Перейти к основному содержанию

1677 просмотров

В Казахстане «вымирают» некоторые аулы

Лидерами вымирания аулов стали Костанайская, Северо-Казахстанская и Восточно-Казахстанская области

Фото: Shutterstock

Численность сельского населения Казахстана достигла на 1 сентября 7,73 млн человек, увеличившись с начала года на 0,43% или 33,5 тыс. человек.

Лидерами роста, по данным текущего учета комитета по статистике министерства национальной экономики, стали: Мангистауская область (+2,69%) – до 418,1 тыс. человек, Атырауская (+1,9%) – до 309,3 тыс. человек, Алматинская (+1,06%) – до 1,598 млн человек, Туркестанская (+0,83%) – до 1,608 млн человек, Кызылординская (+0,52%) – 444,6 тыс. человек и Жамбылская область (+0,42%) – до 681,3 тыс. человек.

В остальных областях сельское население уменьшилось: в Костанайской области (-1,27%) – до 392,1 тыс. человек, в Северо-Казахстанской области (-1,22%) – до 298,2 тыс. человек, в Восточно-Казахстанской (-1,14%) – до 523,4 тыс. человек, в Актюбинской (-0,38%) – до 254,2 тыс. человек, в Карагандинской (-0,29%) – до 280,3 тыс. человек, в Западно-Казахстанской (-0,13%) – до 312,7 тыс. человек, в Акмолинской (-0,19%) – до 389,6 тыс. человек, в Павлодарской области (-0,05%) – до 221,7 тыс. человек.

При этом городское население республики увеличилось в январе-августе на 1,1% до 10,816 млн человек. В целом численность населения Казахстана возросла на 0,83% или 151,9 тыс. человек и составила на 1 сентября 18,547 млн человек. Население Нур-Султана достигло 1,116 млн человек, Алматы – 1,892 млн человек, Шымкента – 1,026 млн человек.

1054 просмотра

Что показал первый опыт «городского акселератора» Нур-Султана

Реализация концепции слышащего государства нуждается в конкретных инструментах диалога власти и общества

Фото: Depositphotos/photographer-20

Концепция слышащего государства подразумевает, что власть оперативно и эффективно реагирует на все запросы своих граждан. Задача – не просто собрать эти запросы от населения, но и вовлечь его в решение тех проблем, о которых оно заявляет.

Сейчас эти два взаимосвязанных вопроса задачи решаются в стране достаточно «лоскутно». Созданный для установки постоянной коммуникации с обществом Национальный совет общественного доверия (НСОД), с одной стороны, отмечает высокую активность в центральных госорганах начиная с аппарата президента. С другой – недавний конфликт в Жамбылской области – наглядная иллюстрация того, как обстоят дела с построе­нием слышащего государства в регионах. По мнению директора Института евразийской интеграции Ерлана Саирова, конфликта вполне можно было бы избежать, если бы проблемы, накапливавшиеся годами, не замалчивались.  

«События в Кордае показали необходимость оперативного реагирования властей, там проблемы накапливались десятилетиями и их можно было решить давным-давно, причем на местном, локальном уровне, – утверждает член НСОД. – А поскольку проблема замалчивалась, ее конфликтогенный потенциал увеличивался. Главный урок заключается в том, что реагирование на эти проблемы должно носить упреждающий характер, а не совершаться постфактум», – добавляет он.

Ассистент-профессор Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета Салтанат Джаненова подчеркивает: формирование конструкции слышащего государства должно быть системным, а не базироваться на попытках одного-двух акимов выстраивать диалог с населением и бизнесом через соцсети. Такой диалог полностью зависит от личностных качеств руководства госоргана или региона, но при смене руководства весь наработанный опыт в связях с обществом может сойти на нет.

Отсюда вывод: концепция слышащего государства сейчас нуждается в выработке универсальных механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общества, которые будут работать независимо от личности акима. По мнению президента Нацио­нальной палаты образования и инноваций «Серпин» Мурата Абенова, который также является членом НСОД, такой механизм уже создан в Нур-Султане. Речь идет о «городском акселераторе» – электронной площадке по выработке решений проблем региона, вход на которую открыт для любого жителя и гостя столицы.

«Об этом механизме, привезенном в столицу из Дубая, сейчас мало кто говорит. «Но на самом деле он эффективен, он позволяет собрать на одной площадке городские власти, граждан и бизнес, чтобы они на равных, на партнерских правах находили решение насущных городских проблем», – говорит Абенов. – Вопрос же не только в том, чтобы услышать позицию граждан, а в том, чтобы найти оптимальные пути решения проблем, и механизм такой площадки, как «городской акселератор», позволяет это сделать, позволяет сблизить позиции сторон за счет того, что каждая из них берет на себя встречные обязательства», – отмечает он.

«Городской акселератор» – это программа проектного офиса акимата Нур-Султана, который создан на базе городского центра iKomek. Программа отбирает наиболее острые проблемы города и создает специальные штабы по их разрешению: рабочие группы из экспертов, представителей акимата, общественных объединений, активных жителей, ученых и предпринимателей. Каждая из трех таких групп в течение 100 дней вырабатывает оптимальные решения по улучшению работы КСК, общественного транспорта и очистке столицы от мусора – именно эти три проблемы столицы выбраны в качестве пилотных. Любой горожанин или гость столицы может через сайт акимата внес­ти свой совет по разрешению проблем, над которыми группы работают. В будущем «городской акселератор» с помощью Big Data на базе всех обращений жителей столицы сформирует следующий пакет городских проблем, для решения которых должны создаваться новые рабочие группы.

«В этом механизме власть опирается на ресурсы общества и бизнеса, при этом создается механизм социального партнерства, – отмечает Абенов. – Думаю, что концепция слышащего государства должна наполняться именно такими проектами. Насколько я знаю, этим проектом сейчас заинтересовались в других регионах, в частности в Алматы, и сейчас важно показать его результаты, довести этот проект в Нур-Султане до конца и потом масштабировать его по всей стране».
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif