Перейти к основному содержанию

436 просмотров

Ресайклинг для дорожной отрасли

44% автодорог республиканского и местного значения находятся в неудовлетворительном состоянии

Фото: Shutterstock

Согласно данным Всемирного экономического форума, Казахстан является аутсайдером в рейтинге стран по качеству автомобильных дорог. 115 место из 138. По выводам экспертов, казахстанские дороги оказались хуже, чем, например, в Кении, Таджикистане или Гондурасе.

Хуже, чем можно было

В Комитете автомобильных дорог МИИР каждый год составляют рейтинг по регионам. Отдельно оценивается состояние трасс республиканского значения, отдельно – местного. Ранжирование идет по трем категориям – дороги в хорошем, удовлетворительном и неудовлетворительном состоянии. Судя по статистическим данным КАД, качество республиканской сети значительно лучше, чем состояние дорог областного, городского, районного уровня. 52% всех межрегиональных дорог не вызывают нареканий, в то время как на уровне местной сети этот показатель равен 27%. Впрочем, эти данные не значительно влияют на общую картину социального недовольства автомобилистов. Ведь республиканская сеть имеет протяженность всего 24 тыс. км, в то время как местные дороги растянуты на 70 тыс. км. 

Гендиректор РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Замир Сагинов считает одной из причин то, что качество дорожно-строительных работ, проводимых на региональном уровне, хуже. Имеет значение и большая изношенность местной сети.

Отчасти на такое положение дел влияет и ситуация в строительно-дорожном бизнесе. Ведь капиталоемкие проекты чаще всего забирают именно крупные генподрядчики, имеющие хорошую производственную базу, стабильный кадровый состав. И именно эта ниша более интересна инвесторам. Поэтому в строительстве дорог республиканского значения стали принимать участие компании с долей иностранного участия. Например, трассу Калбатау – Усть-Каменогорск за 148 млн евро строила компания Todini Construzioni Generali SPA (Италия). А часть подряда по строительству коридора «Западная Европа – Западный Китай» отдали турецкой фирме Sine Midas Stroy.

Все проверят

Этой весной в Казахстане на базе областных дорлабораторий был создан Национальный центр качества дорожных активов. По данным Замира Сагинова, за это время было проведено более 4,5 тыс. выездов по проверке строящихся автодорог. Выявлено 3,5 тыс. дефектов. Среди основных нарушений – водонасыщение асфальтового покрытия, неоднородность покрытия или его неравномерное уплотнение. На первый взгляд такой асфальт может выглядеть почти идеально, но, по словам экспертов, через три-четыре года он начнет шелушиться, вода будет разрушать его изнутри. А через несколько лет как раз заканчивается гарантийный срок нового инфраструктурного объекта.

«При оценке качества покрытия у нас есть только «черное» и «белое». Мы не можем считать объективными объяснения подрядчиков о том, что у них не было, допустим, минерального порошка для смеси, что дает нужные коэффициенты уплотнения. Если строительно-дорожная фирма взялась за подряд, она должна выполнять его по нормам», – говорит директор филиала центра по Восточно-Казахстанской области Ержан Аязбаев.
 
Главные рычаги давления на подрядчиков, которые используют специалисты Наццентра по качеству дорожных активов – финансовые. Эксперты отправляют заказчику предписание на объект. По закону, если фирма не устранит нарушения, власти просто не имеют право проводить оплату работ. Поэтому подрядчику гораздо «дешевле» прислушаться к замечаниям на уровне строительства, приемки и переделать. Например, в случае с недостаточно плотным, водонасыщенным асфальтом – сверху закатать еще один слой, доуплотнить или применить технологию ресайклинга (укрепления грунтов).

По словам Замира Сагинова, в ближайшие три-четыре года наццентр планируется проверить и оцифровать все дороги Казахстана. Эксперты намерены внести данные по качеству и техническим характеристикам в специальную электронную базу на своем сайте. Будет использована «пятизвездочная» система оценки. Там же будет размещен рейтинг подрядных организаций, строивших те или иные трассы, список основных нарушений, допущенных проектировщиками, инженерными компаниями. Предпринимателей, задействованных в этом бизнесе, такая публичность поставит в более жесткие конкурентные рамки. Специалисты уверены – на рынке останутся компании, готовые выполнять подряды строго по нормам.

Нужны кадры

Не первостепенными, но очень важными проблемами в строительно-дорожной отрасли на региональных уровнях являются недостаток спецтехники и кадровый голод. Компаниям с небольшим оборотом сложно одномоментно приобрести несколько видов новых машин. Тем фирмам, которые отрабатывают небольшие подряды стоимостью 100–150 млн тенге, недостаточно оборотных средств.

Например, в Восточном Казахстане на строительстве и ремонте дорог задействовано около 20 местных фирм. По словам руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржана Жумадилова, у всех подрядчиков ощущается нехватка техники. И в каждой организации остаются открытыми по несколько вакансий.

«В нашем регионе механизаторы, машинисты погрузчиков, бульдозеристы меньше 200 тыс. тенге не получают. И все равно люди не идут даже на такой оклад. Тех, что есть, каждый работодатель старается удержать на месте, потому что заменить их некем. Молодежи не интересна эта сфера, хотя потребность высокая и зарплата выше средней», – комментирует Нуржан Жумадилов.

По задумке чиновников из Министерства индустрии и инфраструктурного развития, к 2025 году доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии должна быть доведена до 100%, областного и районного значения – до 95%. Учитывая, насколько эти планы далеки от цифр настоящего времени, прогнозируется, что экспертная работа по проверкам качества будет усилена, а финансирование останется стабильно высоким.

banner_wsj.gif

193 просмотра

Как работать из дома и никого не подставить

Лайфхаки от управляющего директора «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии, странах СНГ и Балтии

Фото: Pixabay

Эпидемия коронавируса COVID-19 - главное событие последних месяцев. Страны закрывают границы, производства останавливаются, а многие работодатели переводят сотрудников на удаленную работу. Однако работать в офисе и работать дома — это совершенно разные вещи.

Компании тщательно защищают свои сети и устройства, а вот приехать к вам в гости и настроить все по стандартам бизнеса корпоративные сисадмины, скорее всего, не смогут. Между тем, если с вашего домашнего компьютера утекут конфиденциальные документы, отвечать придется именно вам.

Мы подготовили десять простых советов, которым стоит следовать при удаленной работе, чтобы таких недоразумений избежать.

1. Защищайте антивирусом устройства, с которых работаете

Корпоративный уровень защиты дома обеспечить сложно, но и оставлять уязвимым компьютер, на котором вы храните рабочие документы, — не вариант. Чтобы этого не случилось, на все устройства, с которых вы работаете с корпоративными данными, обязательно нужно установить надежное защитное решение. Если вам жалко денег, ставьте бесплатный антивирус. Это уже существенно снизит риск заразиться — и вляпаться в серьезные неприятности по работе.

2. Обновите программы и ОС

В приложениях и операционных системах постоянно находят уязвимости. А злоумышленники очень любят их использовать, чтобы проникнуть на чужие устройства. Нужно регулярно обновлять все, что установлено на устройствах, с которых вы работаете.

3. Настройте шифрование Wi-Fi

Защита компьютера не поможет, если злоумышленник подключится к вашему Wi-Fi или поселится у вас в роутере. В этом случае он сможет перехватывать все, что вы отправляете в Интернет, — например, пароль для удаленного доступа к рабочему компьютеру или учетные данные корпоративной почты. В первую очередь убедитесь, что соединение зашифровано: шифрование нужно для того, чтобы в пределах локальной сети никто не мог заполучить передаваемую информацию. Оптимальный выбор — стандарт WPA2. Изменить тип шифрования можно в настройках роутера. Также помните, что пароль от Wi-Fi не должен быть простым.

4. Поменяйте логин и пароль от роутера

Если вы раньше не меняли логин и пароль для входа в настройки роутера, то стоит и его поменять. Пароли по умолчанию у многих моделей не только слишком простые, но еще и известны всему Интернету. 

5. Используете VPN в общих сетях Wi-FI

Если Вы используете общественные сети Wi-Fi или делите интернет с кем-то еще, знайте: недобросовестные пользователи могут шпионить за вами через Wi-Fi. Работайте через VPN, тогда все ваши данные будут шифроваться независимо от настроек сети, и посторонние не смогут их прочитать.

6. Блокируйте устройство, когда отходите

Подсмотреть вашу рабочую переписку могут и когда вы просто отлучились в туалет или за чаем. Блокировать устройство стоит, даже если вы работаете дома и посторонние к нему подойти не могут. Вряд ли вы хотите, скажем, чтобы ваш ребенок послал вашему начальнику десяток двусмысленных смайликов. Или чтобы проходившая по клавиатуре кошка отправила бы недописанное письмо совету директоров. 

7. Используйте корпоративную почту, мессенджеры и другие инструменты

Наверняка у вашей компании есть некий набор ИТ-сервисов, которыми пользуются сотрудники. Их настраивает ИТ-служба вашей компании, и она несет ответственность за то, насколько правильно они настроены. А вот за то, какие настройки доступа вы задали для документа, размещенного, например, на вашем личном «Google Диске», она ответственности не несет. Уверены, что файл увидит только тот коллега, которому вы отправили ссылку? Файл доступен всем, у кого есть ссылка, его могут индексировать поисковики, и документ может всплыть в поиске и попасться на глаза человеку, которому о его существовании знать не следовало. Используйте для обмена документами и прочей информацией только корпоративные ресурсы. 

8. Будьте внимательны

Увы, иногда в корпоративную почту тоже может просочиться недобросовестное письмо, и очень убедительное. На удаленке это особенно актуально, потому как объем переписки значительно возрастает. Поэтому читайте сообщения внимательно и не торопитесь на них реагировать. Если кому-то срочно нужен очень важный документ или кто-то требует сейчас же оплатить выставленный счет, дважды проверьте, что этот «кто-то» — действительно тот, за кого себя выдает. Не бойтесь позвонить контрагенту и уточнить или согласовать лишний раз действие с начальством.

9. Следите за отчетностью

Чтобы начальство не решило, что вместо удаленной работы вы устроили себе каникулы, как никогда важно поддерживать «прозрачность». Создавать видимость бурной деятельности не нужно, но стоит озаботиться тем, чтобы ваш босс мог видеть, какими задачами вы занимаетесь и как движется их выполнение. Также старайтесь работать в рабочее время, чтобы коллегам было проще с вами связаться. Справедливо, впрочем, и обратное: не надо растягивать рабочий день на весь день. 

10. Позаботьтесь об удобном рабочем месте

Конечно же, не стоит забывать и о собственном здоровье и удобстве. Если вы работаете на ноутбуке, вам может показаться, что валяться с ним на диване — отличная идея, раз уж теперь так можно. Но ваша спина вам за это спасибо не скажет, поэтому постарайтесь найти себе стол и удобный рабочий стул. Организуйте хорошее освещение на рабочем месте. Если комнатного света не хватает, поставьте настольную лампу, чтобы не сажать зрение по вечерам. И не забывайте о важных для здоровья вещах: периодически вставайте из-за компьютера, пейте воду, не пропускайте еду и сон.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif