дополнительно направить необходимые документы, воспользовавшись функцией «Отправить дополнительные документы», и (или) произвести доплату государственной пошлины посредством функции «Отправить доплату государственной пошлины».

Документ будет находиться в публичном обсуждении до 11 ноября.

5478 просмотров

Как казахстанцам платить налоги в новом году

Собрали все самые важные изменения Налогового кодекса

Фото: Sambulov Yevgeniy

За два года действия нового Налогового кодекса в него внесено около трех тысяч изменений. Какие нормы появились в 2020 году и что они значат для бизнеса в материале «Курсива».

Изменения в Налоговом кодексе можно разделить на популярные и не очень. Например, трехлетнее освобождение от налогов микро- и малого бизнеса, введение правила «предупреждай, прежде чем штрафовать», бесспорно, приветствуются предпринимателями. Отмена патента для розничной торговли и полный ее перевод на контрольно-кассовый учет такого восторга уже не вызывают. Есть изменения, которые можно назвать откровенно непопулярными – так, с 1 января 2020 года работодателю необходимо перечислять в Государственный фонд социального медицинского страхования 1% от зарплаты наемного работника вдобавок к тем 1,5%, которые работодатель перечисляет из своих средств. 

Некоторые решения продолжают вызывать дискуссии – речь идет о, например, сокращении срока давности спора по налогам с пяти до трех лет. Бизнес и Налоговый комитет по-разному оценивают сроки внедрения изменений. Налоговый юрист Жангельды Сулейманов уверен, что, следуя букве закона, уже в текущем году доначисление налогов должно быть возможно лишь за три предыдущих года. Марат Султангазиев, председатель Комитета госдоходов МФ РК, разъясняя новую норму, говорит, что в новой редакции Налогового кодекса исковая давность по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет. 

Действительно, если изучить статью 48 Налогового кодекса, нетрудно заметить, что после редактирования она сохранила обе нормы. Пункт 2 гласит: «Если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет три года». А в пункте 3 указано:

«Срок исковой давности составляет пять лет с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, для следующих категорий налогоплательщиков: 1) подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с настоящим кодексом; 2) осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование».

Так что бизнес должен быть готов к тому, что трехлетний срок претензии за неправильно выплаченные налоги вступит в силу не раньше 2023 года. 

Кого освободили от налогов на три года

Микро- и малый бизнес Казахстана, работающий на основе патента или упрощенной налоговой декларации, освобожден от налога на прибыль и корпоративного подоходного налога сроком на три года. Микробизнес – это индивидуальные предприниматели или юридические лица, нанимающие до 15 человек и имеющие годовой доход до 30 тыс. МРП (примерно 76 млн тенге, или $195 тыс. в год). Малый бизнес – организация, где заняты до 100 человек, с предельным годовым доходом до 300 тыс. МРП (примерно 757 млн тенге, или $1,95 млн в год). Также от уплаты земельного налога освобождены сельхозкооперативы и крестьянские фермерские хозяйства.

Норма коснется интересов 1,2 млн предпринимателей и позволит им ежегодно экономить 180 млрд тенге, прикинул основатель группы компаний «Учет.kz» Максим Барышев. По оценке эксперта, результатами должны стать укрепление бизнеса и улучшение делового климата в стране.   
Налоговые каникулы не распространены на компании, работающие согласно общеустановленному налоговому режиму, то есть выплачивающие налоги с чистого дохода, и это ошибка, считает сооснователь и директор Республиканского центра помощи предпринимателям Дмитрий Казанцев. Эксперт говорит, что для снижения налоговой нагрузки эти предприниматели перейдут на упрощенный режим. Также Казанцев называет ошибочным решение не освобождать от налогов малый бизнес, занятый внешнеэкономической деятельностью.    

Что эксперты единодушно оценивают положительно, так это отмену фиксированного налога. Его платили владельцы игровых автоматов без выигрыша, игровых клубов (за бильярдный стол, дорожку кегельбана или боулинга, игровой компьютер), проката картинга, а также обменные пункты. Например, фиксированный налог на один компьютер в игровом клубе составлял 9 тыс. тенге в месяц. 

Мораторий на проверки – не индульгенция для нарушителей

Вступил в силу трехлетний мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Но это не означает индульгенцию на правонарушения. Существует 11 пунктов, снимающих это ограничение: возникновение угрозы жизни и здоровью людей или окружающей среды, нарушения правопорядка и т. д.

Дмитрий Казанцев фиксирует настрой части предпринимателей, полагающих трехлетний мораторий эквивалентом вседозволенности. Эксперт предупреждает, что игнорирование законных правил ведения бизнеса будет жестко наказываться. Максим Барышев отмечает, что прямые проверки бизнеса как форма работы в принципе уходят из арсенала чиновников. Сейчас проверить чистоплотность ведения бизнеса легко через электронную базу, где фиксируются все действия компаний. 

Розничная торговля: без патентов и с кассовой машиной

Розничная торговля всегда была самым «представительным» видом бизнеса из всех регулируемых патентом. Если в целом в Казахстане в 2019 году по патенту работали 239 тыс. предпринимателей, то в торговле из них были заняты 139 тыс.   

Патент подразумевает авансовую форму оплаты подоходного налога для фрилансеров рынка, оказывающих услуги p2p. Эта форма ведения дел предполагает, что предприниматель рассчитывает потенциальную прибыль и платит налог заранее, покупая патент, а в конце его действия корректирует налоговую выплату на основе реально полученной прибыли. Однако на практике этого не происходит – вот причина, почему продавцов перевели на упрощенную налоговую отчетность и обязали иметь контрольно-кассовые машины.

Дмитрий Казанцев видит в нововведении только плюсы: по его мнению, заполнить упрощенную декларацию не сложнее, чем оформить патент, а кассовые аппараты наведут порядок на рынках, которые традиционно работают всерую. Три года освобождения от налогов помогут торговле привыкнуть к новым правилам без стрессов. Барышев с утверждением о легкости заполнения упрощенной декларации не согласен и уверен, что предпринимателям придется привлекать бухгалтера, даже если раньше они обходились без него. Что же касается обязательного использования в торговле контрольно-кассовых машин, то эксперт обращает внимание на стоимость ведения бизнеса в Казахстане, которая составляет около 20 тыс. тенге в месяц, это помимо налогов. Основатель группы компаний «Учет.kz»  считает, что внедрению дорогостоящих кассовых решений стоило предпочесть развитие инструментов онлайн-оплаты товаров и услуг.

КПН от МСБ – в местный бюджет

Решение о том, что корпоративный подоходный налог МСБ будет уходить в местный бюджет, меняет привычную картину централизованного перераспределения республиканского бюджета. Дмитрий Казанцев отмечает, что нововведение, безусловно, полезно для крупных городов с устойчивым бизнес-климатом. Новая система создаст прямую заинтересованность местной власти в развитии предпринимательства. Максим Барышев предполагает, что новые условия повлекут появление новых инструментов распределения и контроля бюджета. 
Полезно заглядывать в свой «Налоговый кошелек»

Министерство финансов РК презентовало приложение «Налоговый кошелек». Это инструмент, который не только вовремя напомнит владельцу о сроке и размере текущих налоговых платежей, но и укажет корректные реквизиты. На балансе «Налогового кошелька» можно держать средства, которые автоматически будут списываться в счет уплаты налогов. 

Новый сервис улучшит отношения бизнеса и государства, предполагает Казанцев. По его оценке, только на банковских комиссиях предприниматели смогут сэкономить до 17 млрд тенге. 

В течение года в «Налоговом кошельке» должен появиться кэшбэк-сервис, 0,5% от суммы всех уплаченных налогов будет возвращаться обратно в кошелек, и их можно использовать для оплаты налогов. Изначально планировался возврат только с онлайн-платежей, однако теперь разрабатывается способ получения налоговой премии со всех покупок, подтвержденных чеком. По информации Максима Барышева, пилотный запуск налогового кэшбэк-сервиса назначен на лето текущего года.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance