Перейти к основному содержанию

1110 просмотров

Столичные перевозчики терпят убытки

Введение дифтарифа не дает возможности полностью решить проблему 

Фото: Alexey Pevnev/Shutterstock

Несмотря на то, что с введением дифференцированного тарифа доходы перевозчиков увеличились на 40%, они продолжают утверждать о убытках, передает корреспондент Kursiv.kz. 

На конференции по вопросам развития общественного транспорта председатель правления Астана LRT Бекмырза Игенбердинов напомнил, что в столице дифтариф был введен 14 месяцев назад. Первые результаты были получены уже через 10 дней: удалось стимулировать граждан к безналичной оплате проезда и вывести из тени 15% оборота средств. Причем доля пассажиров, пользующихся транспортными картами, увеличилась сразу на 20% уже в первый день введения дифференцированного тарифа. Так, если до дифтарифа в среднем в день пассажиры производили валидации на сумму чуть более 9 млн тенге, то в первые десять дней после его введения средняя сумма за день составила более 32 млн тенге. 

«Несомненно, большим достижением для нас стало увеличение доходов перевозчиков до 40%. Для сравнения, за май 2018 года доходы автопарков составили 1 047,1 млн тенге, из них более 75% – продажи отрывных билетов. В мае 2019 года доходы автопарков увеличились более чем на 40% и составили 1 529,3 млн тенге, при этом доля оплаты наличными составила лишь 7%», – отметил глава Астана LRT.

В целом, по его оценке, объем рынка пассажирских перевозок превысил отметку в 15 млрд тенге. Средний ежемесячный оборот системы на сегодняшний день составляет около 1,3 млрд тенге, или более 20 млн транзакций в среднем за месяц. 

С увеличением доходов автопарков увеличились и налоговые поступления в бюджет. Так, если в первом полугодии 2017 года, когда еще не был введен дифференцированный тариф, всего было уплачено более 694 млн тенге, то за аналогичный период 2019 года уже 1 тлрн 226 млн тенге. Это почти на 532 млн тенге, или на 76,5% больше, чем в 2017 году. 

Между тем директор АО «Автобусный парк №1» Нур-Султана Нурмахан Пулатов сообщил о недостаточности объема нынешних субсидий.

 «Получаю от одного пассажира 66 тенге плюс субсидии 33 тенге, итого 99 тенге. Фактически себестоимость перевозки за 9 месяцев составила 189 тенге. Разница – 90 тенге недополучение дохода. Финансовый разрыв приводит к убытку. Ежемесячно (выходит. – «Курсив») 550 млн чистого убытка. В месяц перевозится до 10 млн пассажиров с учетом пересадок, из них 16% – льготная категория, 8% – проездные, 10% –детский тариф», – сказал он.

Бекмырза Игенбердинов с ним согласен. Он отметил, что на протяжении многих лет деятельность столичного пассажирского транспорта остается убыточной и введение дифференцированного тарифа пока еще не дает возможности полностью решить данную проблему. 

«В целом общественный транспорт больше нацелен на удовлетворение социальных потребностей, а не на заработки, так как во всем мире является убыточным и может успешно функционировать лишь при наличии государственных субсидий. Объем субсидий на обслуживание социально значимых маршрутов и провоз льготной категории граждан был определен до введения дифтарифа. Сейчас же благодаря ЭСОП и точному подсчету мы уже наглядно видим, что затраты перевозчиков на оказание данных услуг больше, чем было определено ранее. Нынешний объем субсидий недостаточен», – пояснил он. 

В качестве примера глава Астана LRT сообщил, что электронная система оплаты проезда показала, что ежедневно граждане льготной категории совершают 80 тыс. поездок. Городскими властями частично субсидируются затраты. Управление социальной защиты населения частично возмещает убытки перевозчиков в размере 1 млрд 300 млн тенге в год на бесплатный провоз граждан льготных категорий в общественном транспорте, тогда как реальные затраты на провоз льготников составляют 4 млрд тенге. 

Держателям транспортных карт предоставляются бесплатные пересадки. Ежедневно пассажиры совершают от 90 до 100 тыс. бесплатных пересадок, которые не субсидируются. 

4b2e41b3-d496-4d75-8363-cb3dc06c61b0.jpg

2529 просмотров

В Казахстане ужесточены требования к иностранным работникам

Основная причина – квалификация экспатов часто не соответствует заявленной

Фото: Shutterstock/Vitalliy

В Казахстане на 40% сокращена квота на привлечение иностранной рабочей силы (ИРС) – с 49 тысяч в 2019 году до 29 тысяч в 2020-м. В Министерстве труда и социальной защиты населения РК считают, что «принятие квоты позволит защитить внутренний рынок труда от неквалифицированной иностранной рабочей силы, трудоустроить больше казахстанских кадров».

В конце прошлого года Минтруда и Генеральная прокуратура РК проверили предприятия, привлекающие иностранную рабочую силу: соблюдают ли те трудовое и миграционное законодательство. Результат инс­пекции за месяц – 930 фактов нарушений в 95 компаниях. 

«Среди них значительную часть составили нарушения касательно выполнения иностранными сотрудниками работы, не соответствующей выданному разрешению, и расхождения полученного образования с занимаемой должностью», – сообщил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на декабрьском заседании Нацио­нального совета общественного доверия.

Сокращение квоты на привлечение рабочей силы не единственное изменение, предложенное Минтруда. Теперь предприятия численностью персонала свыше 250 человек, где работает более 30 иностранцев, будут регулярно проверяться, а инспекторы по труду смогут оперативно реагировать на любые нарушения, в том числе диспропорции в оплате труда и социально-бытовых условиях.

Конфликт из-за зарплаты

За последние три года проверки выявили 474 факта диспропорции в оплате труда иностранных и казахстанских работников – эти данные были озвучены в ноябре прошлого года на заседании правительства по вопросам регулирования трудовых отношений. Тогда же на пресс-конференции в правительстве министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов сообщил, что в мажилисе находится законопроект, в соответствии с которым дополнительно налагается обязанность и ответственность на работодателей по созданию равных бытовых условий для работников.

Неравные условия стали причиной крупного трудового конфликта в июне 2019 года на месторождении Тенгиз. Речь идет о столкновении иностранных и казахстанских работников компании Consolidated Contracting Engineering&Procurement S.A.L. Offshore (CCEP). Это подрядная организация ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО), которая вела строительно-монтажные работы на проекте будущего расширения (ПБР).

Позже Нурлан Ногаев (на тот момент – аким Атырауской области, сейчас министр энергетики РК. – «Курсив») на совещании с руководителями крупных неф­тяных компаний региона и их подрядчиками сообщил, что причиной инцидента стали неравные условия труда; на предприятиях нарушаются сроки выплаты заработной платы, оплаты за привлечение работников к сверхурочным работам. «Не может в одном коллективе за одну и ту же работу кто-то получать $300, а кто-то – $3000. Люди все видят», – сказал тогда Ногаев. Он также подчеркнул, что если работодатели не хотят добровольно изменить ситуацию, то у власти «хватит сил и средств, чтобы привести все в соответствие с законом».

Где больше иностранцев?

Именно в нефтегазовых проектах, реализуемых иностранными недропользователями, задействовано большинство экспатов. В июле 2019 года на совещании по развитию нефтегазового машиностроения теперь уже экс-министр энергетики РК Канат Бозумбаев сообщил, что только на реализацию ПБР на Тенгизе привлечено 5 тыс. иностранных специалистов. Для сравнения: всего на проекте трудятся 53 тыс. человек.

Помимо этого на основном производстве занято около 4,9 тыс. работников, из них около 600 – иностранные кадры.

На Кашаганском проекте, в «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.» и ее подрядных организациях занято свыше 10,2 тыс. человек, из которых около 800 – привлеченные из-за границы работники.

На освоении Карачаганакского месторождения, то есть в «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б. В.» и ее подрядных предприятиях, работают более 18,4 тыс. человек, почти 2 тыс. из них – иностранные работники.

Во всем Казахстане, по данным Минтруда на 1 ноября 2019 года, более 2,2 тыс. работодателей получили около 21 тыс. разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. 816 разрешений выдано по первой категории, то есть на позиции руководителей и их заместителей, 4,6 тыс. – по второй категории, для руководителей структурных подразделений. Большая часть разрешений была выдана по категориям «специалисты» и «квалифицированные рабочие».

Самое большое число экспатов прибыло из Китая – 4,4 тыс. человек. Наемных сотрудников из Узбекистана – 2,3 тыс., Индии – 1,8 тыс., Турции – 1,8 тыс., Великобритании – 1,4 тыс.

11_19.png

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance