Перейти к основному содержанию

653 просмотра

Лишь каждый пятый карагандинцец находит работу на ярмарках вакансий

Соискателей не устраивает зарплата, работодателей – их квалификация

Коллаж: Вадим Квятковский

По данным статистики, сегодня в Карагандинской области работают 649,7 тыс. человек, из них 595,6 тыс. – по найму. Это примерно половина от численности населения региона, которая составляет 1,37 млн человек. Сотрудники мелких предприятий в среднем ежемесячно зарабатывают 169,1 тыс. тенге, средних и крупных – 182, 3 тыс. тенге. 

По сравнению с прошлым годом уровень безработицы в регионе снизился всего на 0,2%, составив 4,4%. Нетрудоустроенными здесь официально числятся 30 тыс. человек, 2,5 тыс. из них живут в Караганде.  

Между тем остается неизвестным точное количество самозанятых. Пока удалось вывести из тени лишь фрилансеров при помощи единого совокупного платежа, который позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации ИП. За первое полугодие 2019 года его плательщиками стали 1480 жителей региона. 

Рабочий дефицит 

Электронная биржа труда Карагандинской области выдает более 7 тыс. открытых вакансий. 40% из них приходится на подсобных рабочих, 11% – на охранников, далее по списку – водители категорий В, С, Е, машинисты погрузчиков, автокрановщики, 

Как говорят специалисты, в регионе почти всегда открыты вакансии мерчендайзеров, менеджеров попродажам и учителей. Острый дефицит не первый год сохраняется и по рабочим специальностям. 

«Работодатели сейчас в основном ищут специалистов «скрещенных» профессий: не просто сварщика, а сварщика-монтажника, слесаря-сантехника. Но соискатели, которые приходят, не соответствуют этим требованиям.Чтобы решить эту проблему, мы устраиваем краткосрочные курсы переобучения, где безработные могут получить дополнительную квалификацию. Правда, успешно проходят их около 60%, следовательно, трудоустроить удается только часть», – говорит представитель центра занятости Караганды Айдос Естемесов.

Он отмечает, что дело не только в новых требованиях к работникам – нередко спрос и предложение не сходятся в размере заработной платы.  Например, сварщикам предлагают 100-120 тыс. тенге за месяц работы, рабочим строительных специальностей – 90-100 тыс. тенге, водителям Кам­АЗов, манипуляторов – 120 тыс. тенге. Работать за такую зарплату соглашаются немногие. 

Также существует проблема с трудоустройством людей старше 50 лет. Работодатели не горят желанием брать на работу сотрудников предпенсионного возраста, несмотря на их квалификацию и опыт.  Этой категории соискателей в основном предлагают вакансии сторожей, вахтеров, гардеробщиков, медрегистраторов с зарплатой 60-80 тыс.  тенге в месяц.  

Высокая зарплата – низкий спрос   

В свою очередь директор рекрутингового агентства Ольга Панфилова отмечает на рынке труда острую нехватку высококвалифицированных специалистов – разработчиков программного обеспечения, инженеров, проектировщиков. Их готовы трудоустроить большие промышленные предприятия, а также крупные фирмы самого разно­образного профиля. 

По ее мнению, дефицит возник из-за тенденции обучаться по специальностям, которые можно получить в наиболее короткие сроки. 

«Самые востребованные специалисты, которые мыслят системно, вкладывают очень много в свое образование. На них очень высокий спрос. И зарплата таких специалистов, к примеру, разработчиков, может доходить до $10-15 тыс. Не хватает их потому, что сейчас все скачут по верхам, квалификацией не занимаются – таких кандидатов 90%», – высказала мнение Ольга Панфилова. 

В списке дефицитных специальностей также значатся дефектоскописты, геодезисты, геологи и минерологи. Эти специалисты требуются в несколько компаний области, в некоторых из них вакансии открыты уже полгода. 

1011 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance