Перейти к основному содержанию

1000 просмотров

Школьники спровоцировали конфликт между стоматологиями в Кызылорде

Споры начались еще 2018 году и до сих пор не разрешились

Фото: Syda Productions

В Кызылорде возник конфликт между государственной и частными стоматологическими клиниками из-за лечения зубов школьников. 85% от общего объема госзаказа получил областной консультативно-диагностический центр. Пока законность занятия предпринимательством бюджетной организации оспаривается в суде, стоматологический кабинет работает лишь в одной школе города.

Областной консультативно-диагностический центр (ОКДЦ) и частные стоматологические клиники уже второй год выясняют, кому из них доверят лечение зубов учеников кызылординских школ.Споры возникли еще в 2018 году, когда частники не получили госзаказ на оказание стоматологических услуг в рамках ГОБМП. Тогда сразу две клиники подали жалобу в РПП «Атамекен», обвинив ОКДЦ в монополизации рынка стоматологических услуг в школах Кызылорды и получении бесплатных помещений для стомкабинетов.

Бюджетники-предприниматели

В 2017-2019 годах диагностическому центру в рамках ГОБМП было выделено 632,2 млн тенге. Как отметили в РПП, частники остались без госзаказа. В итоге не поступили налоги за аренду помещений в 25 школах, не было создано 78 рабочих мест. А самое главное – ученики ряда учебных заведений лишились стоматологической помощи.

Анализ, проведенный областным департаментом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей, показал, что эта сфера относится к развитой конкурентной среде: в ней работает больше 50 стоматологий. Как рассказал в комментариях «Курсиву» начальник отдела сопровождения проектов РПП Мурат Балабай, в регионах, где рынок стоматологических услуг признан развитой конкурентной средой, госпредприятия не участвуют в предпринимательской деятельности.

«Согласно Предпринимательскому кодексу у ОКДЦ нет оснований для участия в предпринимательской деятельности. Государство участвует в предпринимательской деятельности в случае отсутствия на соответствующем рынке субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство и (или) реализацию аналогичного товара. Более того, для развития частного предпринимательства и конкуренции государство должно принять меры, направленные на сокращение доли своего участия в предпринимательской деятельности», – пояснил г-н Балабай.

Тяжела …госдоля

1 октября 2018 года ДРЕМ вынес областному управлению здравоохранения предписание о прекращении ОКДЦ оказания зубоврачебных услуг. Тем не менее центр продолжил участвовать в закупе услуг по оказанию стоматологической помощи в рамках ГОБМП. 

По данным РПП, в 2018 году областной центр получил 56% объема госзаказа, а трое частников – 44%. В 2019 году ОКДЦ выделили 225,7 млн тенге, или 85% объема закупа услуг. Остальным же участникам конкурса – восьми частным организациям – лишь 15%, или 37,7 млн тенге. Как констатировал Мурат Балабай, несмотря на рост участия в закупе услуг частников в 2,6 раза, их доля снизилась на 29%.

Кроме того, в этом году ОКДЦ представил проект ГЧП «Совершенствование стоматологической помощи населению Кызылординской области с общим бюджетом примерно в 300 млн тенге. В рамках этих средств предполагается закуп семи стоматологических установок, одного панорамного рентгеновского аппарата и оснащения для 20 кабинетов в школах. 

Однако, как считают в РПП, данный проект противоречит законодательству страны, так как ограничивает права МСБ на оказание зубоврачебных услуг в рамках ГОБМП.

В палате также напомнили, что согласно приказу министра здравоохранения РК ОКДЦ должен являться структурным подразделением многопрофильной областной больницы. И в случае возможной ликвидации и включения в структуру областного медцентра, не имеющего функцию по оказанию стомуслуг, реализация проекта ГЧП станет проблемной. Это угрожает и другим проектам ГЧП, которые планируют реализовать через центр, и приведет к увеличению доли государства в предпринимательской деятельности.

Суд да зубы

Тем временем ОКДЦ подал в суд на городской отдел финансов, который в 2017-2019 годах бесплатно предоставил ему помещения в школах для открытия стомкабинетов. Но, как отмечают эксперты, согласно Закону РК «О госимуществе» нежилые помещения в школах должны предоставляться в имущественный наем только частным субъектам здравоохранения.
В этой связи по предписанию ДРЕМ отдел финансов отменил приказы с 2017 по 2019 годы.

Руководитель правового отдела областного управления здравоохранения Динмухаммед Бухаев уверен, что ОКДЦ занимается предпринимательской деятельностью в рамках законодательства РК. Потому вынесенное ДРЕМ предписание о прекращении оказания зубоврачебных услуг центром было оспорено в суде. 

«В ответ ДРЕМ за неисполнение предписания наложил адмштраф на руководителя облздрава. Мы 11 месяцев судились с ними, дошли до Верховного суда и выиграли», – сообщил Динмухаммед Бухаев.

В свою очередь главный эксперт по юридическим вопросам филиала ФСМС по Кызылординской области Ганибек Есентаев обратил внимание на то, что организованный ими в 2018 году конкурс прошел без нарушений. «По поступившим жалобам от ОКДЦ и частников были проведены проверки соответствующими органами, в том числе Минздравом и центральным аппаратом фонда. Нарушения не были выявлены», – отметил эксперт.

А начальник городского отдела финансов Сейтмахан Айменов в комментариях «Курсиву» подчеркивает, что безвозмездная передача помещений в школах ОКДЦ вовсе не его идея. И что в соответствии с приказом замминистра финансов балансодержатели сами решают, на какой основе размещать у себя арендодателей помещений под стомкабинеты.

«Школы не доверяют частникам, говорят, что у них нет такого оборудования, как у государственных. Поэтому просили разместить у них стомкабинеты центра. Когда я издал соответствующий приказ, частники обратились в РПП, те – в ДРЕМ, где вынесли предписание, что мы не должны вмешиваться в конкурентную среду. И потребовали отменить приказ о безвозмездной передаче помещений. Я отменил, после чего ОКДЦ подал на меня в суд», – рассказал Сейтмахан Айменов.

Он также сообщил, что приказ оспаривает один частник. «У него ИП, он может взять на себя максимум две школы. Стомкабинеты открываются в тех школах, где учится более 800 детей. В Кызылорде таких 25», – пояснил г-н Айменов.

Всего в городе 55 школ, но по факту сегодня действует стомкабинет только в одной школе, остальные не работают до вынесения решения суда.

4044 просмотра

Почему казахстанцам продолжают начислять налоги на давно проданные автомобили

Даже оплата транспортного налога за давно проданное авто еще не означает окончания проблем

Фото: Shutterstock

Извещения о больших долгах по налогам становятся неприятным сюрпризом для граждан страны уже несколько лет подряд. Невольными должникам оказываются в том числе те, кто продал свой автомобиль по доверенности в начале 2000-х годов.

На 1 января 2019 года задолженность по налогам имели 1,4 млн казахстанцев, общая сумма задолженности – 20,9 млрд тенге, из которых 6,6 млрд приходилось на начисленные пени. 70% задолженности приходилось на налог на транспортные средства. Такие данные озвучил летом вице-министр финансов РК Канат Баедилов, анонсируя проведение налоговой амнистии для физлиц (действует в республике до конца года; по ее условиям тем, кто оплатит основной долг до 31 декабря, начисленная пеня будет списана автоматически). Люди со значительными долгами по транспортному налогу – нередко вовсе не злостные налогоплательщики. Они просто продали свой автомобиль по генеральной доверенности – такая практика была широко распространена в Казахстане еще несколько лет назад.

Судя по архивным публикациям СМИ, в 2004-2005 годах до 70% казахстанцев управляли автомобилями на основании генеральной доверенности.

Почему была популярна доверенность

Популярность этого вида документов у населения объяснялась просто. В отличие от договора купли-продажи, на оформление которого вместе с учетными процедурами по передаче автомобиля от старого владельца новому хозяину уходило до трех рабочих дней, доверенность сроком на три года с правом продажи транспортного средства выписывалась в течение нескольких минут. Не так много времени занимала и регистрация нотариально заверенного документа в отделениях дорожной полиции – это было необходимо сделать в течение 10 рабочих дней. Даже несмотря на наличие внушительных очередей и обязательную сверку номеров кузова и двигателя автомобиля с данными техпаспорта, хватало трех-четырех часов.

Не менее важно, что услуги нотариуса даже вместе с ускоренной регистрацией доверенности в дорожной полиции в общей сложности стоили, например, в 2002 году максимум 4000 тенге. За полное оформление договора купли-продажи нужно было отдать 15 500 тенге ($100 на тот момент), при том что средняя заработная плата по стране в 2002 году составляла 20 305 тенге, а автомобиль Mazda 626 1989 года выпуска стоил $1800. Никто из казахстанцев, продававших тогда автомобили, и предположить не мог, что спустя много лет им придется заплатить за генеральную доверенность намного больше.

Проблема со стажем

Проблеме с долгами по транспортному налогу за проданные ранее по доверенности автомобили уже несколько лет, и она сохраняет актуальность – все больше казахстанцев узнают о своих задолженностях перед государством. Без погашения этих долгов нет возможности выехать за границу или взять кредит в банке. Чаще всего история начинается с квитанции за коммунальные услуги, где вдруг появляется графа с задолженностью по налогам на сумму, порой в разы превышающую ежемесячную зарплату даже высокооплачиваемого специалиста. И только после обращения в районные департаменты государственных доходов люди узнают, что им необходимо оплатить транспортный налог за автомобиль, проданный по доверенности более 10–15 лет назад. Получившие извещение бывшие автовладельцы обязаны погасить долги за последние пять лет, а также оплатить транспортный налог за текущий год вне зависимости – хоть и продали свой автомобиль по доверенности в 2001-м или, скажем, в 2004 году.

По словам одного из экс-владельцев внедорожника Nissan Patrol 1991 года выпуска, представившегося «Курсиву» Нуржаном Искаковым, ему предписано оплатить транспортный налог на общую сумму более 1,5 млн тенге. «Честно говоря, я уже и забыл, что у меня была эта машина. Только придя в налоговую, вспомнил о ней. Хороший внедорожник, только вот топлива ест много да и в обслуживании был дорогой. Налоги к тому же из-за объема двигателя были огромными. Потому и продал ее, как тогда было принято, по генеральной доверенности. В 2003 году это было. Покупатель, помню, обещал машину оформить на себя. Теперь оказывается, что до сих пор на мне висит. Неизвестно, где она находится. Может, за эти годы уже на запчасти разобрали», – рассказал «Курсиву» Нуржан Искаков.

Семья живущей в Алматы Татьяны Лысенко узнала о наличии долгов по транспортному налогу из полученной этим летом квитанции за коммунальные услуги. «У нас Mercedes был. Продали, кажется, в 2001 году. Людей, которым продавали, не помним. Где они и чем занимаются – не знаем. Налог мы оплатили еще в сентябре за несколько лет. Почти 300 тысяч тенге! Я была в ужасе и трансе! Но надо платить. Потому что если не сделать этого, то будут заблокированы все счета и водительские права», – заметила в беседе с «Курсивом» Татьяна Лысенко.

Справка на справке

Естественно, что следующим шагом всех людей, когда-то продавших свои автомобили по генеральной доверенности, становится попытка снять с учета машины, которые им уже давно фактически не принадлежат. Прежде всего для того, чтобы в будущем не платить налоги и штрафы «за того парня». Из бесед с бывшими владельцами автомобилей выясняется, что сделать это не так уж и просто – в первую очередь потому, что ни у кого из них нет на руках техпаспорта и каких-либо других правоустанавливающих документов. В итоге процедура по снятию машин с учета затягивается на несколько месяцев. Семья Татьяны Лысенко занимается этим с сентября, и процесс еще не завершен. «Справку об уплате долгов и отсутствии задолженностей в налоговом комитете выдают через пять рабочих дней. Ехать с нею в автоЦОН бесполезно. Там сразу же отправляют в районное отделение дорожной полиции. Если вдруг оказывается, что машина проходит по базе, как находящаяся где-то под арестом, то в дорожной полиции говорят, что сначала надо получить справку у судебных исполнителей о снятии с нее ареста. Надо подождать еще 15 дней. Со справкой от судебных исполнителей, выданной на основании справки от налоговой, едешь за справкой в дорожную полицию. Ждешь еще 10 рабочих дней. Наконец, со справкой от дорожной полиции едешь в автоЦОН, где обещают выдать документ о снятии автомобиля с учета в течение, опять же, 15 не календарных, а рабочих дней», – поделилась своим опытом с «Курсивом» Татьяна Лысенко. Она недоумевает, почему дорожная полиция и Комитет госдоходов не договорились организовать процесс по снятию проданных ранее по генеральным доверенностям автомобилей по принципу одного окна, ведь проблема носит массовый характер. «Людей с такими же проблемами, как у нашей семьи, – воз и маленькая тележка. И каждому по нескольку раз приходится отпрашиваться с работы. Разве это нормально? Неужели ничего нельзя сделать?» – возмущается жительница Алматы.

Алгоритм от госорганов

Госорганы РК в курсе проблем населения, связанных с распространенной почти до 2009 года практикой продажи автомобилей без заключения договоров купли-продажи и трудностями снятия с учета оформленных по доверенностям машин. Еще в декабре 2013 года на тот момент заместитель начальника управления административной полиции ДВД Алматы Жандос Мураталиев признал усугубившееся положение бывших собственников автомобилей после ужесточения правил по сбору транспортного налога. «По сложившейся практике сведения о собственниках транспортных средств передавались в налоговые органы для налогообложения, о чем многие и не знали. Автомобили стареют, изнашиваются, могут получить повреждения в ДТП. В общем, выходят из строя по самым разным причинам. В этих случаях новые фактические владельцы и не собирались снимать их с учета, в лучшем случае перепродавая машины на запчасти. При этом судьба государственных номеров и свидетельств о регистрации транспортных средств никого не интересовала», – констатировал Жандос Мураталиев.

Тогда же, в 2013 году, был предложен и новый порядок снятия с учета автомобилей, проданных по доверенностям в конце 90-х – начале 2000-х годов, который действует до сих пор. Бывшим собственникам автомобилей следует, предварительно выплатив долги по транспортному налогу, явиться в автоЦОНы с письменным заявлением об обстоятельствах вывода транспортных средств из фактического владения, а также утраты государственных регистрационных номеров и документов на автомобиль. Кроме того, в заявлении необходимо по возможности указать имя, фамилию и место жительства лица, время продажи автомобиля и другие сведения, которые позволяют сделать вывод об отсутствии эксплуатации транспортного средства в течение трех последних лет. Соответственно, только при представлении всей этой информации, которая будет сверена с данными о прохождении техосмотров, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, камер видеонаблюдения и сотрудников дорожной полиции, у людей, продавших автомобиль по доверенности, появляется возможность снять его с учета в установленные законодательством сроки.

Предложение снизу

Бывший владелец внедорожника Nissan Patrol Нуржан Искаков скептически относится к возможности снять свою былую собственность с учета. Он не помнит ни места совершения сделки, ни даже имени того человека, которому он продал свою машину. «Все, что я помню, – это приблизительное место, где находился офис нотариуса. Их тогда там много было, а сейчас на этой улице стоят новые дома и нет ни одного нотариуса. Мне кажется, что на самом деле проблема таких, как я, попавших в передрягу людей решается достаточно просто. Нужно всего лишь объявить о замене выпущенных 15-17 лет назад государственных номерных знаков с обязательным запретом их эксплуатации», – предложил алматинец, который пока не знает, где найти 1,5 млн тенге на уплату транспортного налога, начисленного на автомобиль, которого у него давно нет.

инф1.png

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций