Перейти к основному содержанию

8038 просмотров

В Таразе задерживают выплату АСП

Почему так происходит, выяснял «Курсив»

Фото: Shutterstock.com

В управлении занятости и соцпрограмм Жамбылской области заверили, что денег на назначение адресной социальной помощи достаточно, но объяснить причину задержки не смогли. Тем временем госорганы намерены взыскать уже полученную социальную помощь с представивших недостоверные сведения.

Помощь дошла не сразу 

Житель Тараза Азиз Акрамходжаев, отец шестерых детей, заявил «Курсиву», что получил АСП за август с большой задержкой. В городском отделе занятости и сопрограмм на протяжении почти всего сентября ему обещали поступление денег на счет «со дня на день». В итоге АСП выплатили только в конце месяца, после того, как он обратился в филиал партии «Nur Otan».
 
На затягивание выплат пожаловалась также Надежда Новохатская. Ранее, по ее словам, деньги поступали в начале месяца, на этот раз их задержали более чем на 45 дней. После 20 сентября она получила выплаты за август, за сентябрь еще перечислений нет. 

Кстати, скоро подходит к концу ее шестимесячный срок получения АСП и необходимо будет снова сдавать документы. Но возникла проблема: таразчанка уже несколько месяцев не может прописать в квартире свою двухмесячную дочь. В ЦОНе говорят, что ее дом «не видит» база Правительства для граждан.

«Пинг-понг» от чиновников

В облуправлении экономики и бюджетного планирования «Курсиву» рассказали, что в общей сложности на середину сентября на АСП было выделено свыше 20 млрд тенге. По словам замглавы управления Сандугаш Абдралиевой, деньги были перечислены несколькими траншами. Последний был в июле – 4,9 млрд тенге из Национального фонда. Причины задержек при выплате АСП Абдралиева посоветовала уточнить в облуправлении занятости и социальных программ. 

Специалист отдела по выплатам соцпомощи управления Саяжан Ешанкулов не подтвердил «Курсиву» наличие задержек. Как он заявил, за август задолженностей нет. 

«Наверное, люди еще не проверяли свои счета и поэтому так говорят. 28 августа были приняты поправки в правила назначения и выплаты АСП, в которых изменен срок начисления. Их будут выплачивать до 10 числа месяца, последующего за отчетным. Людям нужно будет привыкнуть. Это делается из-за того, что кто-то сдал документы в последний день месяца и для обработки и начисления денег необходимо время», – сказал специалист.

Между тем, по его словам, местная квота в выплатах не выдерживается. Согласно плану софинансирования местный бюджет должен вносить для АСП 15% от размера выделенных Нур-Султаном денег. 

«15% составляет примерно 3 млрд тенге, но область может выделить только около 1,3 млрд, что составляет около 6%», – пояснил Саяжан Ешанкулов, подчеркнув, что денег на АСП в области до конца года будет достаточно.  

Верните ваши деньги

Саяжан Ешанкулов также напомнил, что сейчас проводится кампания по выявлению недобросовестных получателей АСП – тех, кто подал недостоверные сведения, занизив свой доход, либо скрыл от комиссии зарегистрированное имущество, количество совместно проживающих родственников. Им предстоит вернуть государству полученные деньги.

«Таких сейчас 933 семьи, они получили 133 млн тенге. Из них у 289 семей выявили нарушения с начала подачи заявлений – с апреля этого года, еще у 644 семей – с июля. По правилам получения АСП такие заявители должны вернуть деньги в течение одного месяца, а по истечении этого срока дела о взыскании будут направлены в суд», – рассказал специалист.

По данным управления, в добровольном порядке в бюджет вернули уже около 10 млн тенге. Всего в Жамбылской области получателями АСП являются более 37 тыс. семей, или 164,6 тыс. человек. 

v-taraze-zaderzhivayut-vyplatu-asp.PNG

3009 просмотров

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif